Аналитики разъяснили цель рапортов ФСБ о предотвращении двух терактов на юге России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следователи убедили суд отправить под арест пятерых задержанных в Ростове-на-Дону по делу о терроризме. Два за неделю отчета о предотвращении терактов на юге России призваны представить ФСБ эффективной организацией, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 13 июля ФСБ сообщила, что в Ростове-на-Дону задержаны пять местных жителей, уроженцев России и Средней Азии, которые входили в ячейку запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство" и планировали теракты в медицинских и учебных заведениях. Шестой участник группировки, по данным силовиков, погиб при задержании.
Рапорт ФСБ о предотвращенном на юге России теракте стал вторым за неделю. 7 июля спецслужба отчиталась о предотвращенном в Астрахани теракте. Силовики, по версии ведомства, задержали астраханца, который принес присягу лидеру "Исламского государства"* и готовил нападение на административное здание в городе.
Пятеро задержанных в Ростовской области арестованы
Советский райсуд Ростова-на-Дону постановил арестовать пятерых подозреваемых в подготовке теракта в Ростовской области, сообщил источник в правоохранительных органах. "Все пятеро арестованы", - приводит сегодня его слова ТАСС.
Суд рассмотрел два материала в отношении задержанных по подозрению в незаконном хранении оружия. Первого подозреваемого отправили в СИЗО "ещё три дня назад", информирует сегодня со ссылкой на пресс-службу суда 161.RU.
Менее чем за неделю силовики отчитались о двух предотвращенных терактах в ЮФО, чтобы показать эффективность своей работы, предположил профессор Ставропольского госуниверситета, конфликтолог Юрий Ефимов. "Возможно, это связано с активной деятельностью спецслужб в период голосования по поправкам в Конституции. В результате их работы в этот период были выявлены предполагаемые организаторы терактов. Кроме того, возможно, что спецслужбам надо было отчитаться о проделанной работе, показать, что они эффективно работают, поэтому пошла такая активная работа по борьбе против терроризма. Вероятнее всего, спецслужбы давно вели этих людей, но задержать решили сейчас", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" конфликтолог.
Версия ФСБ о предотвращенных терактах не вызвала сомнений у профессора. "Знаете, это тот случай, когда сообщение не вызывает недоверие, дополнительные вопросы. Стоит доверять спецслужбам в вопросах, которые касаются борьбы против терроризма. Лично у меня сомнений нет в том, что сообщают силовики в рамках антитеррористической деятельности", - пояснил он.
Ефимов также не сомневается в том, что теракты могли быть подготовлены проживающими в регионе уроженцами Средней Азии. "К сожалению, в целом много людей, которые попадают под влияние ИГ*. Но жители Средней Азии слишком уязвимы в этом плане, они подвержены влиянию ИГ*, их легко вовлекают в активную работу. Такая тенденция действительно есть", - сказал он.
Возросший уровень насилия в обществе и отсутствие социальных лифтов способствуют радикализации молодых людей, а примкнуть к террористической организации сейчас достаточно легко, объяснили ранее успехи вербовщиков ИГ* опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Оба сообщения ФСБ счел правдоподобными и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. «Я думаю, информация ФСБ достоверная. [...] То же самое по поводу причастности выходцев из Средней Азии. Такое же не впервые в России. Много случаев, когда они готовили какие-то акции в Москве и других городах России. Например, я помню, они готовили какие-то террористические акции в Красноярске в 2017 году, теракт в метро в Санкт-Петербурге и много других случаев", - сказал Рощин корреспонденту "Кавказского узла".
При взрыве в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года погибли 16 человек, включая смертника, еще 102 человека получили ранения. В организации теракта был обвинен уроженец Средней Азии Аброр Азимов, его сообщниками следователи сочли 10 выходцев из Средней Азии. 10 декабря 2019 года все 11 обвиняемых были осуждены на сроки от 19 лет до пожизненного лишения свободы.
Не исключено, что два за неделю отчета о предотвращенных в ЮФО терактах – это совпадение, считает эксперт. "Обычно под наблюдением силовиков находится не один предполагаемый террорист. Силовики владеют информацией о разных акциях и ждут удобного момента для действий. Мне кажется, эти случаи просто совпали друг с другом, и мы увидели активные действия наших спецслужб. Может эти две потенциальные акции имели между собой какую-то связь, поэтому и были раскрыты друг за другом", - сказал Михаил Рощин.
Обвинениями в терроризме следователи дополняют первоначальную версию
Арестовать за хранение оружия, а обвинения в терроризме добавить позднее - обычная практика силовиков, отметил полковник МВД в отставке Евгений Черноусов. "Как правило, силовики закрепляют очевидное, то есть задерживают, а потом и арестовывают за хранение оружия. Потом собирается доказательная база о террористической деятельности. По этой статье обвинение очень серьезное, и доказательства должны быть железобетонными, а это требует некоторого времени. После получения достаточного объема доказательной базы добавляется статья о терроризме. Это также связано со сложностью раскрытия такого преступления, как терроризм", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Евгений Черноусов.
В ФСБ могли осознанно опубликовать не все данные о причастности выходца из Средней Азии к подготовке террористической акции, считает эксперт. "Я думаю, что у силовиков есть еще другие доказательства, которые они пока не хотят использовать ввиду того, что это секретная информация. Кроме того, возможно, силовики все еще ведут розыскную деятельность, ищут сообщников, поэтому пока не могут выложить все карты, чтобы не помешать делу", - добавил он.
"Задержание по одной статье, а потом добавление обвинения в терроризме – "обычная мировая практика силовиков", согласился полковник запаса ФСБ, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков. "Так принято не только в России, но и во всем мире. Обычно сначала задерживают и потом по решению суда арестовывают по какой-то мелкой статье, далее собирают прочные доказательства и вменяют соответствующую статью о терроризме. Кстати, так делается не только в случае борьбы с терроризмом. Так поступают также, когда раскрывают преступления крупных бандитов. Главаря задерживают по какой-то статье, а дальше по мере раскрытия дела добавляется множество других статей", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Геннадий Гудков.
В публичных сообщениях ФСБ говорится не о всех доказательствах и обстоятельствах дел, связанных с терроризмом, добавил он. "Это может навредить расследованию. Возможно, другие участники группы тоже находятся под наблюдением, и любая дополнительная информация может помочь им скрыться. Поэтому в таких случаях обычно много фактов, но не обо всем силовики могут говорить", - пояснил он.
При этом Гудков признал, что не всегда можно доверять информации ФСБ. "Если бы у нас были честные правоохранительные органы, спецслужбы, к которым у нас было бы полное доверие, мы бы могли таким вот образом спокойно и объективно все проанализировать. Но поскольку мы видели фабрикации дел по обвинению в терроризме, то не всегда можно верить тому, что публикуют и показывают силовики", - добавил он.
"Кавказский узел" ранее писал об уголовных делах, которые защитники обвиняемых в терроризме назвали сфабрикованными. В частности, четыре уроженца Дагестана, обвиненные в подготовке теракта на концерте Филиппа Киркорова, настаивают, что дали признательные показания под пытками. Житель Чечни Абдул-Халим Абдулмежидов, осужденный в 2018 году за подготовку теракта, не смог добиться возбуждения уголовного дела о выбивании показаний под пытками. В Астрахани по делу о терроризме был обвинен местный житель Расул Байсуев. Единственным доказательством его вины являются показания свидетеля, от которых тот впоследствии отказался, указала защита.
Новости о влиянии ИГ* на деятельность боевиков Северного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кавказ под прицелом халифата".
* "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) – террористическая организация, запрещенная в России судом.
источник: корреспондент "Кавказского узла"