Черкасов: к терроризму в России приводит неверное отношение к жителям Кавказа (Видео)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проблема терроризма в России вытекает из того, в том числе, что к живущим на Кавказе относятся не так, как к остальным гражданам России, и тем более к москвичам, считает член правления международного общества "Мемориал" Александр Черкасов. А по мнению политолога Сергея Маркедонова, сегодня борьба с терроризмом видится исключительно как полицейское мероприятие, а одними полицейскими операциями проблема не решаема.
Видеосюжет на эту тему смотрите здесь:
Напомним, утром 29 марта прогремели два взрыва на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии. По последним данным, погибли 40 человек, ранения различной степени тяжести получили еще 95 человек. Теракты осуществили террористки-смертницы. 31 марта взрывы, осуществленные смертниками, прогремели в дагестанском Кизляре, унеся жизни 10 человек. Власти считают, что теракты в Москве и Дагестане - звенья одной цепи.
"В СМИ говорят о "чеченском сепаратизме", тогда как сепаратистский проект закрыт два с половиной года назад. Кавказ первый страдает от терроризма. Взрывов там гораздо больше, чем в Москве. И, к сожалению, даже в "хороших подборках" того, что произошло за последние 10 лет, пропускается взрыв, к примеру, электрички в Ессентуках. Бедные люди, студенты, ехали на электричке, десятки убитых. Чем они хуже тех, кто сейчас в метро погиб, или погиб на Автозаводской?" - заявил на прошедшей дискуссии по поводу терактов в Кизляре и Москве Александр Черкасов, на которой присутствовал корреспондент "Кавказского узла".
По словам Черкасова, современный террор создан не террористами. И покушения сейчас происходят, в отличие от былых времен, вовсе не в отношении лиц, наделенных государственной властью.
"Полицейские меры, самые примитивные – это первое что приходит в голову. Сплошной полицейский контроль никогда не решает проблему", - заявил Александр Черкасов, подчеркнув, что проблема террора требует повышенного профессионального подхода.
Он также заявил, что, "не исследовав явление, не дав возможности специалистам и обществу его обсудить, мы загоняем себя в страх и отдаем в лапы тупой полицейщины".
По мнению Александра Черкасова, применяемый нынешними властями страны контртеррор является для нее удобным методом управления страной.
"10 лет мы живем в стране, где контртеррор является основным элементом управления. Вот сейчас призывают общественность к солидарности. Господа, какая общественная солидарность, если выборные институты ликвидированы под предлогом необходимости борьбы с терроризмом после 2004 года? Если говорить об исследовании явления, где можно прочитать биографии террористов, биографии участников терактов в Норд-Осте или Беслане, чтобы понять, что их привело туда? Этого нет, по крайней мере, в открытом доступе", - отмечает правозащитник.
По его словам, с 2002-2003 года управление ФСБ по Чеченской республике начало составлять списки родственников исчезнувших людей, количество которых, по данным "Мемориала", составляет примерно около 3 тысяч человек.
"Что значит исчезли? Похищены силовыми структурами, спецслужбами, очевидно подвергнутые допросам под пытками, содержались в секретных тюрьмах и подвергнуты внесудебных казням. Именно эта кампания государственного террора, которая выдавалась за контртеррор и создала ту базу для террора, которую мы видим сейчас", - уверен Черкасов.
Он отмечает, что в настоящее время существует реальная система подполья, действующая не только на Кавказе, но и в рамках России, как результат контртеррористической операции в Чечне. "На пустом месте, в Ингушетии, где при Аушеве не было подполья, на пустом месте, в Кабардино-Балкарии, где был местный джамаат, но не было террористического подполья, его создали полицейскими методами. Эффектные методы, контрпродуктивные и не эффективные. И победить это быстро нельзя", - заявил Александр Черкасов.
С ним согласен и заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. "К сожалению, сегодня борьба с терроризмом видится исключительно как полицейское мероприятие", - заявил Маркедонов на той же дискуссии, отметил, что "уничтоженный террорист" будет святым для тех, кто захочет пойти по шахидскому пути.
"Это не те люди, которые сдались и сотрудничают со следствием и дают показания. Это уже немножко другая ситуация", - считает Сергей Маркедонов.
В том самом метро не было высокопоставленных чиновников, там были студенты, курьеры, воспитатели детских садов, наши с вами соседи, обычные люди. Это антиобщественный акт
По его словам, если еще добавить к этому методы информационного воздействия, которые государство должно и может использовать, это будет гораздо эффективнее, чем вылавливание и точечное уничтожение террористов, которые "не могут рассказать о своих связях, не могут "сдавать" кого-то и не могут дать понимания, в чем же суть тех структур, которые противостоят сегодня властям".
"Противостоят российскому, я не хочу сказать "государству" - это категорически неправильно, российское государство, если понимать под этим словом чиновников, страдает меньше всего от взрывов. Взрывы же происходят не в здании администрации президента, не на Красной площади, и не непосредственно у ФСБ. В том самом метро не было высокопоставленных чиновников, там были студенты, курьеры, воспитатели детских садов, наши с вами соседи, обычные люди. Это антиобщественный акт", - отмечает политолог.
Поэтому, по его словам, теракты шокируют, вызывают большой страх, "Может ли в этой ситуации государство ограничиваться только полицейскими действиями? Может ли оно обойтись без серьезного диалога с экспертным сообществом? С обществом в целом? Я думаю, что нет", - заявил Сергей Маркедонов на состоявшейся в Москве дискуссии.
Теракты в московском метро застали спецслужбы и правоохранительные органы врасплох, что свидетельствует о серьезных недостатках в функционировании всего российского антитеррористического блока, заявил главный редактор еженедельника "Военно-промышленный курьер" и журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, также принявший участие в дискуссии.
Сегодня складывается четкое понимание, что на территории Северного Кавказа действует сетевая террористическая структура, во многом самофинансирующаяся, в ряде случаев им платят представители местной и республиканской власти для того, чтобы элементарно остаться в живых
"Сегодня складывается четкое понимание, что на территории Северного Кавказа действует сетевая террористическая структура, во многом самофинансирующаяся, в ряде случаев им платят представители местной и республиканской власти для того, чтобы элементарно остаться в живых. И это крайне тревожная тенденция, которая сегодня набирает обороты", - считает Кротченко.
Он согласен с теми, кто говорит, что технический аспект в противостоянии новым террористическим актам не главный. По его мнению, способной агентуры в районе Северного Кавказа у силовиков нет. "Эта проблема остается главным моментом, исходя из которого мы можем ожидать новых террористических атак, которые будут нестандартны, и в очередной раз могут застать наши спецслужбы и правоохранительные органы врасплох", - отмечает эксперт.
Московский Политклуб информационного агентства "Росбалт" 29 марта провел дискуссию под названием "Кто взорвал Москву и Кизляр: исламисты, сепаратисты или просто бандиты?". За круглым столом собрались, журналисты, политологи и другие эксперты. Помимо Черкасова, Маркедонова и Коротченко, в дискуссии участвовали Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России и Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль раскритиковал действия властей и неадекватность их реакции на теракты и даже предположил, что актуальной становится угроза потери Россией суверенитета в связи с неспособностью обеспечить безопасность своих граждан. Но зато затем заметил, что «новые теракты вряд ли будут», поскольку «все эффекты», которых террористы хотели бы добиться, уже достигнуты.
Председатель оргкомитета партии "Родина: здравый смысл", доктор экономических наук Михаил Делягин назвал теракт первого взрыва - на Лубянке - пощечиной ФСБ РФ, чей главный офис находится на Лубянской площади. Что касается мер борьбы с терроризмом, он отмечает, что следует оздоровить силовые структуры, по крайней мере, органы управления на Северном Кавказе, антикоррупционными процедурами.
Делягин также уверен, что надо восстановить режим контртеррористической операции в Чечне, который был снят в апреле прошлого года. Что касается политической составляющей, то, по мнению эксперта, "Единая Россия" эксплуатирует теракты в собственных целях и оказывает на общество аналогичное с террористами воздействие, например, объявляя критику против себя антигосударственной деятельностью. В результате, отмечает Делягин, наблюдается рост настроений в пользу отделения Северного Кавказа от России, и жители некавказских регионов страны все чаще указывают на нежелание представителей кавказских народов интегрироваться, их агрессивность и свое нежелание жить с ними вместе.
Как сообщал "Кавказский узел", после терактов в Москве и Кизляре произошло еще несколько в ночь подобных преступлений. В ночь на 4 апреля на железной дороге в Дагестане прогремело два взрыва, один из которых, произошедший на 2353 км Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги на пути следования грузового поезда, признан терактом. В результате этого взрыва восемь вагонов и локомотив сошли с рельсов, жертв и пострадавших нет. При детонации в 5-6 метрах от первого взрыва сработало еще одно взрывное устройство.
В ту же ночь на территории православного кладбища в станице Орджоникидзевская Сунженского района Ингушетии были обнаружены два взрывных устройства, которые были обезврежены путем подрыва.
Сегодня утром два взрыва прогремели в Ингушетии в городе Карабулак. В результате первого взрыва, когда террорист-смертник взорвал себя, погибли два сотрудника правоохранительных органов, еще двое доставлены в больницу с ранениями разной степени тяжести. Смертник подорвал себя после того, как милиционеры на входе в ГОВД попросили его предъявить документы. Вторая бомба была взорвана дистанционно, она находилось в машине, припаркованной у здания ГОВД. В результате взрыва был ранен сотрудник прокуратуры.
Взрывы в ингушском Карабулаке, прогремевшие сегодня утром, могут быть связаны с терактами в Москве и Дагестане, сообщил информированный источник в силовых структурах РФ. По его мнению, за этими событиями могут стоять одни и те же люди, которые преследуют цель дестабилизировать обстановку в стране. Сейчас эта версия также прорабатывается следствием.
источник: корреспондент "Кавказского узла"