01 июня 2009, 22:50
Суд Нальчика признал экстремистским видеообращение Мусы Мукожева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нальчикский городской суд вынес решение о признании экстремистским материалом видеообращения одного из лидеров Кабардино-Балкарского джамаата Мусы Мукожева. Видеообращение было размещено в Интернете еще в 2008 году.
С иском в суд по данному поводу ранее обратился прокурор республики в интересах государства и на основании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщили в пресс-службе прокуратуры республики.
Против Мусы Мукожева было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 280 УК РФ (публичные призывы к экстремистской деятельности). Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
"Сотрудниками правоохранительных органов в сети Интернет был обнаружен информационный материал – видеообращение под названием "Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая. Обращение амира Мусы Мукожева. Лето 1429 года (2008). Нальчик". Лингвистическая экспертиза показала, что обращение носит экстремистский характер", - сообщил представитель прокуратуры.
"Психолого-лингвистическим исследованием было установлено, что видеообращение содержит отрицательные эмоциональные оценки в отношении мусульман, не придерживающихся позиции авторов обращения, содержится информация, призывающая быть готовыми к военным действиям "с оружием в руках" против "кяфиров", обосновывающая правомерность применения насилия по признаку отношения к религии", - отметил представитель прокуратуры.
Нальчикский городской суд согласился с требованиями прокурора КБР и признал видеообращение Мукожева экстремистским материалом. Решение суда вступило в законную силу. Видеообращение будет включено в федеральный список экстремистских материалов, распространение, а равно производство или хранение которых запрещено на территории Российской Федерации.
Напомним, что 10 мая в Кабардино-Балкарии прошла спецоперация, в ходе которой Муса Мукожев был убит. Вместе с ним были убиты Марат Гулиев, до 2005 года амир мусульман города Нальчика, исповедующих альтернативный ислам, и некто Хасан Сижажев, о подпольной роли которого мало что известно.
Согласно официальному сообщению, распространенному единым информационным центром правоохранительных органов, машина, в которой ехали названные лица, была блокирована в селении Дугулубгей Баксанского района КБР. В ходе огневого контакта в автомашине сдетонировало самодельное взрывное устройство, в результате чего боевики получили ранения несовместимые с жизнью.
При досмотре автомашины были обнаружены автомат Калашникова, два пистолета ПМ, пистолет "Глок" иностранного производства, граната РГН-1, самодельная граната "Хаттабка".
В сообщении подчеркивалось, что Мукожев и Гулиев "занимались активной вербовочной деятельностью, находились в федеральном розыске, доказана их причастность к подготовке серии террористических актов против гражданского населения, а также убийству девяти охотников, начальника УБОП МВД по КБР, полковника милиции Анатолия Кярова, сотрудника ОМСН МВД по КБР, лейтенанта милиции Альберта Рахаева, начальника ОВД по Черекскому району, полковника милиции Мустафы Конакова, и ряду других особо тяжких преступлений.
"Мукожев и Гулиев являлись главарями так называемой "Республиканской Шуры" и занимали должности заместителей "военного амира КБР" Анзора Астемирова. Мукожев с начала 90-х годов выступает как идеологический лидер радикальных исламистов, призывает к вооруженному противостоянию, (джихаду) действующей власти", - говорилось в сообщении.
По данным источника из Следственного управления, до окончания взрывотехнических экспертиз нельзя определенно сказать, взрыв произошел в салоне автомобиля или на машину было оказано внешнее воздействие. Вместе с тем, источник отметил, что на месте происшествия обнаружены фрагменты самодельного взрывного устройства. Было подчеркнуто, что тела пассажиров почти полностью сгорели, и потому вопрос об опознании их родственниками не стоял: "Никаких данных о личностях убитых пока нет. Об этом можно будет говорить по завершении генетических экспертиз".
По некоторым данным, оперативники ФСБ вышли на след Мукожева и Гулиева и отслеживали их передвижение.
Несмотря на утверждение силовиков о причастности убитых к нападению на здание Управления госнаркоконтроля в декабре 2004 и атаке на столицу КБР 13 октября 2005 года, фигурантами по уголовным делам по фактам совершения данных преступлений – ни по нападению на здание госнаркоконтроля, ни по рассматриваемому в Верховном суде КБР делу о событиях октября 2005 - они не являлись.
Между тем известно, что, начиная с 2000 года, имя Мусы Мукожева несколько раз всплывало в уголовных делах, связанных с религиозным экстремизмом. В его квартире было проведено множество обысков.
17 августа 2000 года Главным управлением Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе было возбуждено уголовное дело против Мукожева за пособничество незаконным вооруженным формированиям.
Долгое время для общественности роль Мукожева в событиях 13 октября 2005 года оставалась неясной. Амир хранил молчание вплоть до конца сентября 2006 года, что породило различные версии и предположения. В частности, в мае 2005 года прошел слух о расколе между лидерами Кабардино-Балкарского джамаата.
На роль Мусы Мукожева в событиях 13 октября 2005 года проливают свет показания одного из членов джамаата, данные в ходе следствия, о которых корреспонденту "Кавказского узла" стало известно от адвоката, занятого в деле.
"После нападения на Госнаркоконтроль, когда стало известно, что его организовал Анзор Астемиров, в мусульманской общине произошел раскол, некоторые стали поддерживать и одобрять действия Астемирова, другие его осуждали, утверждая, что для подобного поступка не было веских причин. Насколько мне известно, Мукожев М. был противником джихада и несколько раз останавливал попытки дестабилизации обстановки в КБР, но после закрытия мечети в Вольном ауле, многие перестали слушаться его, и, видимо, в этот момент Астемиров возглавил сторонников джихада", - рассказал адвокат.
3 октября 2005 года, будучи уже на нелегальном положении, Мукожев собрал наиболее активных членов джамаата и сказал им, что Астемиров и Одижев встречались с представителями Чечни, которые приехали с предложением объединиться.
Мукожев говорил, что два года назад также приезжали представители тех, кто ведет боевые действия в Чечне, и предлагали объединиться, но тогда им отказали в объединении. Мукожев сказал, что сейчас нет причин отказывать в объединении с чеченской стороной, так как идет притеснение мусульман.
26 сентября 2006 года, впервые после событий 13 октября 2005 года, Мукожев нарушил молчание, выступив с видеообращением в Интернете. В нем было отмечено, что нападение на Нальчик было спровоцировано действиями силовиков против членов мусульманской общины.
В ходе пресс-конференции в Прокуратуре КБР 16 мая этого года у журналистов возникли вопросы, вызванные результатами спецоперации в отношении членов незаконных вооруженных формирований и сообщениями Единого информационного центра правоохранительных структур.
После ликвидации Султанова и Бозиева было сказано, что они участвовали в убийстве полковника Кярова. После спецоперации в Дугулубгее сообщили, что Мукожев и Гулиев принимали участие в нападении на бывшего начальника УБОП. Ранее такие же заявления делались в отношении Жолабова, Мамеева и других. "Создается впечатление, что в этом дворе находилась, по меньшей мере, половина участников НВФ", - заявил один из журналистов.
"Участие предполагает не только непосредственную стрельбу в сотрудника милиции, - ответил на это старший помощник прокурора КБР Мурат Тенов. - Речь может идти о подготовке покушения, оказании материальной помощи, доставке оружия и других видах пособничества".
На данной пресс-конференции также прозвучало, что по официальным сведениям, в розыске значится около 34 человек, из которых 10 являются участниками нападения на Нальчик 13 октября 2005 года.
Напомним, 13 октября 2005 года на Нальчик было совершено нападение вооруженных лиц, в результате которого погибли 35 сотрудников правоохранительных органов 14 мирных граждан и 92 боевика. В последующее время продолжились задержания обвиняемых и подозреваемых в участии в событиях осени 2005 года.
Предварительные слушания по делу о событиях 2005 года начались в октябре 2007 года. На скамье подсудимых 58 человек. Они обвиняются в терроризме, вооруженном мятеже, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и других тяжких преступлениях. Большинство из них свою вину не признают. Часть подсудимых признали вину только по одной статье 222 УК РФ - ношение и хранение оружия.
7 мая этого года в судебном процессе был объявлен перерыв до 1 июня. Сегодня на заседание Верховного суда Кабардино-Балкарии не явился ни один из потерпевших и свидетелей. Свидетель, который был доставлен в суд, отказался заходить в зал судебного заседания. Завтра, 2 июня, процесс будет продолжен.
Автор: Луиза Оразаева источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"