10 ноября 2021, 04:07
"Роснефть" отказалась от иска к Карданову на 157 млн рублей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Роснефть" потребовала от бывшего генерального директора своего подразделения в Кабардино-Балкарии Валерия Карданова, обвиняемого в присвоении базы "Баксан", компенсировать ей 198 тысяч рублей, которые были потрачены на перерегистрацию базы. Иск на 157 миллионов рублей за имущество и объекты базы компания отозвала. Однако еще один иск на 45 миллионов рублей оставлен в силе.
Как писал "Кавказский узел", бывший глава Кабардино-Балкарской топливной компании (КБТК) Валерий Карданов после задержания в 2018 году находился в СИЗО, с февраля 2020 года – под домашним арестом, а в марте 2021 года был отпущен на свободу под подписку о невыезде. На заседании суда 8 июня, как и на предыдущих заседаниях, свидетели дали показания в пользу Карданова. На заседании 21 октября суд удовлетворил ходатайства защиты о допросе бывшего министра внутренних дел Кабардино-Балкарии Хачима Шогенова и бывшего начальника охраны первого президента республики Валерия Кокова. Они могут прояснить обстоятельства передачи базы спортсменам, пояснил адвокат.
Следствие полагает, что Валерий Карданов, возглавляя Кабардино-Балкарскую топливную компанию "Роснефть", перевел на счета подконтрольных ему фирм-однодневок 45 миллионов рублей, а незадолго до увольнения оформил фиктивный договор купли-продажи базы отдыха "Баксан". Обвинения предъявлены по статьям о мошенничестве, присвоении имущества и подделке документов. Своей вины Карданов не признает. Документов, подтверждающих его вину, в деле нет, утверждает защита. Подробности об этом деле можно узнать из подготовленной "Кавказским узлом" справки "Дело Карданова: нефть и власть в Кабардино-Балкарии".
На заседании 9 ноября представитель ОАО "Роснефть» представил суду уточненные исковые требования, передал корреспондент "Кавказского узла".
Компания отказалась от иска в 157 млн рублей, который ранее предъявляла Карданову по обвинению о незаконном отчуждении им базы отдыха "Баксан". Но поскольку "постановлением 16-го Апелляционного арбитражного суда договор купли-продажи базы "Баксан" от 19 декабря 2000 года между ПАО "НК "Роснефть" – КБТК" и Бозиевым И. признан недействительным", сумма нанесенного Кардановым ущерба составила 198 тысяч рублей, потраченных компанией на процедуру перерегистрации базы, говорилось в исковом заявлении "Роснефти". При этом иск на 45 млн рублей компания оставила в силе.
Карданов давал показания в течение более четырех часов, последовательно опровергая предъявленное ему обвинение. По поводу предъявленного обвинения в перечислении 45 млн рублей на расчетные счета фирм "Калипсо Тур" и "Альфа-Сервис" Карданов пояснил, что, являясь гендиректором ОАО "НК "Роснефть" – КБТК", он в соответствии с уставом и своими полномочиями обязан был при совершении сделок подписывать платежные поручения о перечислении денежных средств с расчетного счета общества на расчетные счета контрагентов. По словам обвиняемого, таких платежных поручений за год он подписывал тысячи, а в течение одного рабочего дня их количество могло доходить до сотни.
Карданов подчеркнул, что "перечисление денежных средств и подписание платежных документов было возможно при наличии полного пакета документов, подтверждающих реальность совершенной сделки". Платежное поручение подписывалось им лишь после проверки пакета документов и надежности контрагентов соответствующими отделами и курирующими заместителями. "Как правило, платежные поручения поступали ко мне с почтой с визами заместителей о необходимости осуществления платежа. После поступления этих документов они проверялись моим помощником Богатыревым В.М. на предмет их соответствия предъявляемым требованиям, и только после этого я их подписывал", — сказал он.
Карданов назвал абсолютно абсурдным, надуманным и не подтвержденным ничем обвинение в сговоре с неустановленными лицами для перечисления и последующего обналичивания денег, обращения их в свою пользу или пользу третьих лиц. Компания совершала и биржевые сделки, предусматривающие прямые поставки от одного контрагента к другому, минуя не только КБТК, но и вообще Кабардино-Балкарию, сказал он.
"Я не могу исключить, что перечисление денежных средств было совершено по письму третьего контрагента о взаимозачетах, что входит в понятие делового оборота хозяйствующих субъектов", — указал Карданов.
Если платеж был осуществлен до поставки продукта, то имеется ссылка "предварительный" или "авансовый", сказал Карданов. В платежных поручениях в данном случае такой ссылки нет, следовательно, платежи произведены по факту исполнения договоров, отметил он. "Мы были участниками — игроками на бирже, что предполагало заключение сделок с контрагентами, которых ты вообще не знаешь. Более того, заключенные на биржевых торгах сделки — это договоры прямого действия, то есть топливо не завозится не только в КБТК, но и в республику, оно напрямую поставляется от поставщика (но продавцом значится КБТК) к покупателю", — указал обвиняемый.
Он отметил, что КБТК за 2010 год заключила около 200 сделок по поставке нефтепродуктов со сторонними организациями, всего было поставлено более 400 000 тонн нефтепродуктов, из них в Кабардино-Балкарию поставили всего 37 000 тонн. При этом ни одна из этих сделок не была отражена в журнале регистрации договоров ОАО "НК "Роснефть" – КБТК", подчеркнул Карданов.
Утверждение обвинения о том, что перечисление денег носило безвозмездный характер, Карданов назвал выдуманным. По его словам, учет финансово-хозяйственной деятельности КБТК велся в электронном виде, что позволяло контролировать совершение сделки и исполнение сторонами обязательств, в том числе в бухгалтерских отчетах и программе 1С Бухгалтерия. Эти сведения автоматически передавались в НК "Роснефть", в программе которой также отражается дебиторская задолженность. Данный контроль полностью исключал возможность хищения денежных средств, заверил он.
Если бы указанные 45 млн были похищены, образовалась бы дебиторская задолженность у контрагента, но таких сведений нет, указал Карданов. По его словам, чтобы присвоить себе эти денежные средства, проще было бы просто взять их из кассы предприятия, не привлекая лишних лиц.
Далее Карданов подробно рассказал об обстоятельствах приобретения КБТК базы отдыха "Баксан" и ее перепродажи спортивному сообществу в лице Исхака Бозиева. Обвинение в том, что им был изготовлен фиктивный договор купли-продажи базы "Баксан" от 19 декабря 2000 года Бозиеву Карданов назвал абсурдным.
По его словам, договор был изготовлен до 19 декабря 2000 года председателем коллегии адвокатов Кабардино-Балкарии Хату Лиловичем Жигуновым, который по поручению президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова представлял интересы Бозиева. Карданов сказал, что документ был подписан им и Бозиевым в его служебном кабинете 19 декабря 2000 года.
На заседании 15 апреля свидетели рассказали, что сделка с базой отдыха "Баксан", которую Кабардино-Балкарская топливная компания продала в 2000 году Исхаку Бозиеву, не была фиктивной — именно Бозиев после приобретения объекта занимался его реконструкцией, подыскивая для этого инвесторов.
После подписания договора купли-продажи 19 декабря 2000 года был подписан акт приема-передачи, деньги в полном объеме были внесены в кассу общества, что подтверждается не только показаниями свидетелей, но и квитанцией к приходному кассовому ордеру общества, отчетом предприятия за 2000 год, аудиторскими заключениями, сказал обвиняемый.
У гособвинителя к Карданову вопросов не возникло.
Судебное следствие по делу Карданова завершилось, прения назначены на 29 и 30 ноября.
Автор: Людмила Маратова источник: корреспондент "Кавказского узла"