01 июля 2021, 21:50
Семья беременной махачкалинки обеспокоена ее здоровьем в СИЗО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Беременная жительница Махачкалы Регина Велиметова, депортированная вместе с мужем и детьми из Египта, уже семь месяцев находится в СИЗО Черкесска по обвинению в финансировании боевиков. Женщине накануне родов тяжело находиться под стражей, а четверых своих детей она не видела с момента ареста, сообщили родные. Дело Велиметовой передано в Южный окружной военный суд для рассмотрения в особом порядке, сообщил адвокат.
18 января 30-летнюю Регину Велиметову, лезгинку из Махачкалы, депортировали вместе с мужем и четырьмя детьми из Египта, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" человек, пожелавший не называть свое имя в целях безопасности. "Они проживали с 2017 года в Египте, учились. Их депортировали из Египта в Россию. По прилету ее встретили сотрудники управления ФСБ по Карачаево-Черкесии, а её мужа - сотрудники управления ФСБ по Дагестану. Детей забрали её (Регины) родители. На парковке попросили подписать документы о передаче детей родным, младшей девочке тогда было около семи месяцев. Она (Регина) обвиняемая, ждёт суда. Срок беременности - семь месяцев. В Египте перед депортацией их держали в национальном отделе безопасности", - рассказал он.
Сообщение о том, что в следственном изоляторе в Карачаево-Черкесии уже семь месяцев содержится мать четверых детей, которая находится в положении, поступило на sms-сервис "Кавказского узла". Ее обвиняют в финансировании терроризма, "держат в следственном изоляторе вдали от детей без свиданий и возможности поддерживать связь с родными", написал 30 июня автор сообщения.
По словам анонимного собеседника, супруга Велиметовой пытали, чтобы он поставил подпись под показаниями о финансировании терроризма. "Но он не подписал, и в итоге его через две недели отпустили. А потом [...] утром рано ворвались к нему домой, где он проживал с родителями и детьми, подкинули гранату и вменили 222-ю статью УК России (о незаконном обороте оружия. - Прим. "Кавказского узла"), в итоге поместили в СИЗО. Дело не закрыто, так как не могут никак добиться его признания в финансировании (терроризма) и доказать его вину в том, что он хранил гранаты. Им пришлось отпустить его под домашний арест", - рассказал он.
Собеседник сообщил также, что у супруга Велиметовой восемь малолетних детей и больная мать-инвалид на иждивении. Он сказал, что является единственным опекуном детей.
Отец Регины Рейседдин Велиметов, живущий в Махачкале, подтвердил, что его дочь находится в ожидании суда в СИЗО Черкесска, а зять - под домашним арестом в Кизляре. По его словам, он не знает деталей их дел, кроме того, что дочь обвиняют в финансировании терроризма по статье 205.1 УК России (о содействии террористической деятельности), а зятя в обвиняли в хранении оружия.
"Она уже должна родить вот-вот. В самом начале свидание (с Региной) было. Но давно уже не виделся с ней. Женщина в положении, а там душно, воздуха не хватает, возможности двигаться нет. На суд в Ростов-на-Дону почему-то не отправляют ее, хотя следствие вроде бы окончили в начале июня. Дело отправлено в суд, а ее держат в СИЗО", - рассказал Велиметов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам отца Велиметовой, у него на попечении старший ребёнок дочери, а остальные трое детей - у мужа, который находится в Кизляре.
Следствие по делу его дочери велось в Карачаево-Черкесии из-за того, что некая свидетельница, осужденная в этой республике, дала показания против неё, пояснил он. "Какая-то женщина признала ее по фотографиям, что она соучастница... Денежные отправки там какие-то, помощь террористическим организациям", - отметил Велиметов.
На этапе следствия у Велиметовой был назначенный государством адвокат, сказал он. Затем родственники заключили соглашение на защиту с адвокатом Львом Дорофеевым, но он с делом пока не ознакомлен.
"Не могу вступить в дело, потому что, как сообщил следователь, он 8 июня передал дело в суд. Велиметовой уже обвинительное заключение вручено, дело направлено в суд. Однако в Южном окружном военном суде материалов ещё нет. То есть уже прошло больше трех недель, а дела еще нет. Я собираюсь в очередной раз завтра (2 июля) лично посетить суд и поинтересоваться в канцелярии, поступило ли такое дело. Как только поступит дело, я с ним ознакомлюсь", - рассказал Лев Дорофеев. Адвокат указал, что обвинение Велиметовой предъявлено по статье 205.1 УК России.
"Как мне стало известно, она идёт по особому порядку в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, а значит, она признала свою вину. Исходя из того, что мне известно из аналогичных дел, там классическая цепочка: некто до неё заключил досудебное соглашение и указывал на неё изначально, соответственно, её вынудили заключить соглашение, указав на кого-то другого. Другой указывает на третьего, и так далее. В данном случае это цепочка [...] очень длинная, и финала нет. Она в середине всей цепи. На суде она будет одна, дело выделено", - пояснил Дорофеев.
Адвокат не исключил, что Велиметова получит снисхождение суда, "хотя твердо уверенным в этом быть нельзя". "Я буду все инструменты использовать, чтобы просить самое минимальное наказание с учетом ее позиции - она пошла на досудебное соглашение", - сказал Дорофеев корреспонденту "Кавказского узла". По словам адвоката, один человек получает по этой статье три года, а другой - "с тем же самым составом, той же досудебкой" получает 14 лет, поэтому здесь всё крайне неопределенно".
Ситуация по террористическим статьям специфическая отметил адвокат Тимофей Широков, не участвующий в деле Велиметовой. "Крайне редко кого-то отпускают под домашний арест. Даже больных или беременных. Хотя если кто-то сотрудничает (со следствием), к нему могут отнестись снисходительно. Но, вероятно, она (Велиметова) не сразу согласилась признать вину. К тому же, обвинение ей предъявили в Карачаево-Черкесии, а она - из Дагестана. Следствие могло сослаться на то, что у неё нет жилья в регионе и ей негде находиться под домашним арестом", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Адвокат отметил, что у суда есть право, даже приговорив к реальному сроку, дать женщине отсрочку исполнения наказания до совершеннолетия детей. "Но опять же по статье 205.1 УК России такое почти не происходит", - сказал Широков.
Уроженка Махачкалы в 2015 году пыталась выехать в Сирию в группе с Варварой Карауловой, однако ее задержали турецкие пограничники и депортировали на родину, сообщил 28 июня "Коммерсант".
22 декабря 2016 года Московский окружной военный суд признал Александру Иванову (Варвару Караулову) виновной в попытке примкнуть к террористической организации и осудил ее на 4,5 года колонии. Защита Карауловой в марте 2017 года не смогла обжаловать приговор в Верховном суде России, который отказался оправдать Караулову. В июле 2017 года ее адвокат сообщил, что Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу Карауловой, в которой говорится о многочисленных нарушениях во время предварительного следствия и необоснованно жестоком приговоре. 16 апреля 2019 года суд в Вологде удовлетворил ходатайство Карауловой об условно-досрочном освобождении, 27 апреля она вышла из колонии. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Варвары Карауловой.
По версии следствия, в 2017 году она выехала в Египет, где активно финансировала боевиков запрещенной судом в России террористической организации "Исламское государство"*, действовавшей в Сирии. В конце 2020 года жительницу Дагестана депортировали вместе с семьей из Египта по запросу российских властей. Отправку денег боевикам сама обвиняемая объяснила тем, что "просто помогала мусульманам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации", информировало издание.
Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата", а в разделе "Справочник" можно ознакомиться со справочной информацией "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ*".
* - "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России по решению суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"