Итог спецоперации в Чечне поставил под сомнение эффективность розыска боевиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Опытные члены вооруженного подполья, убитые при спецоперации в Серноводском районе Чечни, целенаправленно таились в ожидании более удобного момента для нападения, но беспрепятственное возвращение одного из них из Сирии в Россию вызывает вопросы к силовикам, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 11 октября два предполагаемых боевика были убиты во время контртеррористической операции в Чечне. Перестрелка произошла в Серноводском районе недалеко от границы с Сунженским районом Ингушетии. В связи с проведением спецоперации силовики усилили свои посты в Сунженском районе Ингушетии, рассказали жители ингушского села Берд-Юрт. 12 октября источники сообщили, что убитые опознаны как Рустам Борчашвили и Казбек Байдулаев.
Спецоперация 11 октября стала в Чечне первой почти за два года, свидетельствуют подсчеты "Кавказского узла". Предыдущий вооруженный инцидент произошел в Урус-Мартановском районе в ноябре 2018 года - тогда 34-летний мужчина и 17-летний подросток, вооруженные ружьем, оказали сопротивление силовикам и были убиты.
После появления информации о спецоперации в Серноводском районе 11 октября чеченский оппозиционный Telegram-канал 1ADAT призвал читателей сообщить известную им информацию об убитых. На тот момент в открытых источниках была только официальная информация силовиков, сведений об опознании убитых еще не поступало.
Источники 1ADAT подтвердили, что убиты Рустам Борчашвили и Казбек Байдулаев, связанные с вооруженным подпольем. «Они являются членами «Вилаята Кавказ*», - сообщила администрация канала «Кавказскому узлу».
По сведениям 1ADAT, спецоперацию проводили сотрудники ФСБ России, а не чеченские силовики. Информации о давлении на родственников Байдулаева в Чечне у них пока нет.
Казбек Байдулаев в 2008 году был осужден вместе с братом Анзором на шесть месяцев лишения свободы по статье об участии в незаконном вооруженном формировании. Родственники заявляли, что Казбека и Анзора в ходе следствия пытали, принудив их таким образом подписать признательные показания. В марте 2009 года родственники Казбека Байдулаева сообщили, что он был увезен из дома вооруженными людьми. Спустя несколько дней Байдулаев нашелся в грозненском РОВД. При встрече он рассказал матери, что силовики заставили его оговорить себя.
Ряд источников в силовых структурах сообщил, что Казбек Байдулаев с 2006 года воевал в Сирии, но в 2020 году вернулся в Россию. В актуальном списке террористов и экстремистов на сайте Росфинмониторинга имени Казбека Байдулаева нет, хотя уроженец Нестеровской Рустам Борчашвили в нем значится.
Борчашвили, которого силовики еще в 2013 году объявляли убитым, активно разыскивался как минимум с мая 2020 года. Весной спецоперация по розыску боевиков проводилась в Сунженском районе Ингушетии - силовые структуры искали Аслана Бютукаева, а вместе с ним Борчашвили и 40-летнего Ису Бузуркаева.
Аслан Бютукаев причастен к теракту в аэропорту Домодедово в 2011 году и атаке чеченских боевиков на Грозный 4 декабря 2014 года и находится в федеральном розыске, в санкционных списках США и Евросоюза, говорится в биографической справке о нем, подготовленной "Кавказским узлом".
Возможность беспрепятственного возвращения в Россию после участия в боевых действиях на территории Сирии есть даже у тех, кто находится в розыске, и в случае успешного возвращения такие боевики могут долго себя не проявлять, считает руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", профессор Алексей Малашенко.
«Сотни людей возвращаются из Сирии, многие в Дагестан. Они в основном сидят и молчат, себя никак не проявляют, чтобы избежать проблем. Этому, видимо, удалось каким-то образом незаметно для силовиков вернуться. А то, что он был в розыске, ничего не значит. Сколько людей в России в розыске, но их не задерживают? Их много и это тоже не секрет», - сказал Малашенко «Кавказскому узлу» Алексей Малашенко.
Убитые члены подполья могли целенаправленно держаться в тени долгое время - вероятно, они не планировали терактов или нападений, поскольку предпосылок для их активизации прямо сейчас нет, считает ученый.
«Они спокойно могли быть в подполье и не активничать. Не обязательно, чтобы они проводили какую-то деятельность: сейчас идеи ИГ* в России уже не популярны, и эти боевики вряд ли занимались вербовкой новых людей или подготовкой терактов, ресурсов нет. Но их активизация возможна в одном случае, если в России будет какая-то нестабильность, вот тогда они смогут себя проявить. А пока в регионе стабильно, они откажутся от активности», - отметил Малашенко.
Версия силовиков вызывает вопросы, хотя в целом может быть близка к правде, отмечает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. «Вопрос, как боевик смог попасть на территорию России, если было известно, что он воюет в Сирии. Это силовики должны объяснить. Также стоит объяснить, как он столько времени спокойно жил в России. Эти вопросы поднимают очень серьезную тему безопасности», - сказал «Кавказскому узлу» Ярлыкапов.
Он также допускает, что боевики могли долгое время ничего не предпринимать, поскольку у них была цель как можно дольше скрываться и остаться незамеченными.
«Мне кажется, у них не было задачи предпринимать какие-то действия, готовить акции, теракты. Наоборот, задачей было лечь на дно, скрываться, не привлекать внимание силовиков. Вербовка, например, привлекла бы внимание силовиков. Поэтому мне кажется, они особо не занимались вербовкой, привлечением новых боевиков, единомышленников, - но и сложа руки они не сидели, думаю», - рассуждает ученый.
Вместе с тем не исключено, что боевики скрывались с конкретной целью, - рассчитывали подготовить и провести какую-то акцию, отмечает Ярлыкапов. «Можно только предположить, что они к чему-то готовились и не были активными именно потому, что занимались подготовкой. Теоретически это возможно, что подготовка на каком-то этапе сорвалась. Но в этой истории важнее разобраться, как они незаметно для силовиков вернулись сюда», - подчеркнул он.
Сомнительно, но возможно, что убитый боевик был в Сирии и смог незаметно вернуться, считает президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.
«Сейчас как раз самое удобное время для боевиков, которые воевали в Сирии, там сейчас турецкая армия. Это сомнительно, но я допускаю, что такое возможно, что он по каким-то причинам вернулся в Россию и смог это сделать незаметно», - сказал «Кавказскому узлу» Кутаев.
Пассивность боевиков в течение как минимум полугода можно объяснить выжиданием более удобных условий для активности.
«Сейчас мало возможностей для действий. Они могут себя проявить, когда будет неразбериха, нестабильность. Они тем и опасны, что умеют воевать. Они знали, что в розыске, и им опасно что-то делать. Вот и ждали такой ситуации, имея опыт участия в военном противостоянии», - предположил он.
"Кавказский узел" следит за развитием ситуации в Кабардино-Балкарии и ведет хронику вооруженных инцидентов на территории республики. "Кавказский узел" размещает новости о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* – террористическая организация, запрещенная в России судом.
источник: корреспондент "Кавказского узла"