Защита заявила о затягивании следствия по делу Гаджиева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
По делу журналиста дагестанского издания "Черновик" Абдулмумина Гаджиева еще не проведено ни одно следственное мероприятие, заявили его адвокаты. Сам Гаджиев напомнил суду, что другой фигурант дела, Кемал Тамбиев, дал показания против него под давлением.
Как сообщал "Кавказский узел", Верховный суд Дагестана отказался 27 января удовлетворить апелляцию на арест журналиста Абдулмумина Гаджиева, оставив его под стражей до 13 марта.
Редактор отдела религии дагестанского сайта "Черновик" Абдулмумин Гаджиев с июня 2019 года находится под арестом по делу о финансировании терроризма. Вины он не признает. Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования журналиста "Медузы" Ивана Голунова, указали участники онлайн-дискуссии на "Кавказском узле", состоявшейся 27 июня 2019 года. Подробнее о деле Гаджиева говорится в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева".
На судебном заседании по делу Абдулмумина Гаджиева 27 января присутствовали защитники Абас Гайдаров, Шамиль Магомедов и Ахмед Ахмедов, а также общественный защитник Дана Сакиева. Сторону обвинения представляла прокурор. В зале суда находились многочисленные коллеги и друзья Гаджиева. Гаджиев общался с участниками заседания посредством конференцсвязи, передает присутствовавший в зале суда корреспондент "Кавказского узла".
В начале судебного заседания судья зачитал требование защиты и суть апелляционной жалобы на постановление Советского районного суда от 31 декабря 2019 года. Адвокат Гаджиева Шамиль Магомедов обратился к суду с ходатайством разрешить фото и видеофиксацию судебного заседания. Остальные защитники и сам Абдулмумин Гаджиев поддержали ходатайство Магомедова и призвали суд удовлетворить его. В свою очередь прокурор выступила против удовлетворения ходатайства защиты, мотивируя это "обеспечением безопасности участников судебного процесса". Судья, посовещавшись на месте, частично удовлетворил ходатайство защиты, запретив фиксировать на фото и видео прокурора.
Далее суд зачитал материалы рассматриваемого дела. Судья, в частности, пояснил, что один из защитников Гаджиева Асад Джабиров в своей апелляционной жалобе просит суд отметить решение о продлении меры пресечения в отношении Гаджиева от 31 декабря. Джабиров мотивирует это тем, что в ходе рассмотрения вопроса о продлении меры пресечения были допущены нарушения Уголовно-процессуального кодекса.
"Автор указывает в жалобе, что суд незаконно сослался в своем постановлении на протокол допроса свидетеля под псевдонимом "Махачев Сапулла Гамидович", - зачитал суд.
Джабиров также указал, что не был уведомлен о дате судебного заседания, которое состоялось 31 декабря. Защитник попросил суд отменить постановление Советского районного суда и избрать в отношении Гаджиева меру пресечения в виде домашнего ареста.
В апелляционной жалобе другого защитника Гаджиева Арсена Шабанова также ставится вопрос о правомерности вынесенного Советским районным судом решения от 31 декабря 2019 года. "В жалобе адвоката Шабанова также указывается, что суд необоснованно сослался на показания засекреченного свидетеля под псевдонимом Махачев. (Шабанов) ссылается на практику суда по правам человека", - отметил судья.
Сторона защиты Гаджиева, как и сам Гаджиев, поддержали доводы и требования своих коллег, изложенные в двух апелляционных жалобах.
Адвокат Ахмед Ахмедов отметил, что заседание по продлению меры пресечения от 31 декабря было назначено и проведено спонтанно. Он поддержал коллегу относительно его доводов о несвоевременном уведомлении Советским районным судом о предстоящем заседании по продлению меры пресечения.
Адвокат Шамиль Магомедов отметил, что доводы, представленные органами следствия на предыдущее заседание о продлении меры пресечения в отношении Абдулмумина Гаджиева, являются необоснованными. "По сути, следствие наше время затягивает ввиду того, что у них нет достаточных доказательств вины Гаджиева", - отметил Магомедов.
В свою очередь прокурор заявила о своей поддержке решения суда первой инстанции и призвала суд оставить без удовлетворения апелляционную жалобу защиты Абдулмумина Гаджиева.
Гаджиев назвал несостоятельными доводы следствия
Сторона защиты Гаджиева заявила о поддержке требований своих коллег, которые изложены в апелляционной жалобе. Адвокат Шамиль Магомедов призвал суд отменить решение Советского районного суда и избрать в отношении Гаджиева меру пресечения более мягкую, чем заключение под стражу.
В своем выступлении адвокат Ахмед Ахмедов отметил несостоятельность позиции следствия и их доводов, на основании которых суд избирает меру пресечения в отношении Гаджиева. Адвокат заявил, что по делу Гаджиева нарушен "принцип состязательности".
"Если на стороне защиты будут, условно говоря, [...] все лучшие адвокаты России, а на стороне обвинения - помощник прокурора из какого-нибудь Цунтинского района, суд выносит решение в пользу стороны обвинения", - отметил Ахмедов. Адвокат призвал суд вынести беспристрастное решение, не обращая внимания на то, что предъявляют стороны, и освободить Гаджиева.
После выступления адвокатов суд предоставил слово в прениях самому Гаджиеву. Он указал на несостоятельность доводов следствия, на основании которых в отношении него продлевается мера пресечения. По словам Гаджиева, рапорты оперативников не могут служить самостоятельным доказательством и нуждаются в проверке, так как это всего лишь сообщения о преступлении.
Второе основание, на которое ссылается следствие, это показания Кемала Тамбиева. Гаджиев отметил, что в ходе допроса, на которое ссылается следствие, Тамбиев был вынужден подписать уже готовые показания, так как на него оказывалось физическое и моральное давление.
Вместе с Гаджиевым по делу о финансировании терроризма проходят уроженец Карачаево-Черкесии Кемал Тамбиев и глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов. По версии следствия, Гаджиев перечислял деньги на счета фондов проповедника Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского), которого следствие считает организатором финансирования террористов через благотворительные фонды под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. Сам Абу Умар Саситлинский в интервью блогеру Тумсо Абдурахманову заявил, что никак не связан с Гаджиевым и другими фигурантами дела и даже не знаком с ними.
Третье основание, на которое ссылается следствие – это допрос оперативного уполномоченного. Как отметил Гаджиев, в своих показаниях оперативник заявляет о переводе какими-то людьми денежных сумм на счета террористических организаций. Четвертое основание, на которое ссылается следствие в ходатайстве о продлении меры пресечения, это тяжесть статьи.
Прокурор заявила, что призывает суд оставить без изменения решение Советского районного суда, а апелляционную жалобу защиты - без удовлетворения.
Спустя пять минут в совещательной комнате судья вынес решение оставить без удовлетворения апелляционную жалобу адвокатов Гаджиева, тем самым подтвердив решение Советского районного суда от 31 декабря 2019 года.
Защита Гаджиева не планирует обжаловать решение Верховного суда Дагестана
Адвокат Гаджиева Ахмед Ахмедов после заседания рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что посещает арестованного журналиста еженедельно. "Жалоб и претензий на содержание нет. Сам Абдулмумин Гаджиев в бодром состоянии", - сообщил Ахмедов.
При этом, по его словам, еще не проведено ни одного следственного мероприятия с участием Гаджиева. Это подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" и другой адвокат Арсен Шабанов.
Он также рассказал, что на прошлом заседании по делу Гаджиева сторона обвинения сообщила о новом допросе засекреченного свидетеля "Сайпуллы Махачева". "С точки зрения закона эти показания не имеют никакой силы, поскольку сам Махачев не является очевидцем", - заявил Шабанов. Он также сообщил, что защита журналиста не будет обжаловать решение Верховного суда Дагестана.
Комментариями от представителей остальных сторон процесса "Кавказский узел" пока не располагает.
Напомним также, что 27 января известные российские журналисты распространили совместное обращение в поддержку Гаджиева. В его защиту, в частности, выступили корреспондент и главный редактор "Медузы" Иван Голунов и Иван Колпаков, спецкорреспондент "Новой газеты" Илья Азар, журналист "Эха Москвы" Татьяна Фельгенгауэр, главный редактор "Медиазоны" Сергей Смирнов, журналисты Олег Кашин и Максим Шевченко.
"Пусть наши взгляды не во всем сходятся со взглядами Гаджиева, но мы уверены, что журналистов нельзя держать в СИЗО и судить за их профессиональную деятельность или за их слова", - говорится в обращении. Авторы обращения анонсировали на 29 января серию одиночных пикетов в поддержку Гаджиева, которые планируется провести у представительства Дагестана в Москве.
Илья Азар напомнил в своем обращении об убийстве в Дагестане журналиста "Нового дела" Ахмеднаби Ахмеднабиева, который был также корреспондентом "Кавказского узла".
Журналист "Кавказского узла" и дагестанского еженедельника "Новое дело" Ахмеднаби Ахмеднабиев был застрелен около своего дома в селе Семендер в Дагестане 9 июля 2013 года. Он писал на острые темы: о нарушениях прав человека в Дагестане, преступлениях сотрудников силовых структур, о преследовании религиозных общин и отдельных верующих, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" биографии Ахмеднаби Ахмеднабиева.
Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа отслеживаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".
источник: корреспондент "Кавказского узла"