10:09, 14 августа 2015

Эксперты сочли маловероятным назначение кумыка на пост главы Махачкалы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Требование назначить кумыка на пост мэра Махачкалы не соответствует сегодняшним реалиям в Дагестане, где положение об этническом балансе законодательно не закреплено, считают политолог Энвер Кисриев и журналист Милрад Фатуллаев.

Как сообщал "Кавказский узел", 1 августа в Махачкале состоялось совместное заседание кумыкских организаций республики. На нем была принята резолюция с требованием обеспечить равные социальные условия для жителей горных и равнинных районов Дагестана. Текст резолюции был 4 августа направлен федеральному инспектору по Дагестану аппарата полпреда президента в СКФО Василию Колесникову. Вопрос кандидатуры нового мэра Махачкалы зависит не от электората, а от политической воли главы Дагестана и Кремля, посчитали представители кумыкских организаций. Они предложили назначить на этот пост кандидата кумыкской национальности.

Кумыки – народ, этническую основу которого составило коренное население равнинных территорий Дагестана. Небольшие группы кумыков живут в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена статья о кумыках.

В настоящее время обязанности мэра Махачкалы исполняет Муса Мусаев, назначенный на этот пост в июле текущего года.

Мурзаев: коренное население лишилось права быть избранным

Поясняя цель требований кумыкского народа, председатель Национального совета кумыкского народа Абсалитдин Мурзаев отмечает, что коренное население, оказавшись в численном меньшинстве, лишилось своего пассивного избирательного права, т.е. права граждан быть избранными главами муниципальных образований при смешанном проживании равнинного и горского населения.

Причем, по мнению Мурзаева, речь идет не о политических амбициях, а о простом желании защитить права своего народа. По его данным, ни одного кумыка-мэра в городах Дагестана нет, хотя таких городов 10.

"У кумыков нет олигархов российского масштаба, нет лиц, входящих в администрацию президента России, и, соответственно, они влиять на принятие решений на уровне федеральном не могут. Это в отличие от других двух доминирующих, правящих этносов, которые заменяют друг друга. Мы считаем, что гарантированные конституцией права моего народа нарушаются", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Абсалитдин Мурзаев.

По его словам, Махачкала – город, где протекает "80% политической, экономической и хозяйственной жизни Дагестана, находится на равнине, где традиционно жили кумыки".  

"В городах, где традиционно жили кумыки, нет ни одного мэра кумыка. Это не только Махачкала, но и Хасавюрт и Буйнакск. Что касается Махачкалы, она в последнее время расширяется за счет земель пригородных кумыкских поселений, однако при статистических подсчетах население этих территорий не учитывается – для того, чтобы снизить численность населения кумыкской национальности", – поясняет представитель кумыкского народа.

В окрестностях Махачкалы расположена местность Караман (Черные Камни), на территории которой претендуют жители лакских сел, а также кумыкских селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент. С 10 ноября по 7 декабря 2014 года в Карамане проходила голодовка жителей таркинских сел с требованием восстановить в Махачкале Таркинский район, включив в него территории Карамана и гору Тарки-Тау. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" подготовлена справка об истоках конфликта и его современной истории.

Мурзаев настаивает на том, что в связи со снижением ареала проживания народа, создается напряженность в Дагестане.

"У нас сокращается ареал проживания, в связи с этим напряженность в Дагестане. Любое событие в республике приобретает национальную, бытовую окраску. Для кумыков национальный вопрос имеет самостоятельное этническое значение, народ – это территориальная общность, мы теряем свою территорию, ареал проживания. Статья 9 конституции России  законодательно гарантирует сохранение среды обитания. Мы превратились в численное меньшинство на своих землях, на своей исторической родине", – рассказал Абсалитдин Мурзаев.

По данным переписи населения 2010 года, в Махачкале на тот момент проживало 696 885 человек. Из принявших участие в переписи, согласно информации, опубликованной на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Дагестану, аварцы составляют 26,70% населения города, кумыки – 19,17%, даргинцы – 15,30%, лезгины – 12,71%, лакцы – 12,35%, русские – 5,40%.

Кисриев: подобные документы отвлекают общественное сознание от необходимости проведения общенародных и альтернативных выборов

Подобные документы на деле лишь отвлекают общественное сознание от главного – необходимости проведения общенародных и альтернативных выборов мэра города, считает глава сектора Кавказа Центра региональных и цивилизационных исследований РАН Энвер Кисриев, который высказывается также и за прямые выборы всех руководителей, в том числе и главы Дагестана.

"Чувства кумыков я вполне понимаю и разделяю. Действительно, их позиции в высшем руководстве республики ослабли после того, как председателем правительства перестал быть кумык (речь идет о Шамиле Зайналове, который ушел в отставку 21 февраля 2010 года – прим. "Кавказского узла"). Кроме того, город расположен на равнине, где большое количество кумыкского населения. Но мне кажется, что подобные обращения предназначены не для того, чтобы они были удовлетворены высоким начальством, а для того, чтобы косвенно подтвердить, что право выбирать имеет только высокое начальство, а не гражданское общество. Отсюда – вред таких "челобитных", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Энвер Кисриев.

По его мнению, жители города должны выбирать мэра на всенародных выборах. "И если они пройдут, я не удивлюсь, что может быть избран именно кумык. Не только потому, что кумыкское население в городе весьма многочисленно, но и потому, что многие граждане заметно устали от длительного и безусловного доминирования на самых высоких постах лиц исключительно аварской и даргинской национальностей – самых многочисленных в Дагестане", – отмечает эксперт.

Согласно принятому в апреле текущего года республиканскому закону, Махачкала получила статус городского округа с внутригородским делением. Депутатов в районные собрания горожане планируют избрать 13 сентября, выборы пройдут по пропорциональной системе с закрытыми партийными списками. Затем из состава депутатов райсобраний будет сформировано горсобрание, депутаты которого из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, будут избирать главу города.

По его мнению, на всенародных выборах за такой авторитетный пост многие жители лезгинской, лакской и русской национальностей с удовольствием отдадут свои голоса за кандидата кумыкской национальности. "Если, конечно, это будет достойный человек", – добавил Энвер Кисриев.

Он напомнил, что в 60-е годы прошлого столетия столицу Дагестана возглавлял кумык Халит Магидов. "Это был исключительно преданный своему делу человек. Город при нем становился все лучше и лучше прямо на глазах. Он был очень хорошим председателем городского исполкома и популярным в самом прямом смысле этого слова, хотя в те времена мы жили совсем по другим правилам. Магидова часто можно было увидеть в городе осматривающим объекты, дающим распоряжения. Он действительно был занят городом, тем, чтобы он становился чище и красивее", – указал Энвер Кисриев.

Он также отметил, что назначение Халита Магидова на пост главы горисполкома было сделано по партийной линии, как и любое подобное назначение в СССР.

Фатуллаев: в Дагестане уже отошли от национального квотирования при назначении на значимые посты в республике.

В Дагестане уже отошли от национального квотирования при назначении на значимые посты в республике, хотя ранее в республике соблюдался негласный баланс между тремя нациями: аварцами, даргинцами и кумыками – при назначении чиновников высшего ранга в республике, отмечает гендиректора РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев.

По его словам, подобной схемы в Дагестане придерживались до того, как в 2006 году был упразднен Госсовет республики, а в 2007 году выборы в республиканский парламент впервые прошли по партийным спискам.

Ранее в Дагестане существовала особая система выборов – национально-территориальные округа, квотирование мест в парламенте. Аварцы традиционно получали пост президента, даргинцы – спикера парламента, а премьер был кумыком, рассказал в апреле 2009 года в интервью "Кавказскому узлу" бывший тогда главой Дагестана Муху Алиев. В 2006 году федеральный центр привел избирательную систему республики в соответствие с общероссийской. Придерживались в республике национального баланса и в правительстве. В феврале 2013 года президент России Владимир Путин особо подчеркнул, что команда, собранная Рамазаном Абдулатиповым, должна быть сбалансирована по всем составляющим, в том числе и по этнической. Сам же Абдулатипов заявил, что его главная задача – вернуть доверие граждан к власти, и подчеркнул, что нужно существенным образом изменить в регионе кадровую политику, которая должна быть современной.

"От национального квотирования отошли уже при Магомедсаламе Магомедове (Магомедсалам Магомедов был главой Дагестана в период с 10 февраля 2010 года по 28 января 2013 года – прим. "Кавказского узла"), может даже чуть раньше. Но в любом случае сейчас, при действующем главе Дагестана Рамазане Абдулатипове, этот принцип уже не соблюдается", – рассказал Милрад Фатуллаев.

По его мнению, желание кумыков иметь мэром столицы Дагестана представителя своей национальности понять можно, но "это желание ни на чем не основано".

"Нет критериев, устанавливающих национальность того, кто может стать мэром Махачкалы. Поэтому кумыкская общественность, которая настаивает на занятии этой должности представителем их национальности, будут правы, но на эту должность могут претендовать и даргинцы. Поэтому желание кумыков – это всего лишь ни на чем не основанное пожелание", – отметил Милрад Фатуллаев.

Автор: Карина Гаджиева

источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
10 декабря 2024, 11:17
Апти Алаудинов
Все блоги