25 ноября 2020, 22:30

Краевед указал на угрозу уничтожения древних могил в Атажукино

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Законодательство по выявлению и постановке на учет объектов культурного наследия предполагает длительную процедуру их включения в охраняемые государством памятники. Могильники в районе селения Атажукино Баксанского района Кабардино-Балкарии, разграбленные неизвестными, пока не включены в реестр охраняемых объектов, а значит, их могут полностью разрушить, указал краевед Виктор Котляров.

Как писал "Кавказский узел", в районе селения Атажукино неизвестные разграбили древние захоронения. Грабители вскрыли могилы, достали оттуда погребальный инвентарь, а кости забросали землей, рассказал 15 ноября краевед Виктор Котляров. Всего, по его данным, были вскрыты десятки могил. После сообщения краеведа о разграблении древних захоронений Следственное управление СКР по Кабардино-Балкарии начало доследственную проверку, а в межмуниципальном отделе полиции "Баксанский" была создана специальная группа для расследования происшествия. Охрану древних захоронений стоит поручить егерям и инспекторам Росприроднадзора, а местным жителям надо разъяснить значение этих захоронений для изучения истории, указал краевед.

Объекты, о разграблении которых заявил Котляров, "не находятся в перечне выявленных объектов культурного наследия Кабардино-Балкарии", сообщило 18 ноября Управление по охране объектов культурного наследия республики в ответе на запрос корреспондента "Кавказского узла".

Древние погребения относятся к объектам археологического наследия в порядке, который прописан в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия" (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", говорится полученном сегодня документе. Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются "физическими лицами, гражданами РФ, обладающими научными и практическими познаниями, необходимыми для археологических полевых работ", указывается в документе. "Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ", - сообщило управление.

В перечень объектов культурного наследия они включаются решением регионального органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений, говорится в ответе ведомства. При этом отмечается, что в реестр включаются только те объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет.

Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен, подчеркнуло ведомство.

В ответе указывается, что в Кабардино-Балкарии работа по установлению и описанию подобных погребений ведется. В перечне объектов культурного наследия республики, опубликованном на сайте управления, значится 120 объектов, среди них порядка 70 могильников и курганов.

Ответ Управления по государственной охране объектов культурного наследия КБР прокомментировал Виктор Котляров.

Существующая законодательная база по выявлению и постановке на учет данных объектов, на которую ссылается руководство управления в своем ответе, предполагает включение могильников в перечень подлежащих государственной охране объектов только после получения открытого листа на их изучение, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Виктор Котляров.

Проблема же заключается в том, что с момента, когда зафиксированы признаки разграбления, до получения этого самого открытого листа на раскопки порой проходят годы, указал он.  За это время объекты продолжают активно расхищаться, и к моменту, когда открытый лист на раскопки наконец получен, раскапывать оказывается нечего, посетовал Котляров.

"Нечто похожее произошло с так называемым Заюковским могильником №3, о разграблении которого я узнал в 2010 году. Я сразу же поставил вопрос о его охране. Мои неоднократные обращения в правоохранительные органы, многочисленные публикации в СМИ, социальных сетях и даже в научных журналах не дали желаемого результата. Только через два года могильник был включен в реестр объектов археологического наследия, и там начала работать постоянно действующая экспедиция Государственного исторического музея под руководством Анны Кадиевой. Но за это время там было разграблено еще несколько десятков могил. Благо, могильник оказался многоуровневый и с многочисленными захоронениями, так что археологи смогли сделать ряд уникальных открытий", - рассказал Котляров.

По его мнению, включение в реестр не дает гарантии, что объект не будет разграблен. Краевед указал, что в этом году по причине пандемии раскопки в верховьях Заюково археологами не проводились, зато "черные копатели" не дремали. Котляров рассказал, что в сентябре Анна Кадиева приезжала в Кабардино-Балкарию и обнаружила ряд вскрытых могил.

Законодательную базу, касающуюся охраны исторических памятников, следует дополнить новыми нормативными актами и инструкциями, позволяющими ускорить работу по принятию на учет вновь выявляемых объектов культурного наследия, считает краевед. "До получения открытого листа и последующего решения о включении либо не включении выявленного объекта в реестр нужно решить вопрос о значимости памятника. Тем более, что это не представляет особой сложности, и на местах специалисты должного уровня имеются. Следует брать памятник, скажем, на первичный учет с последующим привлечением высокопрофессиональных специалистов", - предложил Котляров.

Краевед убежден, "черные копатели" не приезжают откуда-то, они живут поблизости, так как "чужие здесь не ходят". "Чужие могут приехать раз-другой, но на третий раз их прогонят. Найти грабителей [силовикам] ничего не стоит, только их не ищут", - подчеркнул Котляров.

Доследственная проверка по факту разграбления могильника еще не завершена, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник Следственного управления Следственного комитета по Кабардино-Балкарии.

"Кавказский узел" также писал, что краеведы обеспокоены нынешним состоянием многих памятников в Кабардино-Балкарии. За редким исключением исторические памятники республики почти не задействованы в туристической сфере республики. Это обусловлено несколькими причинами, в том числе труднодоступностью большинства из них и отсутствием инфраструктуры.

Автор: Людмила Маратова источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

27 апреля 2024, 02:51

27 апреля 2024, 01:57

27 апреля 2024, 00:58

26 апреля 2024, 23:59

26 апреля 2024, 23:07

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей