Следствие оставило без ответа вопросы о причастности убитых в Дагестане к ИГИЛ*
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следователи за 7 дней не провели окончательное опознание убитых при спецоперации в Хасавюртовском районе, сообщил представитель СКР. Вопрос о причастности убитых к террористическим организациям пока остается без ответа. Российские спецслужбы проводят все подобные операции с установкой "не брать живых", указали опрошенные "Кавказским узлом" отставные силовики.
Как писал "Кавказский узел", 22 мая в ходе перестрелки в лесу между селами Гоксув и Муцалаул Хасавюртовского района были убиты шесть человек, которых силовики объявили боевиками. Убитые были связаны с международной террористической организацией ИГИЛ* и планировали теракты, заявил Национальный антитеррористический комитет. В ходе перестрелки получил ранение силовик. Личности пяти из шести убитых установлены, сообщил источник в правоохранительных органах. По его словам, это уроженцы села Эндирей в возрасте от 19 до 23 лет, которые планировали нападения на глав сельских поселений и участковых. Силовики должны представить доказательства причастности убитых к боевикам, заявили пользователи соцсети.
14 мая МВД Чечни сообщило о поиске пятерых уроженцев дагестанского селения Эндирей, планирующих вооруженные нападения. Разыскиваемые уроженцы Дагестана входят в группировку "Эндирейская", сообщил поддерживающий силовиков Telegram-канал "Operline.live Кавказ". Это остатки "эндирейской" группировки, заявил ранее источник в силовых ведомствах.
Спустя неделю после спецоперации в Хасавюртовском районе Дагестана следствие продолжает устанавливать участников группы боевиков, рассказал 29 мая "Кавказскому узлу" пресс-секретарь Следственного управления СК по Дагестану Расул Темирбеков. Точное число подозреваемых он не уточнил.
По словам Темирбекова, личности убитых следствию удалось установить "предварительно", но опознание тел с участием родственников еще не проводилось. Следствие устанавливает, были ли среди убитых причастные к совершению терактов, а также примкнувшие к международным террористическим организациям. Если таковые обнаружатся, то их тела, согласно закону, не будут выданы родственникам для погребения, уточнил представитель СКР.
Убитые были опознаны как Ханарслан и Джанарслан Гаджалиевы, Эльбрус Гаджимурадов, Ибрагим Устарханов и Рашидхан Хасанханов. Личность еще одного пока не установлена, сообщил поздно вечером 22 мая "Коммерсант" со ссылкой на собственный источник в правоохранительных органах. Убитые до недавнего времени жили в Москве — в разное время они отправились туда на заработки, а в родное село вернулись почти одновременно, сообщил источник в силовых структурах Дагестана.
Силовики первоначально получили ориентировку на группу из пяти боевиков, однако "не исключали, что есть и шестой член группы", объяснил Темирбеков. Он подтвердил информацию, что боевики бросили автомобиль ВАЗ-2114 и передвигались на велосипедах, либо пешком. Вычисление боевиков осложнялось тем, что группа передвигалась только ночью и имела при себе большие запасы еды, которые перевозила в рюкзаках.
"В условиях самоизоляции передвижение на автомобиле привлекло бы внимание правоохранителей, чем и продиктовано решение ходить пешком и ездить на велосипедах", - сказал Темирбеков.
Раненый сотрудник правоохранительных органов продолжает лечение в больнице. Его состояние не вызывает опасения у врачей - пострадавший уже идет на поправку и чувствует себя лучше, добавил представитель следствия.
Аналитики объяснили привлечение большого числа техники к спецоперации
Использование бронетехники и вертолета при спецоперации в Хасавюртовском районе Дагестана 22 мая оправданно, считает президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров. По словам аналитика, силовики исходили из опыта антитеррористических операций, накопленного за прошлые годы.
"Прежде всего стоит отметить, что шесть человек – серьезный состав группы, особенно если она хорошо вооружена. Дагестан – не пустыня, здесь и горы, и ущелья, и равнины. Тут техника используется как для быстрой доставки силовиков в местонахождение боевиков (тот же броневик), так и для слежки (вертолет). От него, будем откровенны, быстро не убежишь", - сказал Гончаров корреспонденту "Кавказского узла".
Антитеррористические операции, проводившиеся на Северном Кавказе в последние годы, были очень результативными - до 90% боевиков в результате этих спецопераций были убиты, а убитых среди силовиков "числится крайне мало", отметил Гончаров.
Жертвами конфликта в Дагестане в 2018 году стали не менее 49 человек - основные потери убитыми вновь несли боевики, как и в 2017-м. За год сократилось число жертв среди силовиков и мирных жителей, следует из подсчетов "Кавказского узла", основанных на данных собкоров и информации из открытых источников. Как показывает статистика, большинство - 75% - всех убитых в результате конфликта в Дагестане причислялись к боевикам (27 смертей боевиков и 36 - общее число убитых). В 2017 году этот показатель составил 81%. В 2016 году основные потери также несли боевики.
"Это говорит о росте профессионализма спецназа и грамотных, слаженных действиях штабов, привлекающих технику", - констатировал он.
Версию о том, что боевики могли какое-то время находиться в Москве на заработках, эксперт считает вполне заслуживающей доверия. "Если они жили в Москве, это совсем не означает, что они пребывали в одной коммунальной квартире и ели из одной кастрюли. Современный уровень связи позволяет объединить людей, находящихся на очень дальних расстояниях. Не исключаю, что был некий центр, который объединил незнакомых людей", - сказал Гончаров.
Глава Независимого профсоюза работников правоохранительных органов и прокуратуры Дагестана Магомед Шамилов считает чрезмерным использование такого количества техники в подобных спецоперациях. По мнению Шамилова, за этим может стоять желание силовиков получить дополнительную премию, так как при расчете премиальных "засчитывается каждый час военных действий".
"Сегодня в Дагестане нет мощных боевых групп боевиков. Ситуация представляется так, что сидят шесть человек на опушке и точат зубы на власть. Для их ликвидации без шума и пыли понадобилось бы два-три хорошо подготовленных спецназовца – такие [нынешние] боевики в подметки не годятся подготовленным бойцам спецназа. Те боевики, о которых идет речь, - не те идеологически подготовленные люди, которые жили [во время чеченских войн] в лесах и готовили масштабные операции. Сегодня существует масса высокотехнологических способов отследить квадрат – дроны, видеонаблюдение, пеленг телефонов", - сказал "Кавказскому узлу" Шамилов.
Боевиков следовало не убить, а задержать, уверен он. "Их следует использовать в пропагандистских целях: показать на публике их раскаяние, указать, что путь боевика губительный и бесперспективный", - считает Шамилов.
Современные силовики придерживаются определенной концепции – не брать живых боевиков и по-максимуму использовать технику, чтобы сохранить жизнь сотрудников, заявил "Кавказскому узлу" полковник ФСБ России в запасе, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков.
"Люди не хотят рисковать, это официальная доктрина. Но что касается реалий, то там куча вспомогательных [мотивацией] – показать работу, заработать, продемонстрировать силу, перестраховаться", - отметил Гудков.
То, что задача брать боевиков живыми не ставится, "было видно еще по Норд-Осту", напомнил он. "Тогда я спросил у одного из бойцов, почему не взяли живых? Ведь это даст ниточки для раскрытия преступлений. Силовик ответил – не было задачи, какая команда была - всех убить, такую и выполнили", - сказал Гудков.
23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре боевики во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники 916 человек. В обмен на жизни заложников требовали прекратить бои в Чечне и вывести федеральные войска из республики. Требования боевиков удовлетворены не были, и 26 октября силовики провели операцию по освобождению, применив газ. Во время спецоперации были убиты 40 боевиков, погибли, по официальным данным, 130 заложников, более 700 заложников пострадали, говорится в справке "Кавказского узла" "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)".
Версию о том, что все шестеро убитых в разное время уехали в Москву, а потом почти одновременно вернулись домой, проверить невозможно, полагает Гудков.
"Вера в честность данных, предъявленных силовиками, подорвана обманами и фальсификацией дел – сомнительные доказательства, притянутые за уши дела, подброс наркотиков, появление сомнительных свидетелей, объективность спецслужб поставлена под вопрос. Объективного ответа, где находились боевики и были ли знакомы, мы не услышим", - сказал он.
Источник: односельчане не знали о связях убитых с боевиками
Уроженец села Эндирей, откуда родом были все шестеро убитых, сообщил "Кавказскому узлу", что всем убитым "от 19 до 20 лет". Источник, попросивший не называть его имени, частично подтвердил версию силовиков.
"Все они действительно работали в Москве, действительно из села Эндирей, недавно вернулись домой. Это очень молодые ребята. В селе полное недоумение. Очень странная ситуация, непонятная. Из их родственников никто не имел отношения к боевикам, подполью", - сказал он "Кавказскому узлу".
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там спецопераций, взрывов, обстрелов, нападений на силовиков и похищений людей.
* "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) - организация, признанная террористической и запрещенная в России решением суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"