02 мая 2019, 05:45
Коллеги вступились за обвиняемого в хищении бюджетных средств застройщика в Калмыкии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Элистинский горсуд оставил под арестом главу компании-подрядчика, задержанного за хищение бюджетных средств при строительстве домов для детей-сирот в Яшалте. Поддержать обвиняемого в зале суда пришли почти 30 человек, адвокаты передали судье 26 письменных поручительств. Коллеги и друзья руководителя предприятия возмущены его арестом. По их словам, застройщик не мог участвовать в ценообразовании, а строительная компания не только соблюла все условия контракта, но и выполнила работы, не предусмотренные сметой.
Как сообщал "Кавказский узел", бывший министр по строительству Кирилл Болотов и собственник компании-подрядчика задержаны 4 марта по делу о злоупотреблении должностными полномочиями и мошенничестве при строительстве домов для детей-сирот. По версии следствия, стоимость жилья была завышена чиновниками Минстроя Калмыкии уже при подготовке проектной документации. В свою очередь подрядчик, по данным правоохранителей, исказил данные в актах приемки стоимости работ. По мнению следователей, 10 из 16 миллионов рублей, выделенных ведомством подрядчику, были переплатой.
На высокую стоимость квадратного метра в трех домах, строящихся для сирот в Яшалте, еще в 2018 году обратили внимание эксперты Общероссийского народного фронта. По их подсчетам, она составляет 69 тысяч рублей, что значительно выше среднего показателя по региону. В Минстрое Калмыкии пояснили, что на стоимость повлияла необходимость подвести и подключить инженерные сети, благоустроить территорию вокруг домов, со ссылкой на ОНФ Калмыкии сообщила 16 октября 2018 года "Элиста.орг".
"Ни одного факта не доказано, а человек сидит за решеткой"
Элистинский городской суд 30 апреля рассмотрел ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей руководителя компании-подрядчика Эдуарда Бадма-Халгаева. Поддержать обвиняемого пришло около 30 человек, большинство из которых направили в суд письменные поручительства за Бадма-Халгаева. Выступая в суде, адвокат Тамара Эльдеева назвала такую поддержку обвиняемого в Калмыкии беспрецедентной.
Помимо Эльдеевой, интересы Бадма-Халгаева защищали адвокаты Андрей Сабинин и Виталий Зубенко. Ходатайство обвинения представляли следователь и прокурор, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший в зале суда.
Изначально в зал суда были допущены только участники процесса и родственники. Как только началось заседание, Сабинин попросил судью впустить всех, кто пришел поддержать обвиняемого.
"Во-первых, это открытое судебное заседание, здесь может находиться хоть вся Элиста. А во-вторых, у нас есть 26 письменных поручительств за Бадма-Халгаева и большинство из тех, кто их написал, готовы в суде подтвердить свои намерения", - пояснил адвокат.
Судья распорядилась, чтобы завели всех, кто пришел на заседание, после чего стороны перешли непосредственно к рассмотрению ходатайства следователя.
Просьбу продлить до 1 июля срок содержания под стражей обвиняемого следователь объяснила тем, что "Бадма-Халгаев может оказать давление на свидетелей, согласовать свою позицию с работниками ДСК, ООО "Грэйд", а также иными лицами, принимавшими участие в подготовке документов и освоении средств" при строительстве домов для детей-сирот в Яшалте.
Адвокат Зубенко попросил уточнить, имеются ли в деле "фактические обстоятельства или доказательства, указывающие на то, что Бадма-Халгаев может скрыться". Следователь ответила, что "мера пресечения носит предупредительный характер".
Далее Зубенко поинтересовался, на основании каких данных получена сумма почти в 10 миллионов рублей, которая вменяется его подзащитному. По словам следователя, эта цифра была выведена "путем установления разницы между нормативом… и той суммой, которая была по факту выделена из бюджета".
"То есть сумма тоже является предположительной", - заметил адвокат. Следователь согласилась, оговорившись, что "эта стадия следствия еще не завершена".
Адвокат Сабинин уточнил, является ли предположением, что обвиняемый, находясь не под стражей, создаст себе алиби. Следователь признала, что это тоже предположение, вновь сославшись на то, что следствие находится на начальной стадии.
Обратив внимание судьи на "предположительный характер" оснований для продления срока содержания под стражей обвиняемого, Сабинин заявил, что защита "не испытывает иллюзий" по поводу правоприменительной практики, поэтому предлагает суду выбрать "более гуманную" меру пресечения, а именно: "поручительство 26 граждан Калмыкии", залог 500 тысяч рублей или "не менее жестокий вид изоляции" - домашний арест.
Адвокат Эльдеева также указала на "предположительные выводы следствия", подчеркнув, что "юриспруденция - наука точная" и что "в отличие от защиты, следствие не может предполагать, а должно доказывать".
"Когда предъявляется обвинение по статье "Мошенничество", должна быть подсчитана, подтверждена, установлена и доказана сумма, которая вменяется человеку. Мы сейчас не рассматриваем дело по существу, поэтому, не вдаваясь в подробности: вменяется почти 10 миллионов рублей, контракт был на 16 миллионов. Отнимаем – остается шесть миллионов. На эти деньги вообще реально было построить три двухквартирных дома? И это при том, что более 13 миллионов расходов подтверждено документально", - сказала Эльдеева.
"Законных оснований для продления срока содержания под стражей нет. На это указывает, в том числе тот факт, что в суд пришли 26 поручителей. Для элистинской практики это нонсенс", - добавила адвокат.
От имени поручителей в суде выступил заслуженный юрист, доцент КалмГУ, "в прошлом полковник полиции" Константин Нактанов.
"Все, кто знает Бадма-Халгаева, были удивлены и возмущены, когда узнали о его задержании… Ни одного факта не доказано, а человек сидит за решеткой", - заявил Нактанов, попросив от себя лично и от всех, кто подал ходатайства, выпустить из-под стражи Бадма-Халгаева.
Выслушав участников процесса, судья согласилась с доводами следователя и продлила арест главы строительной компании до 1 июля.
"Постановление о мере пресечения уже обжаловано"
Советник полномочного представителя генерального директора "Российской телевизионной и радиовещательной сети" в ЮФО, заслуженный работник связи Ишля Манджиев возмутился решением суда оставить Бадма-Халгаева под стражей.
"Когда ведется разговор о хищении средств во время строительства, проводят строительную экспертизу. В основе строительной экспертизы лежит контрольный обмер – берут данные проекта и сравнивают их с фактическими. Как он может повлиять на экспертизу? И вообще, если говорить о его деле, – смета уже была утверждена. Он не мог ее изменить", - заявил Манджиев в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
Бадма-Халгаев "фактически спас" здание педиатрического отделения Республиканской детской больницы в восьмом микрорайоне Элисты, рассказал после заседания главный врач "Республиканского детского медицинского центра" (образован в 2015 году путем слияния детской больницы и поликлиники, - прим. "Кавказского узла".) Руслан Каюков.
"Мы познакомились с Бадма-Халгаевым в 2011 году, когда его компания взялась за ремонт и реконструкцию детской больницы. Качество работ нас полностью устроило. И когда появилась реальная угроза, что педиатрическое отделение в восьмом микрорайоне закроют, потому что его ремонт был признан нецелесообразным, я обратился к Бадма-Халгаеву. Он провел экспертизу и сказал, что ремонт нам обойдется в десять раз дешевле, чем насчитали ранее. Так и вышло. Благодаря Бадма-Халгаеву мы отстояли филиал, который просто необходим в таком густонаселенном микрорайоне", - отметил Каюков.
Председатель буддийской общины "Оргьен Саннгаг Чолинг" Санджи-лама (Сангаджи Коршаев) заявил корреспонденту "Кавказского узла", что пришел на судебное заседание, чтобы "выразить свою гражданскую позицию".
"Я впервые присутствовал на судебном заседании. Пришел выразить свою гражданскую позицию, поддержать хорошего человека. Мы познакомились с Эдуардом [Бадма-Халгаевым], когда он бескорыстно помог нам построить буддийскую ступу в селе Троицкое. С тех пор знаю его как порядочного и отзывчивого человека", - сказал Санджи-лама.
По словам адвоката Виталия Зубенко, "[первое] постановление о мере пресечения уже обжаловано в президиуме Верховного суда Калмыкии". "Если потребуется, эти постановления будут обжалованы и в Верховном суде России", - добавил Зубенко.
Адвокат заверил, что "на сегодняшний день нет никаких доказательств, что Бадма-Халгаев, как предполагает следствие, выводил или передавал какие-то средства".
"Бухгалтерская документация указывает как раз на обратное. Деньги были потрачены на строительство. А определенная часть этих средств - в размере двух миллионов - это законный заработок коммерческой организации, который следует из условий государственного контракта. По материалам дела четко видно, что сначала были обнародованы условия контракта, а уже затем ООО "Грэйд" выиграл конкурс, выполнил все работы и только потом получил деньги за свою работу", - рассказал Зубенко корреспонденту "Кавказского узла", уточнив, что "условия контракта были сформированы не меньше, чем за год до начала строительства".
"Эти средства были заложены в бюджет. Они планировались и на уровне республиканского бюджета, и на уровне федерального. А ведь при планировании бюджета проводится правовая экспертиза. Куда в таком случае смотрела экспертиза федерального собрания, республиканского представительного органа - когда именно эти цифры закладывались в бюджет?" - добавил Виталий Зубенко.
У бывших детдомовцев нет претензий к качеству квартир
Хозяева двухквартирных домов, ставших предметом судебного разбирательства, заявили корреспонденту "Кавказского узла", что в целом довольны качеством проведенных работ в своих квартирах.
"В общем-то дом нормальный, но есть недочеты. По штукатурке трещины пошли, из окон дует. Защелку на воротах оторвало, когда ветер был", - рассказал Дмитрий Минко.
Как утверждает Дарья Ачинова, трещины на штукатурке и негерметичность окон были общей проблемой для всех квартир после сдачи домов.
"Когда вышел сюжет на телевидении, началась вся эта шумиха, приезжали ремонтники, все сделали, больше претензий нет. Дом хороший, качество меня устраивает", - сказала Ачинова.
Марию Литвинову, по ее словам, тоже "в целом качество устраивает". Хозяйка квартиры подтвердила, что "сотрудники строительной организации приезжали замазывать трещины". "После этого трещины не появлялись", - добавила Литвинова.
Дмитрий Зебрин рассказал, что в его доме живет сестра, а сам он находится "не в Яшалте".
"Из окон у меня не дуло. А трещины вроде устранили. В остальном все нормально, все коммуникации работают", - заявил Зебрин.
Отметим, что корреспонденту "Кавказского узла" не удалось переговорить с хозяевами квартир на месте - двери открыли только в двух квартирах, в обеих жильцы представились родственниками хозяев. С самими хозяевами пришлось связываться по телефону.
"Подрядная организация не отвечает за смету"
Тележурналисты, показавшие сюжет о домах для сирот, произвели некорректные подсчеты, когда вывели цену "почти 70 тысяч за квадратный метр", утверждает инженер ООО "Грэйд" Арслан Доржиев.
"Сейчас везде фигурирует цифра 70 тысяч за квадратный метр. Цена контракта - 16 миллионов рублей, общая площадь домов - 231 квадрат. Отсюда и вывели стоимость квадрата. Но, по контракту, 3 миллиона рублей были предусмотрены на обустройство всех инженерных сетей для этих трех домов, плюс на еще один дом, который по плану застройки поселка должен быть построен на той же улице", - рассказал Доржиев корреспонденту "Кавказского узла".
Как он пояснил, инженерные сети включали в себя подводку линии электропередачи, водопровода и газопровода. "Примерно по 200 метров тянули", - уточнил инженер.
Кроме того, по словам Доржиева, в цену контракта входило благоустройство домов: "около 1000 квадратных метров придомовой территории и тротуар".
Согласно контракту, добавил Арслан Доржиев, стоимость строительства каждого дома - 4 миллиона 300 тысяч рублей.
"Если поделить на квадратуру, получится где-то 55 тысяч за квадратный метр. Это недешево. Но это реальная, рыночная цена, за которую подрядчик может построить качественное жилье и получить прибыль. Такая же цена в соседних регионах - можно свериться по сайту закупок. Если заставить подрядчика строить дешевле, он пойдет на нарушения, будет строить из некачественных материалов", - заявил Доржиев.
Он также отметил, что на цене домов в Яшалте сказались площадь квартир, общий объем строительства и удаленность объекта.
"Застройщиков, которые строят и продают жилье в Элисте, можно назвать оптовиками. Они сдают дома по 30-60 квартир. Естественно, они могут уменьшить свою прибыль и снизить цену квадратного метра. А шесть квартир, если продолжить аналогию, это розница. Цена их строительства возрастает", - пояснил инженер.
"Еще один фактор - площадь, - продолжил Доржиев. - Если бы дом был на метр длиннее, его площадь выросла бы, а общая цена изменилась бы незначительно: один фундамент, одна крыша, количество дверей, окон, стоимость коммуникаций - все осталось бы прежним. При этом цена квадрата бы снизилась. Но заказ был именно на такие квартиры, 37 квадратов. У государства, насколько я знаю, существуют свои нормативы на этот счет. Ну, и удаленность объекта. В Яшалте нет специалистов, приходилось рабочих возить из Элисты, обеспечивать питание, проживание в гостинице. С безналом в селах никто не работает, соответственно, материалы надо было возить из соседних городов".
Бухгалтер компании Лариса Рушанова заявила, что затраты на сумму "почти 14 миллионов рублей" ООО "Грэйд" может подтвердить документально.
"Мы работали перечислением, все операции проводили через банк. Но у нас были еще и расходы, не предусмотренные сметой. Например, в систему отопления залили не воду, а антифриз. Утеплялись фундамент, полы. Мы подошли ответственно к строительству", - рассказала Рушанова.
При этом она подчеркнула, что "подрядная организация не отвечает за смету". "Мы выиграли конкурс - и начали работать. Смету составляет проектная организация. Потом ее проверяет экспертиза. Затем объявляется аукцион. Мы никак не могли повлиять на цену контракта. Источник ценообразования у нас - справочник Минстроя России, на основании которого делаются сметы", - заверила бухгалтер.
Кроме того, добавила Рушанова, в обвинительном заключении говорится (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла"), что "стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Калмыкия, установленная приказом Минстроя России на 1 квартал 2018 года, составила 26 851 рубль".
При этом, по ее словам, согласно постановлению правительства от 18.11.2013 года, этот норматив применяется "для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет федерального бюджета".
Прораб ООО "Грэйд" Савр Будыков в свою очередь заявил, что проблема с ценообразованием в сфере строительства заключается в том, что "государство создает условия, за выполнение которых потом наказывает".
"Если платить все налоги, как того требует государство, проводить все финансовые операции через банки, то цена за дом в поселке будет такой. Именно поэтому многие строительные фирмы не оформляют сотрудников и стараются работать с наличкой. Когда речь идет о государственном заказе, надо соблюдать все нормативы. В результате получаем такую цену. Никто не спорит: 16 миллионов рублей - это внушительная сумма. Но попробуйте выполнить все требования государства и построить дешевле", - сказал Будыков корреспонденту "Кавказского узла".
Автор: Бадма Бюрчиев источник: корреспондент "Кавказского узла"