10 сентября 2021, 16:31
Юристы сочли минимальными шансы Кулаева на пересмотр дела о теракте в Беслане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нурпаша Кулаев, осужденный на пожизненное лишение свободы по делу о теракте в бесланской школе, запросил у североосетинского омбудсмена материалы своего уголовного дела в надежде на его пересмотр. Вероятность пересмотра дела и приговора Кулаеву минимальна, указали опрошенные "Кавказским узлом" юристы.
Как писал "Кавказский узел", Нурпаша Кулаев - оставшийся в живых участник вооружённой террористической группы, которая 1 сентября 2004 года захватила здание школы в Беслане.
Кулаев – единственный оставшийся в живых участник нападения на школу, задержанный 3 сентября 2004 года. Он был приговорён к смертной казни, но ввиду моратория на этот вид наказания окончательная мера была изменена на пожизненное заключение в колонии особого режима, говорится в справке "Кавказского узла" "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)". Также на "Кавказском узле" опубликована хроника "Беслан: захват заложников. Хроника событий".
Нурпаша Кулаев запросил материалы своего уголовного дела в надежде на его пересмотр, запросы адресованы уполномоченному по правам человека в Северной Осетии Тамерлану Цгоеву. От Кулаева поступило два запроса, сообщил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" Тамерлан Цгоев.
Он отказался сообщить подробности, сославшись на закон о защите персональных данных. Сотрудник приемной омбудсмена также отказался предоставить корреспонденту "Кавказского узла" тексты запросов, сославшись на часть 6 статьи 10 ФЗ №48 "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", согласно которой уполномоченный по правам человека не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Тамерлан Цгоев сообщил, что просьбы осужденного находятся вне его компетенции, пишет сегодня РИА "Новости". "Не имею права комментировать персональные данные и содержание обращений. Да, действительно поступили два обращения, это определенные просьбы в отношении материалов своего дела. Не могу сказать, что эти обращения являются обращениями в пределах компетенции уполномоченного по правам человека в Северной Осетии... Больше процессуальные моменты обсуждались. На все входящие обращения будет дан ответ в сроки, установленные действующим законодательством", - цитирует Цгоева агентство.
Осужденные на пожизненное лишение свободы крайне редко обжалуют свой приговор, сказал корреспонденту "Кавказского узла" московский адвокат Евгений Черноусов, затруднившись припомнить случаи, когда такой осужденный был оправдан.
Иногда, впрочем, пожизненно осужденных выпускают из-за смертельной болезни, добавил адвокат. "В остальных случаях добиваться оправдания бессмысленно. Учитывая резонанс, дело Кулаева пересмотрено не будет. Кроме того, ошибки адвоката, даже если они и были, не станут причиной освобождения, не столь весомая причина", - заявил Евгений Черноусов.
С юридической точки зрения Кулаев вправе оспаривать судебное решение, уточнил он. Для этого, по словам Черноусова, необходимы материалы дела, независимая оценка действия адвоката, экспертиза. Адвокат предположил, что суд вряд ли будет рассматривать заявление Кулаева. "Я считаю, что все телодвижения Кулаева – от скуки. Привлекает внимание к своей персоне", - сказал Черноусов.
Член Общественной наблюдательной комиссии Москвы и редактор сайта "Правда Беслана" Марина Литвинович не исключила, что Кулаев "действительно надеется что-то изменить в своей судьбе, понимая, что сидеть ему очень долго". "Он ищет возможности пересмотра приговора. Стоит отметить, что на суде над Кулаевым о нем речь почти не шла. Пострадавшие и их представители никакого интереса к Кулаеву не проявляли", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Литвинович.
Возобновление производства по уголовному делу возможно ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств согласно статье 413 Уголовно-процессуального кодекса, сказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист Вадим Балаев. "Там дан исчерпывающий перечень оснований для пересмотра уголовного дела, и некачественная работа адвоката (на что, вроде, ссылается Кулаев) в этот перечень не входит", - сообщил юрист.
Глава комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева сообщила, что еще на заседании суда потерпевшие просили приговорить Кулаева к смертной казни. "Мы просили отменить мораторий и приговор о пожизненном заключении заменить на смертную казнь. Мы понимаем, что это не в наших силах, но по-прежнему считаем, что для человека, для террориста, для тех, кто посягает на жизнь детей, самым суровым наказанием должна быть, конечно, смертная казнь. Я считаю, что нужно дать ему материалы дела, пусть он ознакомится с тем, что они натворили, что сделала эта банда террористов... Считаю, что нужно отдать ему все эти материалы дела, все эти тома, пусть сидит и читает – для его пожизненного заключения там будет достаточно, и трех жизней ему не хватит это все изучить и прочитать. Возможно, он сможет дать какие-то пояснения и уточнения по делу о теракте в Беслане", - сказала Дудиева корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, с 1 по 3 сентября 2004 года террористы удерживали в здании бесланской школы более 1100 заложников, преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы, в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях. В результате захвата заложников и спонтанной операции по их освобождению погибли 334 человека.
Каждый год 1 сентября в 9 часов 15 минут, как когда во дворе первой школы прозвучал первый выстрел, в Беслане начинается трехдневная вахта памяти. 1 сентября 2021 года трехдневные траурные мероприятия в Северной Осетии начались с заупокойного богослужения и возложения цветов в бесланской школе.
Автор: Олег Краснов, Тамара Агкацева источник: корреспонденты "Кавказского узла"