11 марта 2020, 01:54
Гособвинитель запросил длительные сроки для братьев Курбановых
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прокурор потребовал приговорить братьев Курбановых из Каякентского района Дагестана, обвиняемых в причастности к ИГ*, к 19 годам и 19,5 года колонии. Обвинение построено на признательных показаниях, которые подсудимые подписали под пытками, заявил адвокат и попросил оправдать братьев.
Как писал "Кавказский узел", рассмотрение дела Мухтара и Исмаила Курбановых проходит с 17 сентября 2019 года. 25 ноября прокурор заявил, что Мухтар Курбанов несколько раз дал признательные показания об участии в сирийском конфликте на стороне боевиков, однако братья объяснили отказ от защиты и признания во время следствия давлением со стороны силовиков. Отец братьев на заседании 3 марта заявил суду, что следователи отказывались возбудить дело по его заявлениям о похищении сыновей и знакомить его с ходом проверки.
На последнем заседании 3 марта гособвинитель попросил допросить по видеосвязи свидетеля, который "попросил скрыть свои данные". Против допроса секретного свидетеля выступил адвокат Курбановых Альфат Габбасов, отметив, что от свидетеля не поступало ходатайств о мерах безопасности, и его можно допросить в обычном режиме.
На заседании 10 марта в Южном окружном военном суде продолжилось рассмотрение дела братьев Курбановых. Родственники и знакомые подсудимых на процесс не приехали, передал корреспондент "Кавказского узла", который был единственным представителем СМИ в зале заседаний.
Заседание началось с допроса по видеосвязи с военным судом в Сочи секретного свидетеля, анонсированного прокурором на прошлом заседании. Судьи попросили всех выйти из зала, братьев Курбановых вывел конвой, после этого коллегия судей сообщила, что свидетель попросила скрыть свои данные, и ей присвоили псевдоним "Мария Ивановна Иванова", сообщил корреспондент "Кавказского узла". Во время допроса свидетеля на экране был виден лишь зал сочинского суда с двумя столами.
"Переживаю, что моей жизни может что-то угрожать", - оправдала свидетельница просьбу о сокрытии ее данных.
Против допроса свидетельницы в закрытом режиме выступила защита Курбановых. Тем не менее, судьи решили засекретить свидетельницу.
Засекреченная свидетельница сообщила о месте и времени боев ИГ* в Сирии
"Мария Иванова" пояснила, что не знакома с Курбановыми, и не опознала их, когда камеру направили на подсудимых, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
В ходе ответов на вопросы прокурора секретная свидетельница рассказала, что она с апреля 2015 по сентябрь или октябрь 2017 года находилась в провинции Сирии Ракка, городе Табка и провинции Хама, где находились сторонники ИГ*, и шли боевые действия.
По версии следствия, в 2014 году Мухтар Курбанов пешком пересек турецко-сирийскую границу и наземным транспортом прибыл в сирийский город Ракка, подконтрольный в то время боевикам, выступавшим против правительственных войск Сирии. После прохождения специального обучения в лагере "Муаскар", расположенном близ города Ракка, с конца декабря 2014 года Мухтар Курбанов принимал участие в боевых действиях против войск Башара Асада и участвовал в деятельности террористической организации "Исламское государство"*, считает обвинение. Курбанов, вооруженный автоматом Калашникова, в составе НВФ ходил в караулы по охране подконтрольных боевикам территорий, а также участвовал в боевых действиях против правительственных войск САР в период времени до конца 2016 года. Аналогичное обвинение предъявлено Исмаилу Курбанову.
"Мария Иванова" сообщила в суде, что попала в Сирию, прилетев в столицу Турции на самолете, после чего их поселили на квартире и в один из дней на машине довезли до приграничного города, после чего они ночью перешли в Сирию: сначала муж, потом она. При переходе турецко-сирийской границы "проверяющие" из ИГ* забрали документы и телефон, после чего отвезли в Ракку, сообщила свидетельница.
По словам "Ивановой", ее муж проходил обучение "шариатским наукам и военным делам", но "что конкретно они делали - не посвящал". "Тот, кто хотел и кто не хотел — всех в учебку сразу... У каждой группы был свой руководитель", — сообщила свидетельница. "Иванова" сообщила, что ее муж погиб в ходе боестолкновений.
Единственный вопрос от защиты о том, давала ли она ранее показания в военном суде, был снят судьями.
Прокурор попросил приговорить подсудимых к длительным срокам
После двухчасового перерыва стороны перешли к прениям. Гособвинитель зачитал версию следствия, представленную в обвинительном заключении.
Обвинение считает, что Мухтар и Исмаил Курбановы были участниками "махачкалинской" группы боевиков и в 2014-2016 годах воевали на стороне "Исламского государства"* в Сирии. Они также обвиняются в хранении взрывчатки: согласно версии следствия, изъятые у братьев при задержании в 2018 году боеприпасы и гранату передал одному из них боевик Магомед Тамураев по кличке Самурай, убитый еще в 2012 году. Отец Исмаила и Мухтара Курбановых рассказал в суде, что его сыновья были похищены силовиками до их официального задержания.
По мнению прокурора, несмотря на то, что подсудимые отвергли обвинения, их вина подтверждена показаниями допрошенных оперативников Центра противодействия экстремизму, понятых, следователя-дознавателя и секретного свидетеля "Ивановой", а также протоколами досмотра и проверки показаний на месте. Смягчающими обстоятельствами гособвинитель назвал наличие детей у подсудимых: двоих — у Исмаила и одного ребенка — у Мухтара.
После чего прокурор попросил приговорить Мухтара Курбанова к 19 годам колонии строгого режима со штрафом в 450 тысяч рублей, Исмаила Курбанова — к 19,5 года колонии строгого режима со штрафом в 400 тысяч рублей.
Защитник перечислил доказательства невиновности Курбановых
Виновность братьев Курбановых не нашла своего подтверждения, а все обвинение было построено на признательных показаниях, от которых Курбановы отказались, заявил в своем выступлении адвокат Курбановых Альфат Габбасов.
Защитник счел незаконным возбуждение дела по статье о хранении боеприпасов и взрывных веществ в отношении группы лиц, так как братья Курбановы не являлись группой, а были родственниками. Сами гранаты являются боеприпасами, а не взрывными устройствами, поэтому одна из статей вменяется Курбановым ошибочно, заявил Габбасов, сославшись на судебную практику.
Защитник также подчеркнул, что на момент предполагаемой передачи братьям патронов и гранаты им не было 18 лет, поэтому при их первых допросах было обязательным присутствие родителя, но этого сделано не было, поэтому первые допросы являются незаконными. Он пояснил, что следователи МВД не имели права возбуждать дела по статьям о прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности и организации деятельности террористической организации (ст. 205.3 и 205.5 УК России), так как эти статьи находятся в ведении Следственного комитета.
Адвокат напомнил слова Курбановых о том, что они подписывали протоколы под давлением, а тексты письменных протоколов допроса и их запись на видео разнятся. По убеждению защитника, имеются доказательства пропажи Курбановых в селе Дружба, однако силовикам "хочется достичь показателей".
"Есть документы, их заверил российский консул в Египте, о том, что они вылетали на учебу, потом возвращались домой. Обвинение не представило доказательств пересечения границы", — привел адвокат один из аргументов невиновности братьев Курбановых.
На заседании 3 февраля защита представила в суде фотографии Исмаила Курбанова из Египта и Дагестана, сделанные в то время, когда он, по версии следствия, воевал на стороне боевиков в Сирии.
Адвокат Габбасов добавил, что секретный свидетель не знает подсудимых, в документах от ФСБ нет данных о причастности Курбановых, а ряд жителей села Дружба дали положительные характеристики подсудимым. Защитник также назвал факты возможной фабрикации дела, к которым отнес противоречивые показания одного из понятых и акт об уничтожении в мае 2018 года изъятых гранат взрывотехниками.
Альфат Габбасов попросил оправдать обоих подсудимых. О незаконности возбуждения дел в отношении Курбановых и применении к ним пыток высказались также адвокаты по назначению Виктория Бочкова и Сергей Авдиенко, они попросили вынести оправдательный приговор.
Курбановы напомнили суду о пытках
В своем выступлении Исмаил Курбанов подробно описал пытки силовиков.
"6 февраля 2018 года на перекрестке улиц Дахадаева и Новой справа от меня остановилась машина... Потом мне на голову надели пакет и начали бить: сначала водитель палкой или дубинкой бил по голове, потом обмотали скотчем руки и ноги и начали пропускать ток... Я могу описать этаж, кабинеты, (санузел), цвет пола... В СИЗО нас били по ногам, рукам, сажали на шпагат, поэтому первые полгода мы все подписывали", — сообщил Исмаил Курбанов в суде.
К доказательствам своей невиновности он отнес отметки в загранпаспорте, внутренние авиаперелеты одной авиакомпанией, получение водительских прав в Дагестане, договор о покупке сайта в Избербаше, получение двух банковских карт и работу на стадионе "Зенит-Арена" в Санкт-Петербурге. По словам Курбанова, в изъятом у него и пропавшем телефоне были видео о работе на стадионе. Исмаил Курбанов попросил оправдать себя и брата.
Ранее Исмаил Курбанов заявлял, что силовики, присутствовавшие на допросе, угрожали ему, что "вывезут и посадят жену и отца" в случае, если он откажется дать признательные показания. Мухтар Курбанов также отрицал все обвинения и подробно описал пытки током.
Мухтар Курбанов в своем выступлении отказался признать, что был в Сирии, и также заявил о самооговоре после пыток.
"В 2014 году я поехал в Египет, в 2016 году вернулся, женился... 6 февраля 2018 года за нами приехали (силовики), привезли в Махачкалу, вручили гранату и патроны. В дальнейшем заставили отказаться от адвокатов. Они требовали, чтобы я дал показания на людей, которые якобы были в Сирии. Я отказался, и вот мы здесь, в Ростове, в суде. Все показания, которые я давал против себя — ложные, я не был в Сирии. Вину не признаю, прошу меня оправдать", — сказал Мухтар Курбанов.
Рассмотрение дела продолжится в 16.00 мск 16 марта. Ожидается, что в этот день Курбановы выступят с последним словом, после чего судьи уйдут в совещательную комнату для вынесения приговора, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
Новости о влиянии ИГ* на деятельность боевиков Северного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кавказ под прицелом халифата". Справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ" размещена в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
* — организация "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) признана террористической и запрещена в России судом.
Автор: Константин Волгин источник: корреспондент "Кавказского узла"