13 апреля 2019, 05:23
Власти проигнорировали нужды жителей дагестанского села при демаркации границ с Чечней
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Село Новомонастырское Кизлярского района Дагестана, спорный участок рядом с которым зарегистрировала за собой Чечня, не посещала комиссия по вопросу демаркации границы между республиками, сходы по этому вопросу не проводились, рассказали местные жители. Они пожаловались на острую нехватку пастбищ, в связи с чем вынуждены платить чеченской стороне за возможность выпаса коров на ее территории.
Как информировал "Кавказский узел", 16 марта Чечня в одностороннем порядке зарегистрировала за собой спорный участок земли на границе с Кизлярским районом Дагестана. Представитель аппарата Рамзана Кадырова пояснил, что чеченская сторона не дождалась реакции дагестанской стороны. По словам чеченского чиновника, все спорные вопросы и противоречия будут урегулированы позднее. Опрошенные "Кавказским узлом" юристы указали, что дагестанская сторона должна обратиться в прокуратуру и вернуть себе спорный участок земли на границе с Кизлярским районом через суд.
Комиссия по демаркации границы между Дагестаном и Чечней отметила земли в Кизлярском района вблизи села Новомонастырского как один из спорных участков, чтобы обсудить его раздел позднее, сообщил махачкалинский активист Микаил Микаилов. По его предположению, чеченская сторона "устала" ждать ответа от дагестанской комиссии и сделала кадастровый учет этого участка "так, как они посчитали нужным". Член дагестанской комиссии Шамиль Хадулаев подтвердил эту версию. Опрошенные "Кавказским узлом" политологи полагают, что демаркация границ между регионами мало интересует федеральный центр, однако действия чеченских властей на границах с соседними республиками создают Кремлю проблемы на Кавказе.
Земли вблизи села Новомонастырское не передавались Чечне, заявил 12 апреля глава сельсовета "Новокохановский", в который входит и Новомонастырское, Шахбан Саидов корреспонденту "Кавказского узла". "Никто никакие земли не передавал, никто никакие акты не подписывал. Ничего не подписывал и подписывать не собираюсь... Я ничего не подписывал. Ни подписи, ни печати", - сказал Саидов.
Земельный вопрос является ключевым конфликтогенным фактором, отметил он. По его словам, в селе Новомонастырское около 1600 голов крупного рогатого скота, а общая площадь пастбищ - 300-400 гектаров. "Катастрофически не хватает пастбищ. Жители села по 500 рублей с коровы собирают деньги, платят чеченцам за их территорию... и там пасут", - рассказал Саидов.
Корреспондент "Кавказского узла" 12 апреля сам побывал в этом селе, где местные жители также рассказали о нехватке пастбищных земель и необходимости платить чеченской стороне за выпас скота (приведенные частные мнения не являются репрезентативным опросом).
У большинства сельчан нет постоянной работы в Новомонастырском, поэтому они вынуждены покидать село и уезжать на заработки, а большинство тех, кто не выезжает на заработки, держат в селе крупный рогатый скот и за счет этого выживают, сказал местный житель Абдурагим, отметив, что в селе нет достаточного количества пастбищных земель.
Он пояснил, что слышал про процессы уточнения границ между Чечней и Дагестаном, однако, как утверждает он, комиссия по данному вопросу не посещала село и не интересовалась мнением местных жителей.
Почти все жители Новомостырского не имеют официального места работы и вынуждены выезжать на заработки в другие города и селения Дагестана, отметил житель Новомонастырского Нариман. "Основное [количество] местных жителей - на заработках. Выезжают вплоть до севера", - сказал он "Кавказскому узлу".
Даже для разведения достаточного количества крупного рогатого скота у сельчан нет пастбищных земель, пояснил он, уточнив, что сам держит одну корову и покупает для нее сено.
По его словам, жители села не в курсе о постановке некоторых приграничных с соседней республикой территорий на кадастровый учет чеченской стороной. "В данное время, когда что-то кому-то передают, нас об этом не спрашивают. Мы не знаем", - заявил он и сообщил, что никаких сходов и объявлений о передаче земель в селе не было.
В селе наряду с проблемами с электроснабжением и водоснабжением остро ощущается острая нехватка пастбищных земель, рассказал "Кавказскому узлу" местный житель Шахбан.
Местные жители каждый год вынуждены выпускать свой скот на чеченские территории, заплатив при этом за каждую голову крупного рогатого скота по 500 рублей, а в этом году чеченская сторона предупредила жителей Новомонастырского о том, что выпас на их территории будет возможен до конца июня, отметил он.
Относительно присоединения приграничных земель к территории Чечни он пояснил, что сходов с обсуждением такого вопроса в селе не проводилось. "Схода не было, потому что конкретики нет. Только из прессы мы узнаем, и больше [других источников] нет", - сказал Шахбан.
Все вопросы, касаемо демаркации границ и статуса приграничных территорий, решаются без ведома жителей Новомонастырского, считает местный житель Шамиль. Он отметил, что ему неизвестно, какие именно земли оказались зарегистрированы за чеченской стороной. По его словам, в селе наблюдается катастрофическая нехватка пастбищных земель, что исключает возможность разведения большого поголовья крупного рогатого скота.
Житель селения Нурмагомед рассказал, что на его попечении находятся семь человек, и он вынужден уезжать на заработки и работать на строительных объектах из-за отсутствия работы в селе. "С землей проблемы есть, скотину держать не можем. [Поголовье] больше делать не можем, потому что негде кормить его", - сказал он "Кавказскому узлу".
Со слов местного жителя, он, как и большинство его односельчан, не слышали про оформление чеченской стороной спорной территории в окрестностях села, а всю информацию удается узнавать из СМИ.
Ключевой проблемой в селе является нехватка пастбищных земель, заявил местный житель Магомед. Он рассказал, что держит 11 голов крупного рогатого скота и вынужден покупать около 1000 тюков сена круглогодично, чтобы прокормить такое хозяйство. "Покупаю около тысячи тюков. Если не хватит - покупаю снова", - отметил Магомед.
Он признался, что о ситуации с демаркацией границ между Дагестаном и Чеченской Республикой узнает только через СМИ.
Жительница села Мариям также сообщила, что узнала о процессе уточнения границ между республиками из СМИ. Она также указала и на наличие проблемы с пастбищными землями. "Мы гоняем [скот] туда, в Чечню. Чеченские земли берем. Покупаем у них землю", - сказала она "Кавказскому узлу".
Жительница Новомонастырского Патимат сообщила, что основным видом заработка в селе является разведение крупного рогатого скота, и нехватка пастбищных угодий очень сильно ощущается. «Земель для скота нет. Вот эта проблема. Мы у чеченцев берем [пастбища], каждый год по 500 рублей за голову отдаем", - сказала она.
Она отметила, что ей неизвестно, какие именно земли в окрестностях села зарегистрировала за собой чеченская сторона, и какова их общая площадь. По словам женщины, в случае если какие-либо земли будут отнесены к чеченской стороне, жители Новомонастырского еще более остро ощутят дефицит пастбищных земель. "Трудно будет. Очень трудно будет. У нас все почти на этом [за счет разведения крупного рогатого скота] живут", - заявила она "Кавказскому узлу".
Информирование и предметный разговор по поводу уточнения границы не проводился на территории села, не проводились сходы, и не обсуждалась тема определения и закрепления земель за тем или иным регионом, рассказал житель Новомонастырского Гаджимурад.
С его слов, ключевой проблемой в селе является земельный вопрос. "Первое – земля, а потом все остальные проблемы. Когда хозяйство кормить нечем, ты ни о чем другом не думаешь", - заявил он "Кавказскому узлу", добавив, что узнал о проводимой демаркации границ только из публикаций в СМИ.
Село Новомонастырское Кизлярского района Дагестана граничит со станицей Новобороздиновская Шелковского района Чечни. Сельское поселение «Сельсовет Новокохановский», куда входит и село Новомонастырское, граничит с севера с Тарумовским районом Дагестана, с запада - с Ногайским районом, а с юга - с Шелковским районом Чечни.
В селе Новомонастырское проживают 1300 человек, сообщается на сайте администрации Кизлярского района.
"Кавказский узел" писал, что ранее спикер чеченского парламента Магомед Даудов утверждал, что власти Чечни и Дагестана не просят друг друга об уступках каких-либо территорий. 7 февраля стало известно о претензиях Чечни на участок близ селения Мехельта Гумбетовского района. Жители селений Ансалты Ботлихского района и Гакко Цумадинского района на "круглом столе" 13 февраля также заявили о наличии спорных территорий на границе с Чечней. Глава дагестанского парламента Хизри Шихсаидов заверил, что Дагестан не намерен отдавать какие-либо земли соседней республике.
2 апреля парламент Дагестана на своем официальном сайте заявил "о недопустимости одностороннего определения границ" и сообщил, что спикер парламента Хизри Шихсаидов и премьер Дагестана Артем Здунов 28 марта направили соответствующие письма полпреду президента в СКФО, главе Росреестра и в парламент Чечни. Вечером 2 апреля это сообщение исчезло с сайта парламента. Оно не было официальным заявлением парламента и публиковалось только для информирования СМИ, пояснил глава пресс-службы Народного собрания Дагестана.
Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет". Соглашение о границе Чечни и Ингушетии осенью 2018 года вызвало массовые протесты в Магасе, "Кавказский узел" ведет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".
Автор: Ильяс Капиев источник: корреспондент "Кавказского узла"