06 ноября 2018, 03:48
Годовщина высылки карачаевцев напомнила о проблеме реабилитации репрессированных народов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Реабилитация карачаевцев, депортированных 75 лет назад в Среднюю Азию и Казахстан, обошлась без территориальных конфликтов, но в моральном плане осталась незавершенной, указал председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов. Россия до сих пор не дала правовой оценки сталинским репрессиям в отношении народов, подчеркнула историк Патимат Тахнаева.
Как сообщал "Кавказский узел", 2 ноября жители Карачаевска почтили шествием память родных и близких, погибших в ссылке в результате депортации карачаевского народа в 1943 году.
Депортация карачаевцев началась в СССР 2 ноября 1943 года. За три дня было выселено 69267 человек (15980 семей), последний эшелон с депортированными был отправлен из Карачаевска 5 ноября. Всего за предвоенное и военное время было депортировано 79 тысяч человек карачаевской национальности. Как писал "Кавказский узел", большая часть репрессированных - более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей - погибли в дороге, а также в местах переселения. В современной Карачаево-Черкесии 2 ноября считается днем депортации карачаевского народа". А 3 мая ежегодно отмечается в Карачаево-Черкесии как День возрождения карачаевского народа.
Требование продолжить реабилитацию карачаевцев актуально, хотя вопрос о территориях, который остается болезненным для других репрессированных народов, ими не ставится - территории, принадлежавшие карачаевцам на момент депортации, были возвращены им полностью, рассказал председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Тоторкулова, единственное исключение составляет город Кисловодск, который был районным центром Малокарачаевского района - он был присоединен к Кавминводам по решению советской власти, но еще до депортации карачаевцев.
"Когда вернулись [из ссылки] проблем было много, в наших домах жили люди. Карачай поделили между Грузией и Россией - тогда город Карачаевск переименовали в город Клухори и чуть ли не до распада СССР политика по отношению к репрессированным оставалась [дискриминационной]. Вначале карачаевцы или выкупали свои дома, или ссорились из-за этого [с новыми их владельцами]. Потом сваны, грузины в один момент приняли решение покинуть эту территорию и уехали обратно в Грузию. На сегодняшний день территориальных проблем у карачаевцев нет, есть проблемы невыполнения закона "О реабилитации репрессированных народов" в части моральной и материальной компенсации. Карачаевская автономия в прежнем виде не сохранилась, но восстановлена в составе Карачаево-Черкесии", - рассказал Тоторкулов.
В 2016 году участники митинга в Карачаевске потребовали продолжить реабилитацию репрессированных, в частности увековечить память карачаевцев-участников Великой Отечественной войны.
Принятый в 1991 году закон "О реабилитации репрессированных народов", "до сих пор остается не исполненным в полной мере", говорится в заявлении главы "Конгресса карачаевского народа" Кады-ходжи Халкечева, приуроченном к 75-й годовщине депортации. Халкечев отмечает, что во время депортации карачаевцев "17 186 бойцов - или каждый пятый представитель карачаевского народа - сражались против фашизма", а более 2 000 карачаевцев, женщин и мужчин, "были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей". 23 карачаевца были представлены к званию Героя Советского Союза, высшую награду получили 11 человек.
После возвращения карачаевцев в течение длительного времени запугивали повторением высылки, отметил он, говоря о дискриминационной политике в отношении репрессированных. "Карачаевцам еще долго угрожали: "Если будете шуметь - вновь выселим"", - отметил Тоторкулов.
Возвращение репрессированных народов привело к изменению географии их расселения, в результате чего несколько народов могли претендовать на одну территорию, но в случае с Карачаево-Черкесией таких территориальных конфликтов удалось избежать, хотя "во все времена были как сторонники, так и противники объединения карачаевской и черкесской областей", отметил Алий Тоторкулов. "Все перемешалось: в черкесских районах есть карачаевские села и наоборот", - сказал он.
Закон "О реабилитации репрессированных народов" породил много точек напряженности, поскольку возвращение земель репрессированным народам оказалось невыполнимой задачей, считает Ян Рачинский. Закон о реабилитации репрессированных народов принимался с благими намерениями, но в нем с самого начала были заложены предпосылки для конфликта, указал Александр Черкасов, приводя в пример осетино-ингушский конфликт в 1992 году.
Полная территориальная реабилитация всех репрессированных народов невозможна по объективным причинам, считает заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.
"В целом, если говорить о мегатренде, многие негативные последствия преодолены. Хотя вопросы территориальной реабилитации не удалось выполнить, но на то есть объективные [причины]. В целом большинство народов эти проблемы понимают", - сказал ученый корреспонденту "Кавказского узла".
Репрессии в отношении народов не получили правовой оценки
Общественная оценка репрессиям в отношении народов уже дана, отметил Владимир Зорин. "Все уже дали оценки, и мы извлекаем уроки. Отрицать, что в событиях Великой Отечественной войны были люди и даже группы лиц, которые сотрудничали с оккупантами, нельзя, но распространять это на целые народы безнравственно и незаконно. Много было мифов про "коня с золотым седлом", который подарили [Гитлеру] якобы чеченцы, и о карачаевском народе [мифы были]. Хорошо, что мы осудили [репрессии] и дали этому оценку", - отметил Зорин.
Депортации народов Кавказа, в частности чеченцев и ингушей, в советское время оправдывались мифами о массовом предательстве и дезертирстве представителей репрессированных народов. При Сталине проводились массовые аресты, депортации и расстрелы по национальному признаку, целые народы объявлялись "враждебными". Историки располагают множеством документов об острых конфликтах на национальной почве, имевших место именно в сталинскую эпоху, говорится в справке "Кавказского узла" "10 мифов о роли Сталина в Великой Отечественной войне".
При этом ученый полагает, что важно уделять не меньшее внимание дню возвращения репрессированных народов, как "дню торжества справедливости".
"Правильно, что мы вспоминаем [депортированных], но мне кажется, что следовало бы отмечать не только день депортации, но и день возвращения народов, когда восторжествовала справедливость. Простые люди встречали переселенцев доброжелательно, помогали обустроиться. Важно отделять политику власти и отношения между народами", - заключил историк.
Россия, будучи правопреемницей СССР, не дала правовой оценки сталинским репрессиям, заявила научный сотрудник Института востоковедения РАН Патимат Тахнаева корреспонденту "Кавказского узла".
"Депортации, коллективизация и индустриализация были беззаконием и произволом. К сожалению, правопреемник СССР, российское государство, не стало давать правовую оценку этим действиям, мы ее так и не услышали", - сказала Тахнаева.
Депортации - практика коллективной ответственности
Обвинение народов в сотрудничестве с фашистами всегда оформлялось в обход всяких законных процедур и не имело точных юридических формулировок, отметила она.
"Я пыталась найти [архивные] чеченские документы, не смогла этого сделать. Официальное обоснование - "за сотрудничество с немцами", "предательство", - это были расплывчатые формулировки. Сделали виновными народы, а каким образом проводилось следствие, по какому закону их судили, - [ответа нет]", - отмечает Тахнаева.
Даже в поздние советские годы была широко распространена практика коллективной ответственности, добавила она. "Значительная часть СССР находилась под оккупацией и все были под подозрением. При устройстве на работу в личном листке, который выдавали в отделе кадров, был вопрос, были ли родственники [человека] под оккупацией. Была всеобщая подозрительность", - заключила Тахнаева.
На практику коллективной ответственности указал и Алий Тоторкулов. "В то время все оформлялось секретными докладами НКВД, и когда рассекретили эти документы, выяснилось, что в НКВД рисовали, что хотели. В горном карачаевском селении во время войны шла свадьба, туда приехали сотрудники НКВД. Прямо в этом доме, где шла свадьба, застрелили хозяина дома под предлогом, что идет война, а вы тут свадьбу играете. Народ в ярости уничтожил этих сотрудников, которые повели себя таким образом - и вот они в докладах, сводках НКВД обозначили, что народ против советской власти, убили сотрудников НКВД. Подтасовок было море", - рассказал он.
Тоторкулов также напомнил об обвинении карачаевцев в уничтожении еврейских детей, которое стало одним из поводов для выселения.
"Сейчас это уже известно, что карачаевцы провожали еврейских блокадных детей в Грузию, многие [благодаря им остались] живы, - а в то время карачаевцев обвинили в том, что они убивали еврейских детей. Сами дети войны, евреи, опровергли это, рассказывая, как карачаевцы их спасали", - заключил Тоторкулов.
Карачаевцы первыми среди кавказских горцев подверглись в годы Великой Отечественной войны репрессиям по сфабрикованным обвинениям, а позднее из исторических мест проживания также были выселены чеченцы, ингуши и балкарцы. Расследования и проверки, проведенные позднее генпрокуратурами СССР и РСФСР, а также прокуратурой Ставропольского края, позволили полностью опровергнуть обвинения в расстрелах раненых красноармейцев и еврейских детей, выдвинутые против карачаевского народа и ставшие поводом для выселения, указано в опубликованном 2 ноября материале ТАСС.
Конкретные истории еврейских детей, спасенных карачаевцами, также приводятся в материале. Так, в 1994 году израильский Институт памяти катастрофы и героизма "Яд ва-Шем" присудил карачаевцам Шамаилу и Фердаус Халамлиевым, а также их сыновьям Мухтару и Султану почетное звание "Праведник народов мира" за спасение трех еврейских девочек, эвакуированных после расстрела их родителей нацистами из Киева в Карачаевск. Девушки бежали после оккупации Карачаевска в горы, где их нашел житель Теберды Мухтар Халамлиев и привел в дом своих родителей.
Ход депортации карачаевцев
Указ и постановление о поголовном выселении карачаевцев, ликвидации Карачаевской АО и об административном устройстве ее территории вышли 12 и 14 октября 1943 года. В тексте указа утверждалось, что «многие карачаевцы» вели себя "...предательски, вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью, предавали немцам честных советских граждан, сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевалы в Закавказье, а после изгнания оккупантов противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь", говорится в работе историка Павла Поляна "Принудительные миграции в годы второй мировой войны и после ее окончания (1939–1953)".
Для силового обеспечения депортации карачаевцев были задействованы войсковые соединения общей численностью 53 327 человек. "Поскольку план по депортации рассчитывался на 62 842 человека, из них только 37 429 — взрослого населения, то на каждого взрослого безоружного карачаевца, включая женщин, приходилось чуть ли не по два вооруженных чекиста", указывает Полян.
После депортации карачаевцев вся территория Карачаевской автономной области была поделена между Ставропольским краем, Грузией и Краснодарским краем.
Фонд "Эльбрусоид" приводит на своем сайте воспоминания Асият Элькановой, которая в 1943 году была редактором областной газеты "Къызыл Къарачай".
"В 2 часа ночи с первого на второе ноября, завершив работу над газетой, мы с литработницей Супият Аджиевой пошли домой. Утром в 6 часов кто-то постучал в дверь. На пороге стоял знакомый лейтенант с двумя красноармейцами. Он поздоровался и, покраснев, сказал: "Товарищ Эльканова, вас выселяют, надо собрать вещи и продукты. Вам подадут автобус, а мы поможем вам собрать вещи". Я растерялась. Потом, придя в себя, спросила: "Вы придумали неуместную шутку или ошиблись адресом?". Тогда он прочитал бумагу, которую держал в руке. Слезы застилали глаза, не хотелось верить в чудовищную несправедливость", - говорится в воспоминаниях Элькановой.
Многие депортированные карачаевцы столкнулись с нехваткой жилья, одежды и пищи: "целые семьи вынужденно ютились в полуразрушенных домах и землянках", смертность людей в таких условиях была очень высока. В первые два года убыль населения составила более 23% от первоначальной численности переселенных.
По мнению доктора исторических наук, профессора Мурата Каракетова, не будь депортации, численность карачаевцев в России к 2009 году была бы вдвое большей и составила бы 400-450 тысяч человек.
Фиксировались случаи побега, к пойманным применяли жесткие меры как к опасным преступникам. При этом "подавляющее большинство граждан СССР долгое время даже не догадывалось о происходивших в стране депортациях", указывается в опубликованном 2 ноября материале издания "Газета.Ru".
Автор: Магомед Туаев источник: корреспондент "Кавказского узла"