05 октября 2018, 20:44
Эксперты не исключили возможности вооруженного конфликта между Чечней и Ингушетией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Протесты жителей Ингушетии против соглашения о границе с Чечней могут перерасти в вооруженный конфликт между двумя республиками, считают правозащитник Светлана Ганнушкина и историк Михаил Рощин. Глава Ингушетии справится с ситуацией, полагает специалист по информационной политике Маргарита Лянге. Ситуация обострилась потому, что ингушские власти приняли решение без учета позиции местных жителей, сошлись во мнении эксперты.
Как сообщал "Кавказский узел", 4 октября в парламенте Ингушетии состоялось голосование по вопросу ратификации Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией, подписанного главами республик 26 сентября. В Магасе второй день проходит акция протеста с требованиями о вынесении вопроса о границе на референдум и отставке Юнус-Бека Евкурова.
Светлана Ганнушкина: власти Ингушетии приняли решение за спиной жителей
Принятие соглашения между Чечней и Ингушетией о передаче земель может спровоцировать военный конфликт с участием боевых частей республик, считает глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
"Народ - я специально говорю в единственном числе – достаточно возбудимый. И если не хватит мудрости и дойдет до физического взаимодействия, то дело может дойти до третьей чеченской войны. Я очень надеюсь, что этого не допустят... В противном случае нас ждет затяжной конфликт. Боюсь, что ингуши не готовы к решению, а виновным делают Евкурова. Результат может быть самым грустным: вместо Евкурова получат Кадырова уже по всей территории…", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Ганнушкина.
Она отметила, что история о передаче части ингушских земель Чечне берет свое начало еще со времени президентства Ахмата Кадырова. "Я лично слышала от Ахмата-хаджи, что чеченцы претендуют на определенные ингушские земли. Конечно, дело осталось сыну, который может делать в Чечне все, что хочет", - сказала правозащитница.
Границы, которые пересматривает подписанное Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым соглашение, были утверждены фактическим лидером Чечни Джохаром Дудаевым и главой Ингушетии Русланом Аушевым, а впоследствии президентом Муратом Зязиковым и главой администрации Чечни Ахматом Кадыровым, говорится в справке "Кавказского узла" "Территориальные споры между Ингушетией и Чечней".
Ситуация обострилась потому, что решение о передаче земель принято без участия жителей Ингушетии, считает она. "Народу не объяснили, зачем и почему идет передача земли. Народ не был готов. Решение принималось за его спиной. Разумеется, ингуши посчитали, что передача не в их пользу, а вопрос уже решен. Их негодование понятно… Так поступать было нельзя. Готовить ингушское население к передаче земель было в интересах Евкурова. Что касается Чечни, то там кроме приказа Рамзана не существует никакого закона, и люди возражать не смеют", - сказала Ганнушкина.
Михаил Рощин: почва для обострения ситуации в Ингушетии была готова
Соглашение о границе с Чечней напомнила жителям Ингушетии об утрате Пригородного района, указал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. "Это больная мозоль: пока не трогаешь, не болит, но как наступишь… Вроде бы история с Пригородным районом улеглась, и вот снова скандал. Ингушетия – очень маленькая республика, и потеря даже незначительной территории будет ощутима", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Рощин.
Между осетинами и ингушами, проживавшими в Пригородном районе Северной Осетии, осенью 1992 года произошел вооруженный конфликт. В результате, по данным прокуратуры, погибли 583 человека, 939 человек были ранены, еще 261 человек пропал без вести. Десятки тысяч ингушей вынужденно покинули места исторического проживания в Северной Осетии, сообщается в справочном материале "Осетино-ингушский конфликт 1992 г.: истоки и развитие", размещенном "Кавказским узлом" в разделе "Справочник".
По данным Рощина, чеченские власти претендовали на присоединение Малгобекского и Сунженского районов целиком. "Если бы дошло до этого, то локальной войны было не избежать", - считает он. Конфликта удалось избежать, потому что Кремль указал ограничиться передачей Чечне части лесного массива, заявил Михаил Рощин. "Думали таким образом спустить дело на тормозах. Если бы Евкуров был мудрее, то посоветовался бы с населением Ингушетии, и под предлогом народного негодования отказался бы от передачи, а дальше уже ждал развития событий. Но решили, мол, сделаем как всегда - подпишем, все проглотят. Не вышло", - сказал Рощин.
По его мнению, в будущем конфликт может перерасти в открытое военное противостояние между Чечней и Ингушетией. "Протестная база в Ингушетии уже существовала: если вспомнить, даже муфтият отказался от контактов с Евкуровым. Так что не хватало только спички, чтобы запалить. Понятное дело, что в открытом военном конфликте победу одержит Чечня, силы несопоставимы. Я вижу лишь один выход из ситуации -сложение Евкуровым полномочий", - сказал Рощин.
Маргарита Лянге: информационная политика ингушский властей провальна
Конфликт практически вышел из-под контроля из-за провальной работы ингушской власти в информационном поле, при том, что сам Евкуров является сильной политической фигурой, считает член комиссии по информационному сопровождению государственной национальной политики Совета при президенте России по межнациональным отношениям, зампредседателя Совета Ассамблеи народов России, председатель Гильдии межэтнической журналистики, советник директора ГТРК "Радио России", главный редактор сайта "Национальный акцент" Маргарита Лянге.
"Глава республики находится в состоянии информационной войны уже несколько месяцев – как внутри Ингушетии, так и за ее пределами. Часть (администрации Ингушетии. - Прим. "Кавказского узла"), отвечающая за коммуникацию с населением, либо не дорабатывает, либо плохо координируется. Перед принятием решения о передаче земель необходимо было провести разъяснительную работу с населением, объясниться с людьми. На самом деле, повод для протеста копеечный, но раздут уже не на рубль, а на сто", - сказала Лянге.
Она выразила удивление тем, что ингушские власти поставили население перед фактом принятия решения. "Почему информация приходила слишком поздно? Почему заявления власти прозвучали после подписания соглашений? Для меня неясен этот алгоритм работы с населением… Мне кажется, не сообщали, потому что не думали, что вызовет мощную реакцию. Это ошибка: все, что связано с землей на Кавказе, обязательно нужно проговаривать, разжевывать, и только потом принимать решение. Ясно, что оппозиция быстро воспользовалась случаем", - сказала Лянге корреспонденту "Кавказского узла".
Чтобы изменить ситуацию, нужно иначе работать с людьми в информационном поле, добавила Маргарита Лянге. "По моим ощущениям, Евкуров это понимает. Но грустно, что он оказался в такой ситуации лишь по вине неграмотной работы в информационном поле… Период, когда проблему можно было купировать путем замалчивания, остался в «доинтернетовском» периоде. И когда что-то происходит, сообщать нужно вовремя, и не думать, что обойдется. Рецепт один: быть более открытым и действовать на опережение", - сказала Лянге.
Она не считает, что ситуация может обостриться еще больше. "Я уверена, Евкуров справится с этой ситуацией, но зачем вообще доводить до такого?" - заключила Лянге.
На "Кавказском узле" содержится справка "Территориальные споры между Ингушетией и Чечней". Полный текст Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией, а также три приложения к нему (карта и геодезическое описание границы), опубликованы на "Кавказском узле" в разделе "Нормативные акты".
Новости, касающиеся границы между Чечней и Ингушетией, отслеживаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет". "Кавказский узел" также ведет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".
Автор: Олег Краснов источник: корреспондент "Кавказского узла"