19 июля 2013, 07:21
В Нагорном Карабахе началась реализация программы по развитию легкой промышленности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В рамках правительственной программы по развитию легкой промышленности и уменьшению безработицы среди женщин в Нагорном Карабахе возрождаются традиции ковроткачества, созданы ковроткацкий цех в городе Шуши и ткацкий цех в уцелевшем в годы карабахской войны здании бывшего "Каршелкомбината" в Степанакерте, сообщил координатор проекта, директор новой компании ООО "Каршелкомбинат" Валерий Балаян.
Производственная площадь здания бывшего "Каршелкомбината" - 15 тыс. кв. м, она будет сдана в аренду инвесторам, где в течение полутора или двух лет планируется создать пять-шесть предприятий малого и среднего бизнеса. Здание ремонтируется на государственные средства, рассказал Валерий Балаян.
В Нагорном Карабахе возрождаются традиции ковроткачества. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Алвард Григорян
"Цель проекта – создать бизнес-среду для привлечения инвесторов, которые будут развивать свой бизнес в Карабахе, открывать новые рабочие места, в частности, для женщин. Уже созданы два производства – это ковроделие в Шуши и ткацкий цех в Степанакерте. В скором времени будет цех по производству и окрашиванию ниток, оснащенный современными технологиями, что обеспечит сырьем ковровый и ткацкий цеха, цех по проектированию ковров. Ковровый цех также откроется в Степанакерте, когда здание "Каршелкомбината" будет полностью отремонтировано", - рассказал директор комбината.
Вице-премьер Нагорного Карабаха Артур Агабекян в интервью правительственной газете "Азат Арцах" заявил, что "власти готовы сотрудничать и содействовать инвесторам, желающим войти в экономическое пространство Арцаха со своими технологиями и наладить производство".
"Уже созданные предприятия "Сандерк" и "Форестер" будут заниматься переработкой ткани и шерсти. Ведутся переговоры с другими компаниями о налаживании производства в Арцахе", - уточнил Агабекян.
Балаян: 90% рабочих мест будут созданы для женщин
В ткацком цехе "Каршелкомбината" сохранилось порядка 50 ткацких станков, более десяти отремонтированы и работают, рассказал Валерий Балаян. По его словам, сегодня в производстве работают 30 человек – это ткачихи, мастера, поммастера.
"Мы планируем, что через шесть месяцев у нас будут работать 100-150 человек, через два года рабочих мест будет более чем для 600 человек, из коих 90% для женщин", - сказал Балаян.
Он сообщил, что минимальная зарплата каждого работника будет составлять 60-70 драмов (1 доллар – 410 драмов).
Отметим, что по состоянию на 1 июня 2013 года число ищущих работу составляло 3 079 человек, из них 2 955 – женщины. Официально зарегистрированы как безработные 2 517 человек, пособие по безработице получают 367 человек, из коих 292 – женщины.
Вице-премьер Нагорного Карабаха Артур Агабекян заявил, что "в ближайшие три года правительство планирует открыть в республике порядка пяти тысяч рабочих мест, и ООО "Каршелкомбинат" отведена не последняя роль".
Инженер-технолог ткацкого цеха Аня Акопджанян, вспоминая историю комбината, заметила, что до 1988 года были лучшие годы предприятия.
"Тогда только в ткацком цехе работали 1 200 человек, получали высокую зарплату. Если бы бомбардировки Степанакерта не уничтожили завод, то, возможно, проблем с безработицей в городе не было бы. Но теперь, если цех будет восстановлен, многие женщины найдут здесь работу. Люди хотят работать", - говорит Акопджанян.
Она отметила, что для работы в новом цехе привлекаются бывшие работники ткацкого цеха – ткачихи, мастера по станкам. "Набираем также молодых, так как многие работники ткацкого цеха уже достигли пенсионного возраста", - заметила Акопджанян.
Она сообщила, что уже есть первая продукция – хлопчатобумажная ткань для Армии обороны.
Ткачиха Саида Петросян уверена, что "люди будут работать, лишь бы было где", и "если начать работать - будет так же, как раньше, если, конечно, обеспечат необходимым сырьем".
Для развития ковроделия привлечен инвестор из Армении
"Для развития ковроделия в Карабахе компания "Меджик карпет" из Армении основала компанию "Карабах карпет" и вместе с карабахскими специалистами начала налаживать производство армянских ковров. Первый ковроткацкий цех открыт в городе Шуши, следующий этап – открытие коврового цеха в Степанакерте, в здании "Каршелкомбината", - сообщила начальник коврового цеха в Шуши, представитель компании "Меджик карпет" из Армении Асмик Мхитарян.
Она сообщила, что ковровый цех в Шуши был открыт 8 июня, уже работают 20 жительниц города, и есть список из 30 желающих, которым будет предложено сотрудничество. "Когда откроется цех в Степанакерте, по нашим подсчетам, должно быть создано 200 рабочих мест, и больше", - сказала Мхитарян.
Мхитарян заметила, что "женщины работают с удовольствием, у них хорошо получается, многие из них уже работали в советское время на ковровом предприятии в Степанакерте, но есть и ученицы".
Нина Аванесян два года проработала на степанакертской ковровой фабрике, но из-за карабахской войны предприятие закрылось, она на много лет стала безработной. "Когда здесь открыли, пришла сюда работать, правда, приходится вспоминать, заново тренировать скорость плетения узлов. Но зато приятно вернуться к профессии и получать зарплату", - поделилась женщина.
Другая жительница Шуши Асмик Балаян отметила, что за неделю выучилась ткать ковер. Женщина рассказала, что по профессии она медсестра, но устроиться на работу так и не смогла. "А тут цех открылся рядом с домом, где живу, потому и пришла сюда работать. Немного кропотливая работа, но что делать, зато есть работа, и еще вторая профессия. У меня два сына растут, муж, конечно, работает, но мне приятно, что я тоже уже могу внести что-то в домашний бюджет", - сказала Асмик Балаян.
В правительстве сообщили, что "ковроткацкие цеха будут открыты во многих общинах республики, где в состоянии обеспечить более 20 работников, и уже проводится мониторинги, чтобы составить представление о рабочем потенциале".
"В плане ковроткачества Карабаху есть что представить миру"
Начальник коврового цеха в Шуши Асмик Мхитарян заметила, что "цель предприятия не только открытие новых рабочих мест, но и возрождение традиций карабахского ковроделия, которая является частью армянской культуры".
"В основном ковры ткутся по армянским и карабахским узорам. Для этого мы привлекаем специалистов, изучаем старинные карабахские ковры", - отметила Мхитарян.
Она подчеркнула, что "нитки, которыми сейчас работают женщины, - из чистой шерсти, сплетены ручным способом, окрашены по старинной технологии из Еревана". "Но надеемся, что когда в Степанакерте начнется производство шерстяных ниток, то сырья будет предостаточно", - сказала начальник коврового цеха в Шуши.
Ткачиха коврового цеха в Шуши, театральный искусствовед, работник шушинского театра Арега Мелкумян, рассказала, что десять лет занимается ремеслом ковродела на дому, и когда открылся ковровый цех, она с удовольствие поступила сюда на работу.
"Таких как я, ткущих ковры, немного осталось, но то, что ткали в домашних условиях – это коврики-сувениры. Пока не совсем потеряно это ремесло, надо привлекать, чтоб работали на таких вот фабриках", - уверена ковродел.
Она считает, что "у Карабаха есть что представить миру, и пока не совсем потеряно это ремесло, надо открывать больше таких фабрик".
Учредитель Музея антикварных карабахских ковров в городе Шуши, советник президента Нагорного Карабаха, ковровед Вардан Асцатрян заметил, что "возрождение традиций производства карабахских ковров - очень хороший проект, но если строго не придерживаться рисунка, техники, присущему только карабахскому ковру, то эта продукция будет не конкурентоспособна на рынке сбыта".
Он считает, что истинные традиции карабахского ковроткачества не соблюдаются, потому что для этого надо изучать, и после уже проектировать ковры, а может и копировать рисунки со старых ковров, тогда, возможно, рынок заинтересуется новыми карабахскими коврами.
"Если они этого не сделают, а будут продолжать ткать ковер по тем схемам, что остались из прошлых лет, то им не удастся выйти на внешний рынок, а внутренний рынок не так велик", - заметил учредитель музея.
Асцатрян напомнил, что после карабахской войны некоторые предприниматели пытались восстановить ковроделие в республике, но эти попытки были безуспешными, так как продукция не соответствовала потребностям покупателя. Учредитель заверил, что музей и его специалисты готовы сотрудничать с ковроткацкими цехами, если предприниматели действительно хотят возродить традиции ковроткачества в Карабахе.
"Много веков армяне Карабаха ткали ковры, их множество видов. Каждая деревня имела свою школу, орнаментальную стилистику, технологию, свои цвета – краски делались из камней и растений данного района. Кроме того, каждый ковер имел стилистическую и тематическую направленность, отображая божественные или природные явления, рассказывая некую историю от начала до конца, в отличие от персидских и туркоманских ковров. Ковры читались как книги–сюжеты из Библии, Ветхого Завета, путь солнца от рассвета до заката, ночь или галактические явления", - рассказал ковровед.
Он объяснил, что, к примеру, безворсовый ковер (карпет), которому чуть больше 100 лет, рассказывает о пятом и шестом дне сотворение Богом мира, где встречаются элементы с изображением животных, Адама и Евы.
"Вот классический армянский ковер, которому 170 лет, из села Ашан Мартунинского района Нагорного Карабаха повествует историю "Изгнание из рая". Внизу дерево жизни с яблоками, чуть выше тоже дерево, но уже высохшее, а рядом мужчина и женщина. Рядом с человеческими фигурами двухголовые животные – всевидящее око Бога – одна голова спит, другая смотрит. В начале ковра большая звезда, означающая Бог, а в конце ковра звезда уже маленькая, что означает, что из-за непослушания мужчины и женщины, Бог отдалился от людей", - рассказал основатель музея, и добавил, что "в армянских коврах всегда присутствует крест".
Далее он представил ковер из села Тог Гадрутского района, которому больше 110 лет, повествующий о том, как солнце восходит и заходит, и каким его запоминают люди. На ковре знак солнца в разное время дня – разные размеры, а также изображены двуглавая утка с схематическим знаком женского начала, и двуглавый селезень со знаком мужского начала.
Асцатрян заметил, что "упадок традиций армянского ковроделия наступил в начале прошлого века, когда произошел геноцид армян, и другие трагические события для армян. Когда церкви были разрушены, связь церкви и ткачей была прервана, тогда ткачи начали ткать ковры исключительно исходя из собственных фантазий, потому эти ковры уже не ценятся так, как те, что были сотканы до 1915 года".
"Одна из главных целей нашего музея – восстановление исторической справедливости и бренда – карабахский ковер и карабахский карпет, и чтобы в дальнейшем все это было отображено в ковроткачестве армян, как это делалось в течение тысячелетий", - заметил Вардан Асцатрян.
Сегодня Музей антикварных карабахских ковров в городе Шуши состоит из более 250 старинных карабахских ковров и карпетов, некоторым из которых почти 200 лет. Экспонаты музея приобретены у населения, и не продаются.
По словам Асцатряна, еще одной целью музея является не допустить вывоз старинных ковров за пределы республики, и ему за эти годы удалось вернуть в музей больше десяти ценных экспонатов, выкупленных у частных лиц в Армении
Меланья Балаян: сбыт старинных ковров за пределами Нагорного Карабаха не прекращается
Директор Арцахского историко-краеведческого музея Меланья Балаян, автор книги "Коллекция ковров государственного Арцахского историко-краеведческого музея" заметила, что в фонде музея более десятка ковров и карпетов (безворсовый ковер) конца XVIII и начала XX веков, которые собраны в ее книге и могут стать хорошим пособием для специалистов, изучающих технику, рисунок карабахских ковров.
Она с сожалением отметила, что в советское время фонд музея периодически опустошался, историко-культурные ценности методически разрушались, а экземпляры, представляющие наибольший интерес, вывозились в Баку, в особенности, старинные ковры и карпеты.
"На сегодня сбыт старинных ковров и изделий не прекращается, и часто можно увидеть приезжих из Армении, и даже среди местных жителей есть такие, которые едут по деревням, представляются коллекционерами, скупают за копейки у населения и вывозят за пределы республики для продажи. Работниками музея были предприняты попытки прекратить эти куплю-продажу со стороны частных лиц. Мы встречались с так называемыми бизнесменами, и нам в какой-то мере удалось прекратить этот грабеж национальных ценностей, что я бы приравняла к измене родине", - заявила директор краеведческого музея, и добавила, что "за последнее десятилетие музей пополнился новыми экспонатами, а также карабахскими коврами, которые периодически экспонируются за рубежом".
В советские годы в Нагорном Карабахе действовала Степанакертская ковровая фабрика с порядка 200 работниками. С началом карабахской войны фабрика приостановила свою работу, а после войны попытки властей восстановить производство провалились по причине невозможности реализации продукции из-за высокой себестоимости.
Карабахский историк Ашот Арутюнян выразил надежду, что, "возможно, авторы программы учли современные особенности рынка сбыта".
"В Шуши было очень развито ковроделие, и конкретно в 1905 году здесь действовала ковроткацкая фабрика, которая в основном реализовывала свою продукцию во Франции. На сегодня открытие здесь новой фабрики заставит нас вспомнить о наших традициях, возможно, и вернуть былую славу карабахских ковров и карпетов. Что касается рынка сбыта, то думаю и надеюсь, что есть потребность во внутреннем и внешнем рынке, а то эта программа не стартовала бы", - выразил мнение историк.
Вице-премьер Нагорного Карабаха Артур Агабекян заметил, что реализация продукции всех предприятий в рамках правительственной программы по развитию легкой промышленности и ковроделия - дело самих производителей, но правительство будет содействовать, что, возможно, приведет к появлению новых инвесторов.
Автор: Алвард Григорян источник: корреспондент "Кавказского узла"