Нефляшева: история репрессированных народов должна получить правильную оценку
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В ходе визита рабочей группы проекта "Мир Кавказу" в карачаево-черкесское село Учкекен жители попросили членов Общественной палаты обратить внимание на вопрос репрессированных народов Северного Кавказа.
11 декабря, после визита в Карачаевск, рабочая группа во главе с членом Общественной Палаты РФ Максимом Шевченко направилась в Учкекен Малокарачаевского района республики, где в стенах филиала Южного федерального университета встретилась с профессорско-преподавательским составом вуза, студентами, а также с жителями района.
Вниманию присутствующих был предложен текст Меморандума о совместном противодействии насилию, экстремизму, межнациональной розни и поддержке миротворческого процесса на Кавказе, который жители Малокарачаевского района единогласно поддержали.
Адемей Хапаев, представившийся работником сферы образования, коснулся проблемы оттока русского населения: "Я могу говорить только по нашему району. Дело в том, что у нас работал завод "Микрокомпонент" и об оттоке русского населения не было и речи. Но как только он прекратил свое существование, люди стали уезжать. Выезжает за пределы республики и молодежь в поисках работы. Это надо понимать".
В ходе встречи, неоднократно поднимался вопрос, касающийся исследований, в которых оправдывается геноцид репрессированных народов.
"Есть у нас одна общая неутихающая боль - это репрессия кавказских народов. Несмотря на то, что история давно дала свою оценку акту депортации целых народов, несмотря на то, что было сделано в рамках реабилитации репрессированного народа, все еще находятся люди, которые оправдывают геноцид целых народов. Я недавно прочитал книгу Игоря Плеханова под названием "Почему Сталин выселял народы Северного Кавказа", где автор оправдывает политическую депортацию ингушей, чеченцев, крымских татар, карачаевцев, балкарцев и других депортированных", - поделился Адемей Хапаев.
"Я не юрист, но насколько я знаю, еще со времен Римского права нет коллективной ответственности народов. Однако находятся такие, которые навязывают нам коллективную ответственность за что-то. Я, например, был выселен в 12-летнем возрасте под дулами автомата. Спрашивается, за что? Я хочу, чтобы члены Общественной Палаты Российской Федерации обратили внимание на это", - сказал Хапаев.
"Я вообще считаю, что запрет книг – это неправильно. Сегодня, мы должны активизировать полемику с подобными оскорбительными измышлениями, с кощунственными высказываниями. Мы должны предоставить возможность оппонирования тем авторам, которые оправдывают репрессии детей, стариков, женщин… Мы должны развивать инструменты оппонирования тем фальшивкам, которые выходят в свет… Мы в рабочей группе Общественной Палаты будем содействовать тому, чтобы ваше мнение оппонирование было услышано", - сказал Шевченко.
Тему поддержала член рабочей группы проекта "Мир Кавказу", старший научный работник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева: "Трагическая история народов Северного Кавказа в современном обществе в устах манипуляторов и провокаторов превращается в инструмент раскачивания ситуации. История репрессированных народов должна, наконец, получить правильную оценку. У нас есть конкретный проект, в рамках которого будет поднят широкий спектр исторических вопросов, касающихся актуальных и острых вопросов. Участие в проекте примут настоящие профессионалы - ученые, которые ответят на сложные вопросы, касающиеся истории", - сказала Наима Нефляшева, пригласив всех желающих к диалогу.
Из зала прозвучал вопрос о разжигании межнациональной розни с экранов телевизоров, где уроженцев Кавказа "выставляют не иначе как бандитами и террористами". Максим Шевченко заметил, что всегда был против того, что некоторые журналисты, подчеркивают этническую принадлежность преступника, тем самым разрушая единое гражданское общество.
"Какая разница, какой национальности был Радион Раскольников, который убил старушку, русский или не русский, он убил человека и это главное с точки зрения процессуального, гражданского и судебного права. Я веду серьезную войну на этом фронте, и не раз наблюдал некоторое высокомерное отношение, особенно у ряда московских журналистов, полагающих себя элитой. Выступая по федеральным каналам и по радио в прямом эфире, приходилось останавливать ведущего, когда тот подчеркивает этническую принадлежность преступника. Здесь нужна наша консолидированная общественная позиция, потому что некоторые силы целенаправленно разжигают ненависть между народами и этническими группами страны", - сказал Шевченко.
Одна из студенток задала Максиму Шевченко вопрос как к представителю Первого канала: "Почему Первый канал не освещает акцию голодовки стариков - старейшин балкарского народа?"
"На канале есть определенная позиция, которую я поддерживаю. Считаю, что поддерживать публичные акции голодовки – это неправильно. Есть другие механизмы диалога с властью, тогда как голодовка – это особый способ давления на власть. Мы готовы вести переговоры с представителями балкарского народа, людьми которые смогут внятно донести проблемы балкарского народа, мы готовы выслушать, поддержать и обсуждать это с властью. А Первый канал не содействует тем, кто хочет оказать давление на кого-либо", - обозначил свою позицию Шевченко.
Напомним, в Карачаево-Черкесии проходит второй этап реализации проекта "Мир Кавказу", реализатором которого является ведущий Первого канала, член Общественной Палаты РФ Максим Шевченко, который прибыл в республику для подписания Меморандума о совместном противодействии насилию, экстремизму, межнациональной розни и поддержке миротворческого процесса на Кавказе.
Карачаево-Черкесия уже не впервые принимает участие в проекте "Мир Кавказу". Дискуссии в рамках этого проекта проходили в республике и в феврале 2010 года.
источник: корреспондент «Кавказского узла»