Иса Ямадаев, Рамзан Кадыров, Бадруди Ямадаев, Игорь Алборов (слева направо). Коллаж "Кавказского узла" Фото:  Руслан Кривобок http://www.infox.ru, Пресс-служба Главы и Правительства Чеченской Республики http://www.chechnya.gov.ru/, http://pro-box.ru/federatsiya/fed.php?sphrase_id=266280http://compromatwiki.org/, фрагмент картины М.Зичи "Кровная месть"

01 апреля 2017, 13:52

Кровная месть - как теперь убивают на Кавказе

Кровная месть - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода. Он состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным 1. В последние месяцы появилось сразу несколько поводов для того, чтобы убедиться - на Северном Кавказе принцип кровной мести отнюдь не стал частью истории, а по-прежнему продолжает действовать как актуальный социальный механизм.

Ямадаевы - кровники Кадырова

30 января "Новая газета" опубликовала материал, согласно которому, по данным силовиков, за покушением на главу Чечни Рамзана Кадырова, которое готовилось весной 2016 года,  но было предотвращено, могут стоять кровники главы Чечни - братья
Ямадаевы 2.

В марте 2017 года ГСУ СК по Чечне вынесло постановление о розыске Исы Ямадаева как подозреваемого в покушении на главу республики 3. В постановлении указано, что "с мая 2016 года Ямадаев И.Б., предполагая, что глава Чеченской Республики Кадыров Р.А. виновен в гибели его брата — Ямадаева Х.Б., действуя из чувства кровной мести, решил совершить его убийство»" 4.

Сообщения о том, что кланом Ямадаевых в отношении клана Кадыровых объявлена кровная месть публиковались и раньше. Так, после убийства в сентябре 2008 года Руслана Ямадаева, в "Рейтерс" появилась информация, что его брат Сулим Ямадаев якобы объявил кровную месть Рамзану Кадырову. Сам Ямадаев эти сведения тогда опроверг 5. В марте 2009 году в Дубае было совершено покушение и на самого Сулима Ямадаева, который в результате нападения скончался. Иса Ямадаев, который после смерти братьев Руслана и Сулима возглавил семейный клан, едва тоже не стал жертвой покушения летом 2009 года.

Руслан Ямадаев. Фото http://www.islamnews.ru/in-russia/page/1630/На поминках по Сулиму Ямадаеву в 2010 году в Гудермесе присутствовали Рамзан Кадыров и его двоюродный брат Адам Делимханов, что дало экспертам возможность говорить о достижении между сторонами конфликта мирового соглашения.

По шариату примирение кровников позволяет прекратить уголовное преследование. Когда Иса Ямадаев передал в суд Объединенных Арабских Эмиратов письмо о том, что он отказывается от претензий в отношении всех обвиняемых в нападении на брата, апелляционный суд Дубая заменил пожизненное заключение фигурантам дела об убийстве Сулима Ямадаева иранцу Махди Лорния и гражданину Таджикистана Максуджону Исматову на 27 месяцев лишения свободы.

По информации "Новой газеты", однако, примирение было искусственным и фактически не было признано ни одной из сторон. Оно якобы было необходимо только для того, чтобы снять обвинения в организации убийства Сулима Ямадаева с Адама Делимханова. 

Сулим Ямадаев в Южной Осетии. Фото Palestinec  http://www.warheroes.ru/content/images/photodocs/5980/original/3f9db0c227d9d10271b9571b621aa4a3.jpg

По данным издания, двое оставшихся на сегодня в живых братьев Ямадаевых – Бадруди и Иса - по-прежнему "считают виновным Кадырова в убийстве депутата Госдумы от ЧР Руслана Ямадаева и командира батальона "Восток" Сулима Ямадаева", и именно с фамилией Ямадаевых связывают недавнее покушение на Рамзана Кадырова чеченские силовики, ведущие расследование.

Кровная месть родственникам боевиков

Другая история о случаях объявления кровной мести в Чечне связана с обострением ситуации в республике после боестолкновения в Грозном 17–18 декабря 2016 года. По официальной версии, в нападении на чеченских силовиков участвовали сторонники запрещённого в России "Исламского государства". После столкновения власти Чечни организовали несколько сходов, на которых жители городов и селений потребовали не только выселить родственников преступников, но и объявить им кровную месть. Такие сходы прошли в селе Пригородном, в Грозном, Цоци-Юрте, Курчалое и Шали. 

При этом, например, в Пригородном в сходе участвовали не только рядовые жители села, но представители власти – помощник главы Чечни и представители МВД, а также представители Духовного управления мусульман Чечни. Участники схода потребовали выселения из республики родственников Зелимхана Бахарчиева, подозреваемого полицией в организации декабрьских нападений. В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" представитель ДУМ сообщил, что "участвовавшие в сходе родственники убитых бандитами сотрудников полиции объявили кровную месть этой семье". Житель Пригородного по имени Муса рассказал корреспонденту "Кавказского узла": "Привели родных этого Бахарчиева. Сказали, что они виноваты в том, что по вине их человека погибли сотрудники полиции, что таким не место среди нормальных людей, что их надо изгнать из республики. Еще там были несколько человек, как оказалось близкие убитых полицейских. Они прилюдно заявили, что объявляют Бахарчиевым кровную месть". К 26 декабря все мужчины из семьи Бахарчиевых покинули село.

Насторожено отнесся к произошедшему руководитель одной из местных НПО, посмотревший репортаж о сходе в Пригородном: "Кровную месть у нас вроде бы отменили. Во всяком случае, так утверждало наше руководство всего несколько лет назад, когда активно примиряло кровников. Теперь ее открыто объявляют целой семье". Он также отметил, что родственники убитых полицейских не имели оснований для объявления кровной мести семье Бахарчиевых: "Кровную месть у нас объявляют не напрямую, а через посредников, представителей других родов и тейпов. При этом даются объяснения, почему это делается. Здесь же прямо на сходе, при участии представителя муфтията и высокопоставленного сотрудника МВД родственники убитых говорят, что они это не оставят и что объявляют Бахарчиевым кровную месть. Я уже не говорю о том, что непосредственные убийцы этих полицейских были ликвидированы во время спецопераций. Какая может быть кровная месть, если убийца мертв?".

На сходе, который прошел 30 декабря 2016 года в Грозном с участием родственников убитых полицейских и боевиков, а также представителей их тейпов, старейшин и богословов советник главы республики Адам Шахидов, по сообщению корреспондента "Кавказского узла", призвал простить родственников убитых в ходе спецоперации боевиков и отказаться от кровной мести. Однако родственники убитых полицейских отказались пойти на такой шаг.

Источник "Кавказского узла" в чеченском Минздраве также сообщил, что трое задержанных после декабрьского столкновения в Грозном предполагаемых боевиков, которые находились с ранениями в больнице, были вывезены оттуда и убиты вооруженными людьми. При этом колумнист "Дойче Велле" Олег Кашин со ссылкой на анонимные источники сообщал, что раненые были убиты их собственными родственниками, которых поставили перед выбором - "или вы сами их убиваете, или мы уничтожаем все ваши семьи, включая маленьких детей" 6. Эти данные пока остаются без подтверждения, однако известно, что как минимум одна предполагаемая участница группы боевиков Мадина Шахбиева, раненная в ходе спецоперации в Грозном, была вывезена из больницы, убита и похоронена без поминальных обрядов. Эти сведения подтвердил достоверный источник ПЦ "Мемориал", который сообщил также, что родственники Шахбиевой, среди которых есть сотрудники силовых структур, "отказались" от нее после похищения из больницы.

Изгнание родственников боевиков из чеченских селений после боестолкновений 2016 года стало уже не первым подобным эпизодом. За два года до этого о введении принципа коллективной ответственности для семей участников вооруженного подполья заявил глава Чечни Рамзан Кадыров. Поводом тогда также стало нападение боевиков на сотрудников полиции в Грозном, случившееся в декабре 2014 года. Глава республики после той атаки заявил, что семьи боевиков будут немедленно выдворяться из Чечни без права на возвращение, а их дома - "сноситься вместе с фундаментом".

Игорь и Алан Алборовы: "Множественные колото-резаные ранения" за смерть отца

Олег Алборов (слева) и его сын Игорь Алболов. Коллаж "Кавказского узла"Чечня не единственный регион Кавказа, где продолжает применяться принцип кровной мести. Например, в середине января 2016 года суд в Черкесске заключил под стражу двукратного чемпиона Европы по боксу Игоря Алборова и его двоюродного брата Алана – по обвинению в убийстве по мотивам кровной мести.

Алборовы в течение десяти лет искали своего бывшего соседа Александра Гояева, который, как они считали, организовал покушение на отца Игоря Алборова - Олега Алборова. Выяснив, что Гояев живет в поселке Ударный Прикубанского района КЧР, Алан и Игорь Алборовы приехали туда и жестоко расправились с 70-летним Александром Гояевым и его 30-летним сыном Аланом, нанеся им множество ранений ножом.

Олег Алборов, за убийство которого хотели отомстить Игорь и Алан, был секретарем Совета безопасности Южной Осетии, а до этого возглавлял КГБ республики. Он погиб 9 июля 2006 года от взрыва бомбы, заложенной в его автомобиль 7.

Как обычай кровной мести сохранился до наших дней?

Обряд примирения кровников. Виновные каются, а сход старейшин решает их простить. Гравюра ХIХ века. Исторически для народов Северного Кавказа обычай кровной мести был важным регулятором общественных взаимоотношений. У вайнахских народов (чеченцев и ингушей), народов Дагестана (аварцев, лакцев, ногайцев, кумыков и др.) обычай кровной мести регулировался сводом обычного права – адатами  8.

"У горцев кровомщение не есть необузданное, неудержимое чувство, вроде вендетты корсиканцев; это скорее обязанность, налагаемая честью, общественным мнением, требованием крови за кровь", – цитирует исследователя XIX века Леонтия Люлье Наима Нефляшева, автор блога "Северный Кавказ сквозь столетия" на "Кавказском узле".

Кровная месть не имела срока давности. Бывали случаи, когда месть была осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов до сих пор считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно. Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники – брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины 9.

С течением времени, особенно с изменением социально-экономических условий на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ в., возникло понимание, что кровная месть как способ решения конфликта приводит лишь к бесконечной череде взаимных убийств и подрывает общество изнутри. Поэтому в целях самосохранения был выработан ряд способов предотвращения убийств и замена их штрафом.

Например, такой вариант был принят почти у всех тюркских народов Дагестана, когда родственники убийцы выплачивали штраф пострадавшей стороне. Размеры штрафа зачастую зависели от влиятельности и многочисленности родни убийцы 10.

Подобная практика существовала и у других народов Кавказа, например у ингушей. Чеченцы в большинстве своем отвергали примирение посредством выплаты "цены крови", что считали большим позором: "Мы не торгуем кровью убитого", – нередко говорили в Чечне 11. Жившие по соседству с чеченцами терские ногайцы – пожалуй, единственные из народов Дагестана, также отказывались принимать выплату штрафа за убийство 12.

И в эпоху Российской империи, и в советское время власти пытались бороться с практикой кровной мести, однако полностью изжить обычай не получалось. Например, в дореволюционной России в Дагестане на почве кровной мести или по другим причинам, коренящимся в пережитках родового строя, погибало в среднем 600 человек в год 13.

Советские власти привлекли к борьбе с обычаем кровной мести общественность: из коммунистов и комсомольцев создавались окружные и сельские комитеты по борьбе с пережитками кровной мести. В 1929 году в Дагестане по судебной статистике зафиксировано 118 случаев кровных убийств, в 1930-м – уже только 30, в 1931 году — 22 14.

Однако даже несмотря на жестокие советские карательные законы (в 1931 году была принята поправка к Уголовному кодексу СССР, согласно которой убийства на почве кровной мести стали квалифицироваться как "государственные преступления" по ст.58, п.8 с применением высшей меры наказания – расстрела 15 и принятая позже 231-я статья УК, дававшее за уклонение от примирения до двух лет лишения свободы 16, больших успехов власти не достигли. В конце 70–начале 80-х годов XX века кровная месть была основным мотивом 47% зарегистрированных в больших городах телесных повреждений и 70% убийств на Северном Кавказе 17.

Как отмечает кавказовед Наима Нефляшева в своем блоге на "Кавказском узле", именно со второй половины XX века "начинается деградация кровной мести – из традиции, имеющей внутреннюю логику и саморегуляцию, она превращается в самосуд". 

Сегодня обычай кровной мести отчасти сохраняется во всех республиках Северного Кавказа. После распада Советского Союза - с ухудшением общей криминогенной обстановки - количество убийств и ранений на почве кровной мести на Кавказе даже превысило дореволюционный уровень 18. Например, в 2007 году из 170 убийств, зарегистрированных прокуратурой Дагестана, 42 составляли покушения на убийство, семь - без вести пропавшие, а четыре – на преступления на почве кровной мести. Тогда как в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью 19. При этом, как подчеркивают представители правоохранительных органов Дагестана, именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах, где этот обычай распространен больше всего 20.

Попытки контролировать кровную месть в Чечне

После прихода к власти в Чечне Джохара Дудаева и c началом военного конфликта, в республике сложилась ситуация, способствовавшая широкому распространению кровной мести. В условиях, когда представители одних кланов поддерживали федеральные силы, а другие оказывались на стороне сепаратистов, по разные стороны баррикад оказались сотни людей, до сих пор обвиняющих друг друга в преступлениях 21.

Попытки откорректировать применения кровной мести были предприняты в 1996–1999 годах, в период после окончания Первой чеченской войны, когда президент Ичкерии Аслан Масхадов пытался внедрить в республике вместо адатов – шариатский суд 22. Этот суд, основанный на исламском законодательстве, предполагал замену института кровной мести "талеоном" – "кисас" в исламе – равным возмездием 23. По словам исламоведа, д.и.н. Рената Беккина, этот Угловный кодекс Ичкерии образца 1996 года практически один в один соответствовал УК Судана, принятому за несколько лет до этого в соответствии с маликитским мазхабом (в Чечне преобладает шафиитский мазхаб): "Сторонники введения данного закона в Чечне так торопились, что забыли заменить в некачественно выполненном подстрочном переводе указанного кодекса Судана многие местные реалии. Например, там остались штрафы в суданских фунтах. Плата за кровь должна была взиматься верблюдами. А где вы найдете в Чечне, например, сто верблюдов за убийство дееспособного свободного мужчины, как того требует закон?" 24.

Эта попытка была во многом искусственна, так как традиционный образ чеченцев, обычаи, социальные отношения в большей степени базировались на адатах, а не на канонах шариата. Сферы влияния адата и шариата на социальную и духовную жизнь чеченцев всегда были разграничены. В ведении шариата находилось регулирование части семейно-бытовых, религиозно-погребальных и других социальных явлений, тогда как в ведении адата также оставался большой пласт этнической культуры: чеченский этикет, подчеркнутое гостеприимство, уважительное отношение к старшим, взаимопомощь, военная доблесть, кровная месть в большой степени базировались на нормах адата 25.

В 1999 году, когда в Чечне началась смена центральной власти, этот основанный на адатах кодекс, по мнению Игоря Киселева – заместителя начальника Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Северном Кавказе, "юридически закрепил право на существование обычаев кровной мести" 26

В сентябре 2010 года глава Чечни Рамзан Кадыров создал и возглавил так называемую Комиссию по национальному примирению 27, которая была призвана урегулировать конфликты на почве кровной вражды. Кадыров призвал всех кровников простить друг друга, одновременно объявив о кровной мести находящемуся в Великобритании Ахмеду Закаеву, обвинив в причастности к произошедшему в конце августа 2010 года вооруженному нападению боевиков на Центарой, являющийся родовым селом главы Чечни 28.

Совет старейшин ЧР. Фото http://putyislama.ru/kerla/2117По официальным - не поддающимся проверке - данным, за время работы комиссии, благодаря усилиям духовенства и старейшин, в Чечне удалось добиться примирения 451 семьи, состоявших в кровной вражде на протяжении много десятков лет. Например, в январе 2011 года в селе Тазбичи Итум-Калинского района, как утверждалось, примирились семьи Мамадиевых и Зулаевых. Их вражда длилась 106 лет с 1905 года, из-за ссоры, которая переросла в драку. От выстрела из ружья, который произвел Мамадиев Яхья, проживавший в селе Зумсо, погиб житель села Тазбичи Зулаев Деда 29.

17 октября 2011 года Рамзан Кадыров упразднил Комиссию по национальному примирению, как выполнившую свою главную задачу – урегулирование конфликтов на почве кровной вражды. Однако уже на следующий день, 18 октября 2011 года, была создана новая комиссия по национальному примирению - на это раз при чеченском Духовном управлении мусульман.
 
В новостную хронику попадают далеко не все случаи кровной мести. Можно вспомнить несколько громких историй, связанных с этим обычаем. Например, в ноябре 2016 года после крупной автоаварии под Грозным все родственники виновного в катастрофе Алама Хаджаева (сам Алам в аварии не выжил), покинули село Ачхой-Мартан, опасаясь кровной мести. После этого, в начале декабря 2016 года ДУМ Чечни рекомендовал имамам не участвовать в похоронах погибших виновников ДТП, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, а также не заниматься в таких случаях вопросами примирения кровников. По мнению жителей Чечни, подобное решение муфтията может повлечь за собой увеличение числа случаев вендетты.

Несколько историй о кровной мести, рассказанные участниками и очевидцами событий, приведены в статье "Плата за кровь":

"У моего отца было две жены. С моей матерью отец разошелся, когда мне было лет десять, и уехал в Калмыкию, где женился на другой. Больше я с отцом не встречался, но слышал, что от второй жены у него тоже было несколько детей. Отец уже давно умер, так же, как и моя мать. И вот, в сентябре 2000 года ко мне ночью пришли несколько человек. Вызывают меня на улицу и спрашивают: "Ты - Абдурахман, сын такого-то, оттуда-то?". Я говорю: "Да". Они мне заявляют: "Мы пришли объявить, что на вас кровь, - твой младший брат убил в Калмыкии человека из такого-то рода, и мы объявляем вам кровную месть".

В мае 2014 года, когда в военных действиях на востоке Украины участвовали добровольцы из Чечни, входившие в так называемую "Дикую дивизию", один из них заявлял газете Financial Times: "Мы заберем сотню их [украинцев] жизней за жизнь нашего брата. Наш народ верит в кровную месть". В связи с этим заявлением "Кавказский узел" опросил экспертов, которые сообщили, что у родственников убитых на Украине жителей Чечни нет права на кровную месть, так как это противоречит адату, а если один из участников конфликта является представителем другой веры, о кровной мести также не может быть речи.

При расследовании убийства полковника Юрия Буданова, застреленного в Москве в июне 2011 года в качестве одной из версий предполагалось, что Буданову могли мстить за убийство Эльзы Кунгаевой – чеченской девушки, которую сам полковник считал виновной в гибели его подчиненных во время Второй чеченской войны 30. В августе 2011 года в Москве был арестован уроженец Чечни Юсуп Темерханов, которого в апреле 2013 года признали виновным в убийстве Буданова. Однако в мае 2013 года суд переквалифицировал обвинение Темерханову с части 2 статьи 105 (убийство по мотиву кровной мести) на часть 1 статьи 105 (убийство) УК РФ, признав его виновным.

В апреле 2011 года в Чечне жертвой вендетты стал принадлежащий к тому же тейпу, что и Рамзан Кадыров бывший заместитель командира спецбатальона ГРУ "Восток" Магомед Тайсумов (Тайсон). Следствие тогда рассматривало несколько версий происшедшего, но все они так или иначе связаны с местью – за участие Тайсона в боевых действиях во время второй войны в Чечне или совершенные им преступления в отношении гражданских лиц – похищения, убийства и вымогательства 31

В соседствующей с Чечней Ингушетии 4 августа 2010 года был убит бывший замначальника центра госзащиты МВД Ингушетии Ибрагим Евлоев, ранее осужденный за убийство по неосторожности владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.Ru" Магомеда Евлоева. Его убийство, как посчитало следствие, также могло быть связано с кровной местью.

Кроме того, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в интервью "Кавказскому узлу" рассказывал, что ему известно о случаях кровной мести в отношении родственников членов вооруженного подполья. Как и в Чечне, в Ингушетии для разрешения конфликтов действуют "примирительные комиссии".

Примечания

  1. Кровная месть // Большой юридический словарьПод ред.А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских.М., 2003; Grathoff S. Fehde // Institut für Geschichtliche Landeskunde an der Universität Mainz.
  2. Недавнее покушение на Кадырова… // Новая газета, 30.01.2017.
  3. Иса Ямадаев объявлен в розыск по делу о подготовке покушения на Кадырова // Росбалт, 01.04.2017.
  4. «Решил убить Кадырова из чувства кровной мести» // Росбалт, 01.04.2017.
  5. "Многие говорят мне, что это сделал Рамзан" // Коммерсант, 29.09.2008.
  6. Деморализующий фактор Чечни // Deutsche Welle, 10.01.2017.
  7. Тарханова Ж. Кровная месть, пытки и много неясностей // Эхо Кавказа - Радио Свобода, 24.01.2017; По законам кровной мести. Почему чемпиона Европы подозревают в двойном убийстве // Life.ru, 24.01.2017.
  8. Албогачиева М.С.-Г., Бабич И.Л. Кровная месть в современной Ингушетии // Этнографическое обозрение, 2010, №6; Баснукаев М. Система норм обычного права у чеченцев // Традиции разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества. Сухуми, 2002. С.69-70; Гимбатова М.Б. Обычай кровной у тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале XX века // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, 2012–2013 гг. : Этнология, история, археология, культурология / Отв. ред. Ю.Ю. Карпов, М.Е. Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С.340–348; Лугуев С.А., Гимбатова М.Б. Традиционные обряды примирения кровников у тюркоязычных народов Дагестана (XIX – начало ХХ в.) // Вестник института ИАЭ, №4, 2012, С.63-70; Мусаева А.Г. Обычай кровной мести в Дагестане // Современные проблемы науки и образования, № 1, 2015; Абайханова П. Кровная месть-канлыят как институт обычного права на Кавказе: опыт историографического исследования //  Наука и образование без границ. 2010. С.1-10; Исмаилов М.А. Багомедова Л.С. Институты обычного права народов Дагестана: кровная месть – механизм действия и принцип реализации // Северо-Кавказский юридический вестник, №4, 2012, С.41-50.
  9. Албогачиева М.С.-Г., Бабич И.Л. Кровная месть в современной Ингушетии // Этнографическое обозрение, 2010, №6; Баснукаев М. Система норм обычного права у чеченцев // Традиции разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества. Сухуми, 2002. С.72-73.
  10. Гимбатова М.Б. Обычай кровной у тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале XX века // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, 2012–2013 гг. : Этнология, история, археология, культурология / Отв.ред.Ю.Ю.Карпов, М.Е.Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С.341-343.
  11. Калоев Б.А. Осетино-вайнахские  этнокультурные связи // Кавказский  этнографический сборник. Вопросы исторической этнографии Кавказа. Вып.9. М., 1989. С.144.
  12. Лугуев С.А., Гимбатова М.Б. Традиционные обряды примирения кровников у тюркоязычных народов Дагестана (XIX – начало ХХ в.) // Вестник института ИАЭ, №4, 2012, С.67.
  13. Мусаева А.Г. Обычай кровной мести в Дагестане // Современные проблемы науки и образования, №1, 2015.
  14. Лугуев  С.А. О кровной  мести у лакцев во  второй половине XIX – нач. XX вв. // Семейный  быт народов Дагестана в XIX—XX вв. Махачкала, 1980. С.89-107.
  15. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред.В.А.Тишкова. М.: 2013, С.80.
  16. Кровная местность // Коммерсант, 18.08.2003.
  17. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред.В.А.Тишкова. М.: 2013, С.81.
  18. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред.В.А.Тишкова. М.: 2013, С.82.
  19. Мусаева А.Г. Обычай кровной мести в Дагестане // Современные проблемы науки и образования, №1, 2015.
  20. Мусаева А.Г. Обычай кровной мести в Дагестане // Современные проблемы науки и образования, №1, 2015.
  21. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред.В.А.Тишкова. М.: 2013, С.82.
  22. Кровная месть в Чечне: жестокое наследие средневековья // РБК, 10.06.2011.
  23. Кох А. Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда // Полит.ру, 03.09.2005.
  24. Беккин Р., Бобровников В. Северный Кавказ – не царство благородных разбойников // Татарский мир, №19, 2003.
  25. Баснукаев М. Система норм обычного права у чеченцев // Традиции разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества. Сухуми, 2002. С.73, 75.
  26. Назначен новый начальник главного управления Генеральной прокуратуры России в ЮФО // ДОН ТР, 14.09.2007.
  27. Рамзан Кадыров возглавил комиссию по национальному примирению в Чеченской Республике // Глава и правительство Чеченской Республики, 17.09.2010.
  28. В Чечне все на мести // МК, 14.10.2010.
  29. Комиссия по национальному примирению в Чеченской Республике примирила более 427 семей "кровников" // Чеченская Республика сегодня, 16.09.2011; В Чечне нет враждующих кровников… // Грозный-информ, 18.10.2011.
  30. Кровная месть в Чечне: жестокое наследие средневековья // РБК, 10.06.2011.
  31. Кровная есть // Коммерсант, 02.04.2011.

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

29 мая 2017, 04:54

29 мая 2017, 03:55

  • Врач из Судана получил премию Aurora Prize в Ереване

    В Ереване прошла церемония вручения гуманитарной премии Aurora Prize-2017, лауреатом которой стал хирург больницы Mother of Mercy в Нубийских горах Судана, миссионер католической церкви, доктор Том Катена. Премия вручена от имени всех выживших во время Геноцида армян в Османской империи в знак благодарности их спасителям.

29 мая 2017, 02:56

  • Джанелидзе заявил об отсутствии угрозы для России в связи с интеграцией Грузии с НАТО

    Делегаты Парламентской Ассамблеи НАТО заслушали министра иностранных дел Грузии Михаила Джанелидзе, который заявил, что стране необходим не план действий по членству, а полноценное членство в Североатлантическом альянсе. Ожидается, что сегодня ПА НАТО примет декларацию в поддержку евроатлантической интеграции Грузии, передает корреспондент "Кавказского узла".

29 мая 2017, 01:57

29 мая 2017, 00:58

Справочник

Все справки

Архив новостей