29 марта 2009, 00:09

Махкама шария (шариатский суд)

Реже - "диван шарий": арабская калька с русских выражений "шариатский суд", "шариатская канцелярия", сокращенно "шарсуд" - судебная инстанция, учрежденная в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа. Основным источником права для шариатских судов признавались нормы шариата. На западе региона махкамы шария следовали ханафитскому толку фикха, на востоке - шафиитскому (среди мусульман-суннитов) и джафаритскому (среди мусульман-шиитов).

Восстановление шapиaтa в полном объеме было одним из главных лозунгов революции 1917 года на Северном Кавказе. Решение о создании первых махкам шария приняли I Съезд горских народов Кавказа во Владикавказе в мае 1917 г. и I Съезд народов Терека в Моздоке в январе 1918 г. Городские суды (араб. "махаким/дававин ал-мадина") открылись во Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре и других крупных городах, сельские суды (араб. "махаким/дававин ал-карйа") - в отдельных селениях в горах, предгорьях и на равнине. К ним перешли функции так называемых словесных и народных судов, которые до революции разбирали уголовные и отчасти поземельные дела согласно местному обычному праву (адат), а гражданско-семейные и наследственные споры - по шapиaтy.

В годы гражданской войны эти суды были преобразованы в военно-шариатские суды, игравшие роль военно-полевых трибуналов. "Положение о военно-шариатском суде" утверждено в январе 1919 года Советом министров Горской республики. Эти суды продолжали работать при сменявших друг друга военных режимах: турецких оккупационных властях, под властью полковника Л.Ф.Бичерахова и Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Независимо от них с сентября 1919 по март 1920 г. в чеченском селении Ведено, дагестанских селениях Анди, Ботлих и некоторых других действовали махкамы шария Северо-Кавказского эмирата шайх ал-ислам Узун-хаджи. На территориях, контролируемых большевиками, в 1919-1920 годах работали революционно-шариатские суды. Махкамы шария использовались для расправы над политическими врагами. Так, в июле 1919 г. главный военно-шариатский суд Темир-Хан-Шуры приговорил к смертной казни У. Буйнакского и других советских работников Дагестана, арестованных деникинцами. В свою очередь, в марте 1920 года при большевиках члены этого суда были расстреляны по приговору Темир-Хан-Шуринского революционно-шариатского суда.

После окончания гражданской войны в каждой советской автономии была создана своя иерархия шариатских судов. Основные принципы их деятельности закрепили "Положение о шариатских судах" Дагестанского Ревкома и ЦИК ДАССР от июня 1920 и июля 1922 гг., постановление "О введении шариатского судопроизводства" в Горской АССР от апреля 1921 г., законы о шариатских судах, разработанные в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях, на которые распались Горская АССР и Кубано-Черноморская республика.

В Дагестанской АССР организация шариатского правосудия была трехступенчатой. Ее низовой уровень составляли сельские и городские суды - "шариатские тройки" из двух членов и председателея (дибира). Они рассматривали иски о разделе имущества размером до 300 рублей (в ценах 1922 года), гражданские и наследственных споры на сумму до 100 рублей, мелкие уголовные и поземельные дела. Апелляции на их решения подавались в окружные суды (араб. "махаким/дававин ан-нахийа") в составе "шариатской тройки", писца и рассыльного. Эти же суды рассматривали гражданские и наследственные споры, дела о разделе имущества на сумму до 1 тысячи рублей, поземельные тяжбы между селениями, убийства и другие тяжкие преступления. Кассационной инстанцией для махкам шария всех уровней были Шариатский подотдел и следственные комиссии при Народном комиссариате юстиции ДАССР.

В Горской АССР и образовавшихся из нее автономиях система шариатского правосудия была иной. Основным его звеном были не сельские и городские суды, а окружные "шариатские тройки" во главе с кади (эфенди). Они разбирали гражданские и наследственные споры на сумму до 200 рублей, кражи размером до 50 рублей, другие мелкие уголовные правонарушения, а также составляли "списки порочных лиц", т. е. преступников-рецидивистов, подлежавших административной высылке за пределы региона или заключению в концентрационный лагерь. Наиболее широкими полномочиями шариатские суды обладали в Чечне и Ингушетии, где их решения могли быть обжалованы только в Верховном суде РСФСР, которому был поручен надзор за деятельностью махкам шария. В Кабардино-Балкарии и Адыгее кассационной инстанцией для махкам шария был местный Народный комиссариат юстиции. Наконец, в Кубано-Черноморской республике вместо махкам шария была учреждена должность кади в составе местных народных судов. Шариатские суды ежегодно разбирали от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80% (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел.

Если в начале 1920-х гг. Советская власть пыталась привлечь на свою сторону мусульманское большинство населения Северного Кавказа, признав шариат "правомочным обычным правом" (И. В. Сталин), то накануне коллективизации окрепшее Советское государство решило уничтожить шариатское судопроизводство. В Горской АССР махкамы шария несколько раз то запрещали, то вновь открывали, пока окончательно не ликвидироваливали в августе-декабре 1922 года (на территории современной Северной Осетии с мусульманским меньшинством). В остальных автономиях в 1922-1924 годах их сняли с государственного обеспечения и перевели на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату. Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, передавались в народные суды. В январе 1925 года махкамы шария были отменены в Адыгее и Кабардино-Балкарии, в январе 1926 года - в Ингушетии и Чечне, а в апреле-октябре 1927 года - в Дагестане. В 1928 году в УК РСФСР была введена Х глава "О преступлениях, составляющих пережитки родового быта". По ее ст. 203-204 уличенные в участии в махкамах шария на год ссылались в концентрационный лагерь.

Насильственное объединение крестьян-мусульман в колхозы и гонения на махкамы шария вызвали волну долго не прекращавшихся крестьянских волнений. Крупнейшие из них: движения 1928-1929 годов в Кабарде (Баксанское и Верхнекурповское "дела"), восстания 1930 года в Большом Карачае, Дагестане и Северном Азербайджане (Дидойский и Хновский мятежи, "дело" шайха Штульского), бунты горцев Чечено-Ингушетии и Северного Дагестана в 1934-1936 и 1940-1942 годах. Одним из главных требований восставших было восстановление шариатских судов. Восстания были жестоко подавлены Красной армией при поддержке отрядов НКВД и частей особого назначения. В 1944 году чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Однако, несмотря на репрессии в 1930-50-х годах, во многих сельских районах Северного Кавказа и даже в среднеазиатской ссылке шариатские суды продолжали тайно действовать.

После распада СССР на волне движения за мусульманское возрождение началось восстановление шариатских судов. Несколько десятков их учреждено в сельских и городских мусульманских общинах Дагестана и Чечни, единичные - в Адыгее, Карачае (Моздок), Кабарде (Нальчик) и Северной Осетии (Владикавказ). В 1996 году из Уголовного Кодекса РФ были изъяты статьи 212 и 235, приравнивавшие применение норм шариата к тяжкому преступлению, однако шариатские суды так и не были признаны в РФ. Их узаконили только в Чеченской Республике Ичкерия, где в 1996 г. рецепирован уголовный кодекс Судана, в целом основанный на нормах шариата, и в Ингушетии, где в декабре 1997 г. принят закон о мировых судьях, обязывающий их "руководствоваться нормами адата и шариaтa" (ст. 3). В отличие от 1920-х годов сегодня шариатский суд чаще всего представляет имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам председательствует на заседаниях совета старейшин общины и выполняет обязанности местного кади. Обычно эти суды ограничиваются разбором мелких уголовных и брачно-семейных дел, нотариальным оформлением завещаний. Наряду с шариатскими судами у мусульман Северного Кавказа работают российские народные и общественные третейские суды.

 

Литература:
  • Мисроков З.Х. Исчезновение шариата в автономиях Северного Кавказа. - М., 1979.
  • Мисроков З.Х. Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа. Автореф. канд. дис. - М., 1979.
  • Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.). Горская республика (1918-1920 гг.): документы и материалы. -Махачкала, 1994.

    Источники:
  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2., М., 1999.

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

20 января 2017, 19:21

20 января 2017, 18:59

  • Ширханян отказался ехать в суд

    Суд в Ереване отложил процесс по делу о вооруженной группе Артура Варданяна, поскольку один из подсудимых, бывший министр обороны Ваан Ширханян, отказался ехать на заседание, пока ему не предоставят медицинские носилки. Суд выполнять требование Ширханяна не стал.

20 января 2017, 18:20

20 января 2017, 17:56

20 января 2017, 17:30

Архив новостей
Все SMS-новости