Принятие ислама добровольцами подчеркнуло роль Чечни в подготовке участников спецоперации
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Принуждение принять ислам или решение принять его за деньги было бы верхом цинизма, указали опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы, не исключив при этом, что добровольцы сами решили принять ислам в Чечне перед отправкой на Украину. Такой шаг добровольцев, по их мнению, подчеркнул особую роль Чечни в подготовке участников военной операции. Новообращенные мусульмане не могут участвовать в джихаде, разъяснил богослов Магомед Кахиб.
Как писал "Кавказский узел", 23 июля советник главы Чечни по религиозным делам Адам Шахидов обнародовал ролик с проповедью, в которой раскрыл с религиозной точки зрения тему участия жителей республики в спецоперации на Украине. На религиозный подтекст участия в военной операции указал в марте и сам Рамзан Кадыров. "Мы все мечтаем погибнуть на пути джихада… Умереть на пути Всевышнего – это мечта каждого мусульманина", – заявил он, обращаясь к чеченским силовикам в связи со спецоперацией на Украине.
Рамзан Кадыров регулярно сообщает об отправке из Чечни отрядов добровольцев, в том числе жителей других регионов. В частности, он сообщил об этом 25 июля. Ранее, 10 июля, Кадыров назвал сплетнями сведения о принуждении жителей Чечни участвовать в военной операции. При этом 14 июля Кадыров пригрозил адом тем, кто допустит мысль об отказе ехать на Украину. "У кого просто возникнет мысль, что нельзя поехать туда и [участвовать в военной операции] против них, тот уже попадёт в ад", – сказал Кадыров в эфире гостелеканала "Грозный".
Семь добровольцев, решивших принять участие в военной операции на Украине, приняли ислам в здании Духовного управления мусульман Чечни, сообщило 1 августа ИА "Грозный-информ". В частности, житель Ставрополья Виктор Шиянов, взявший имя Сайфуллах, сообщил, что "давно хотел принять ислам". "Это решение я принял еще до вступления в ряды добровольцев. Ну как-то все не получалось", – привело его слова республиканское агентство. Некоторые добровольцы, прибывающие в Чечню из других регионов России, принимают ислам именно перед отправкой на Украину, отмечается в публикации.
Несколько добровольцев выразили желание принять ислам, подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" житель Грозного Мовла, близкий к руководству Чечни.
Принятие ислама могло быть собственным решением добровольцев, считает старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов. "Всегда есть люди, которые добровольно принимают ислам даже в обычных условиях, а не только [перед отправкой] в зону спецоперации... Говорить о том, когда именно они решили принять ислам – еще задолго до принятия решения ехать на Украину, или уже находясь в Чечне – сложно", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Вряд ли этот поступок добровольцев был продиктован сиюминутным желанием, добавил кавказовед. "Обычно такой шаг принимается в результате длительных размышлений, и причин для этого бывает много. А решение служить в Росгвардии и принимать участие в спецоперации – лишь одна из причин принятия окончательного решения стать мусульманином", – сказал Ахмет Ярлыкапов, подчеркнув, что принуждение к принятию ислама "запрещено самой исламской религией".
Что касается участия новообращенных мусульман в джихаде, то, по словам ученого, "есть разные формы джихада". "Не думаю, что есть глубокий разбор богословского термина, здесь просто идет манипулирование этим словом", – считает он.
Знатоки исламского права делят джихад на несколько видов: "джихад сердца" – борьба со своими собственными недостатками, "джихад языка" – разрешение одобряемого и запрет порицаемого, "джихад руки" – наказание преступивших закон и нравственные нормы и "джи0хад меча" – вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство, говорится в справке "Кавказского узла" "Джихад".
Если за принятие ислама обещалось денежное вознаграждение, то это "было бы верхом цинизма как со стороны тех, кто предлагал награду такого рода, так и со стороны только что вступившего в ислам", добавил Ахмет Ярлыкапов.
Нет ничего удивительного в том, что перед командировкой на Украину некоторые добровольцы приняли ислам, считает и главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Малашенко. "Вера в Бога – это дело необъяснимое, очень интимное. Вера – только мои отношения с Богом. И здесь ни при чем ни Кадыров, ни Путин, ни ООН... И никто не вправе указывать верующему, даже только вчера принявшего ислам, куда ему идти и что делать", – сказал Малашенко корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, если этим людям "что-то предложили" в обмен на принятие ислама, то "этот факт совершенно недоказуем и его невозможно обсуждать". "Если это и было, то человек совершил сделку с собственной совестью. Ему с этим жить", – сказал Малашенко.
Случаи массового принятия ислама были и во времена пророка Мухаммеда, но это всегда добровольный шаг человека и не может быть сделан по принуждению, считает ученый-богослов Магомед Кахиб. "И те священнослужители, кто агитирует за то, чтобы люди принимали ислам, должны разъяснять, действовать деликатно, но не настаивать и не принуждать человека совершить такой крутой поворот в его судьбе. Иначе даже из-за малейшего словесного насилия можно получить обратный результат", – пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Новообращенный мусульманин не может принимать участие в джихаде, подчеркнул богослов. "Человек стал мусульманином, поменял веру, соблюдает другую обрядность. Если рассматривать джихад, как борьбу со своим эго, он может, поборов себя, сделать такой серьёзный шаги и объявить себе джихад. Если рассматривать джихад как войну с неверными, то, конечно, он не должен в этом джихаде участвовать", – сказал Магомед Кахиб.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.
источник: корреспондент "Кавказского узла"