Осетинские предприниматели оценили последствия ковидных ограничений для бизнеса
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Введенные в Северной Осетии ковидные ограничения уже сказались на бизнесе негативно, посещаемость и выручка упали, сообщили "Кавказскому узлу" владельцы заведений общепита и фитнес-центров Владикавказа. Вызывает удивление то, что на фоне ограничения работы одних организаций другие работают свободно, отметили местные жители.
Как сообщал "Кавказский узел", с 26 октября по 7 ноября в Северной Осетии объявлены нерабочие дни с сохранением заработной платы. В период нерабочих дней в регионе будет приостановлена работа банкетных залов, а все медицинские организации республики будут работать в штатном режиме. С 26 октября в республике стало обязательным предъявление QR-кодов, отрицательного ПЦР-теста или медицинского документа о перенесенном заболевании за последние полгода при посещении ряда общественных заведений, в том числе спортзалов, кафе и кинотеатров.
"Ковидные ограничения в регионе вступили в силу 26-го числа. Согласно им прекращена полностью деятельность банкетных залов, запрещено проведение массовых мероприятий, прекращена работа детских игровых комнат, в том числе в торговых центрах. Что касается остального малого бизнеса, то введена система QR-кодов. Граждане, желающие посетить организации общепита, досуга, кинотеатры, театры и спортзалы, фитнес-центры, обязаны предъявлять, (в частности), QR-код", – сообщил корреспонденту "Кавказского узла" уполномоченный по защите прав предпринимателей в Северной Осетии Тимур Медоев.
По его словам, сейчас разрабатываются меры для поддержки бизнеса. "Безусловно, это (антиковидные меры) сократило количество посетителей – до 30 процентов убытков в ежедневной выручке бизнес понес с первого дня введения ограничений. Безусловно, все предприниматели рассчитывают на меры поддержки, которые анонсированы на федеральном уровне. Указом главы дано прямое поручение правительству республики разработать и представить региональные меры поддержки. Работа над ними в настоящее время ведется", – отметил Медоев.
В субботу, 30 октября, в центре Владикавказа было как всегда многолюдно, на проспекте Мира – главной пешеходной улице – было много людей. На дверях кафе – информационные наклейки: "Вход только с QR-кодами", передает корреспондент "Кавказского узла".
В одном из самых популярных кафе для семейного отдыха на проспекте Мира у корреспондента отсканировали QR-код и сверили паспортные данные. В обычные дни в кафе очень многолюдно и шумно, но 30 октября было занято всего три столика. Всего в кафе около двадцати столов на четверых и шестерых посетителей, а также открытая веранда.
Однако корреспондента предупредили, что заведение закроется в 16.00, так как здесь планируется проведение детского банкета.
Помимо семейных заведений, на проспекте Мира есть и пивные кафе. Корреспондент побывала в одном из них, где в любое время суток и любой день недели есть посетители. Однако 30 октября из десяти столиков был занят лишь один. На входе спросили, есть ли код, но сканировать и сверять с паспортом его не стали.
Если отойти от проспекта Мира метров на триста, то правила становятся еще менее строгими. В одной из сетевых кофеен у корреспондента не спросили наличие QR-кода. Когда она сама поинтересовалась, можно ли здесь находиться без справки о вакцинации, официантка не ответила, но уточнила наличие QR-кода. Однако, смотреть его, сканировать и сверять не стали.
Корреспондент также посетила недорогое кафе в районе центрального рынка. Никаких ограничений здесь нет, QR-коды не спрашивают.
Владелец бельгийского пивного паба в центре Владикавказа Nottre Ville Мурат Абоев рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о снижении посещаемости и выручки в его заведении. "Конечно, есть снижение, так как не у всех есть QR-коды и ПЦР. Снижение выручки на более чем 50%, и убытки очень вероятны. Да, мы в принципе работали нормально. Персонал не сокращали. В прошлый раз получили помощь два месяца подряд, МРОТ на каждого сотрудника, и это очень помогло", – сообщил он.
Предпринимательница, которая пожелала не называть своего имени, рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что небольшое кафе она открыла три месяца назад. Сейчас кафе закрыто и изредка работает на доставку. "Мы открылись недавно и не факт, что будем продолжать работать. Данная система очень мешает полноценной работе и развитию бизнеса, я не поддерживаю всё это. Сейчас кафе не работает. Я сама не планирую прививаться, и QR-кода у меня нет. У нас есть доставка, но мы предупреждаем клиентов, что работаем без вакцины и, если это их устраивает, готовим на вынос. Если будут введены меры еще жёстче, то будем думать о полном закрытии", – призналась она.
Владелец фитнес-центра "Клюква" Алан Гусов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что накануне у них была проверка. "Посещаемость снизилась. Она в принципе еще с первых антиковидных мероприятий не восстановилась так за полтора года. За эти дни процентов на 30 или даже больше посещаемость снизилась. Посмотрим, может быть, так только первые дни, а потом всё восстановится. Не могу сказать пока, но на самом деле ничего хорошего. Мне не хочется никого сокращать на самом деле. Если это всё надолго, то, возможно, придётся серьезные перестановки в бизнесе делать. Если так будет продолжаться, то бизнес станет нерентабельным, заниматься дальше будет очень сложно", – рассказал он.
Некоторые из антиковидных мер он назвал "избыточными". "Сейчас и старые меры действуют, и новые. Если все с QR-кодами, то другие мероприятия уже теряют смысл – зачем тогда еще маски? К тому же фитнес-центры – это не такое место, где близкий контакт у людей, и где возможно массовое заражение. Тренировка в любом случае происходит на дистанции. В фитнес-клубах рассчитывается на четыре квадратных метра на человека, то есть у него дистанцирование два метра изначально. Так спроектирован зал, чтобы не было столпотворения", – отметил Гусов.
Владелец фитнес-клуба "Бункер" Эльбрус Дзагоев также отметил, что "стало ходить меньше людей". "Все на иголках. Думаю, не мы одни, но и другие фитнес-клубы работают сейчас только на зарплату, грубо говоря. Мы прогнозируем убытки – минимум процентов 50-60. Одни антиковидные ограничения мы уже пережили и, думаю, что если бы не какие-то другие заработки, помощь родственников и так далее, пришлось бы, наверное, закрываться. В общем, это всё неприятно – восстановиться до конца мы еще не успели с прошлого раза. В прошлый раз ограничительные меры начались в апреле – самые хлебные месяцы, когда люди начинают готовиться к лету. Штат у нас небольшой, и мы, наоборот, пытаемся создать для тренеров и других сотрудников условия – им всем надо есть, мы это понимаем", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Жители Владикавказа поделились с корреспондентом "Кавказского узла" своим отношением к антиковидным ограничениям.
Предприниматель Андрей, пожелавший не называть свою фамилию, работает, по его словам, в обычном режиме. "Это антиковидные полумеры, а не меры. Надо либо закрыть все, включая рынки и транспорт, либо оставить людей в покое. Но при полном локдауне надо платить людям деньги, как это делает, например, Великобритания. И поддержать бизнес. А в бюджете, как я понимаю, их нет. Почему в ресторан нельзя, а на рынок или в гипермаркет можно – не понимаю. Получается, что прикрывают только тех, кого можно прикрыть без особого ущерба для общества? А рестораторам как быть? Им надо платить аренду, зарплату. Кто им поможет? По поводу вакцинации – вы либо сделайте ее обязательной, либо отстаньте от людей. А устраивать сегрегацию по вакцинации это попахивает чём-то нехорошим", – заявил он.
"Думаю, что нынешние антиковидные меры – следствие всеобщего разгильдяйства нашего общества и наплевательского отношения ко всему происходящему. По моему мнению, точно, не стоило вводить так называемые "нерабочие дни" в первую волну, потому что все рванули на шашлыки. Такой же эффект и будет в целом сейчас. Работаю сейчас очно, на данный отрезок времени моей работе эти ограничения мешают косвенно. Также меня удивило то, что с развитием цифровых технологий люди во всем мире стали сильнее подвержены всяким теориям заговоров", – считает самозанятый житель Владикавказа Георгий Бтимиров.
Таймураз Берозти работает в бюджетной организации, сейчас у него нерабочие дни. "Более эффективным было бы допущение всех вакцин, равные ограничения для всех слоев населения, финансовая поддержка в локдаун", – считает он.
Влада Подшебякина работает тревел-координатором. "По моему мнению, эффективно дышать воздухом и общаться с людьми. Контакт с людьми необходим, изоляция губительна. Нужно каждый день тренировать организм, чтобы он был готов к вирусу. Контакт с ковидными неизбежен, а значит, человек, который был изолирован долгое время, более уязвим. Я считаю, что необходимо встречаться с людьми, много времени проводить в движении, дышать свежим воздухом, заниматься спортом, любимым делом и т.д." – сказала она.
Алла Валиева работает в бюджетной организации, сейчас у нее нерабочие дни. "С одной стороны, это хорошо, когда вводят ограничительные меры – сама переболела, и это ужасно. С другой стороны, тяжело жить с QR-кодами", – отметила она.
Мадина Сланова – координатор программы восстановления численности переднеазиатского леопарда в Осетии. "Лично моей сферы деятельности эти изменения не коснулись. И многие, я знаю, будут работать в эти выходные. Помимо выходных, ужесточение мер не несет никакого результата, потому что эти меры выглядят несистемными, и даже на тех участках, где есть рекомендации Роспотребнадзора, это всё исполняется постольку-поскольку. Я думаю, что это связано с тем, что это плохо организовано, и с тем, что люди устали от этой ситуации, длящейся два года. Если бы эти разные меры применялись повсеместно, и этому бы уделялось действительно качественное внимание, то, я уверена, повысилась бы социальная ответственность у каждого, и люди шли бы на вакцинацию. Просто все устали и привыкли находиться в этой ситуации, поэтому, я думаю, очень сложно заставить население реагировать на эти вновь ужесточающиеся меры", – считает она.
По мнению финансового обозревателя Алика Пухаева, подсчитать, какой удар нанесет локдаун по экономике республики, сложно. "Учитывая высокую долю теневого бизнеса в Осетии, подсчитать, насколько серьезно локдаун ударит по экономике региона, не представляется возможным. С одной стороны, теневой бизнес не может рассчитывать на поддержку государства, а люди, получающие зарплату в "конвертах", вряд ли рассчитывают на полноценное сокращение с учетом всех норм Трудового кодекса. С другой, именно коррупция и "нахождение в тени" может стать причиной низких потерь в условиях локдауна и нежелания населения прививаться. Не секрет, что QR-коды по всей России, и в том числе на Кавказе, приобретаются за небольшую взятку, а многие предприятия продолжают работать, несмотря на жесткие ограничения. Власти региона пока не "жестят" и не наказывают жестко за нарушение такого режима, а бизнес пытается соблюдать формальное приличие. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на то, что ситуация со смертностью от коронавируса в Осетии на порядок хуже, чем в прошлом году, давление на бизнес будет существенно мягче, и потери будут ниже", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В Северной Осетии за сутки 30 октября число зараженных коронавирусом увеличилось на 100 человек – до 25 427. За сутки умерли три человека из числа инфицированных, общее число умерших составило 695, пишет "Стопкоронавирус.рф".
Новости о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".
источник: корреспондент "Кавказского узла"