25 апреля 2021, 02:36
Задержанные сочинцы обвинили силовиков в нарушении своих прав
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Действия силовиков, которые задержали всех подряд 21 апреля за участие в несанкционированном митинге в поддержку Навального, снимали отпечатки пальцев и фотографировали, являются нарушением, считают задержанные сочинцы.
Как писал "Кавказский узел", сочинцы и гости курорта раскритиковали власти за стянутые в центр силовые структуры и технику. По словам адвоката Сергея Костюка, в трех отделениях полиции Сочи - Центральном, Хостинском и Адлерском - находилось более 70 задержанных на акции. Все они были отпущены глубокой ночью без составления протоколов. Адвокат также отметил, что одного из его подзащитных Владимира Миллера посадили на 10 суток еще до начала акции, а на следующий день стало известно об аресте туриста из Сибири Романа Пищальникова.
21 апреля в разных городах России, в том числе на юге страны, прошли акции в поддержку Алексея Навального. Акции не были согласованы с властями, активисты подверглись задержаниям.
Супруга Романа Пищальникова Анастасия рассказала 24 апреля корреспонденту "Кавказского узла", что ездила к мужу в ИВС в Мацесту "в надежде получить полагающиеся по закону получасовые свидания, но не пропустили".
"Суд даже не принял во внимание, что митинга не было, и что мой муж вообще ничего не организовывал, потому что у него нет к этому организаторских способностей. Он - инженер", - рассказала Анастасия Пищальникова.
По ее словам, причину отказа в свидании ей не пояснили. "Мужу также полагаются по закону звонки родственникам по 15 минут каждый день, но я так в течении двух суток и не дождалась звонка. Видимо, ему не позволяют. Очень переживаю, чтобы к нему не применяли насилие и не искалечили моего мужа, потому что столько про это говорится, что мне страшно. Я плачу от безысходности и несправедливости, и ребенок тоже чувствует мое настроение и плачет. Переживаю, чтобы муж не заразился коронавирусом, [...] что он голодает и мерзнет, нет условий для сна [...] Передачу у меня взяли, но не всё. Половину вернули, сказав, что я принесла то, что передавать нельзя. Я хотела получить решение суда, чтобы можно его было обжаловать в срок, но мне его не выдали ни в ИВС, ни в суде. На сайте суда в общем доступе решения тоже нет. То есть муж оказался ни за что в полной изоляции", - рассказала она.
Адвокаты Александр Попков и Сергей Костюк подключились к данному делу. По словам адвокатов, пока не удалось получить на руки решение суда по Роману Пищальникову, встретиться с ним и ознакомиться с полицейскими документами.
"Всех задержанных на площади Флага выпустили в тот же день, однако права незаконно задержанных на пять-шесть часов были жестко нарушены", - прокомментировал события 21 апреля Сергей Костюк.
Юрист Елена Диденко рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что 21 апреля в 19.00 она с дочерью и подругой вышла прогуляться по улице Навагинской, и ее пытались задержать, о чем имеется видеозапись.
"Мы традиционно гуляем в этом месте. Здесь каждый вечер многолюдно. В этот день народа было даже меньше обычного. Зато масса силовиков со служебными собаками и сотрудниками администрации. На наших глазах к мирно стоящим людям подходили [силовики], не представляясь, и требовали уйти с площади без объяснения причин. Когда люди спрашивали основания, они сразу же их задерживали. Уводили по два-три человека даже при предъявлении паспорта. Когда они подошли к нам и потребовали уйти с площади, то мы в свою очередь потребовали основания. Нам ничего не вменяли, но требовали уйти. Тогда нам пришлось звать начальника, который раздавал своим подчиненным указания [...] Этот главный распорядитель задержаниями подошел к нам, не представился и на месте придумал историю, что на меня, на мою дочь и знакомую есть какие-то ориентировки. После требования предъявить ориентировку и обещания принести ее, этот замначальника просто исчез", - рассказала Елена Диденко.
На видео, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", видно, как мужчина в форме, не представляясь, подходит к женщинам и сообщает, что на них есть ориентировки, и поэтому им нужно куда-то пройти. На требование Елены Диденко показать ориентировки, он говорит: "Сейчас принесу" и уходит.
Студентка Ирина - одна из задержанных 21 апреля. На условиях анонимности она рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что на площадь она пришла, чтобы выразить солидарность тем людям, которые "томятся в застенках" по политическим соображениям, в том числе Алексею Навальному.
"Я хожу на митинги. Но задержана была впервые [...] Ко мне подошли сотрудники [правоохранительных органов] и, не представляясь, без причин сказали, что я задержана и должна пройти с ними в "пазик", который был припаркован рядом с мэрией. Там еще стояло штук пять таких "пазиков". [...] При этом надо понимать, что никакого митинга не было. Никто не кричал лозунги, не стоял с плакатами, не проявлял элементы митингового характера. Мне дали понять, что я буду задержана за участие в несанкционированном митинге. Когда я им сказала: "Но ведь митинга нет", мне заявили, что, дескать, я подхожу под ориентировку одной преступницы, которая очень похожа на меня, и поэтому они должны меня задержать. Когда я их спросила, что это за преступница, и попросила принести ее фото, то мне сказали, что если я буду много говорить, то на меня составят протокол за неповиновение законным требованиям [...] и меня посадят на 15 суток. Я поняла, что доказывать в этой беспредельной ситуации просто нечего и некому и, чтобы меня действительно не посадили на 15 суток, добровольно прошла в "пазик", - рассказала девушка.
По ее словам, в автобусе было много людей, которые сидели и стояли. Возраст задержанных она оценила в диапазоне от 20 до 40 лет. "Задержали нас всех где-то с 19.00. Потом нас повезли в ОП Хосты, где мы пробыли до 24.00 ночи. Нам ничего не вменяли. Позвонить родственникам не давали. Мы были с мамой на площади. Мама не видела, как меня забирали, и я сильно переживала, что она будет паниковать, куда я делась. Но связаться с ней получилось только после полуночи, потому что согласилась пройти дактилоскопию и фотографирование. У меня брали отпечатки пальцев и фотографировали как преступницу, совершившую какое-то преступление", - рассказала Ирина. По ее словам, при этом задержанным угрожали лишением свободы.
По словам Ирины, вместе с другими задержанными она намерена просить адвокатов оказать помощь в составлении коллективного заявления на правоохранителей за давление.
Николай рассказал аналогичную историю. Он просил не называть его настоящее имя. "У меня бизнес, они путем шантажа получили и записали мои персональные данные. Угрожали посадить, если добровольно не дамся провести дактилоскопию и фотографирование. Если увидят мои ФИО в СМИ, то однозначно расправятся. Да, я боюсь за детей, за супругу, за себя, за родителей, за свой бизнес. Я за Навального. Он смелый и честный человек. Но не у всех есть столько сил бороться и идти до конца", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, им не давали есть и пить. "Нас не спрашивали, как мы себя чувствуем, и не беспокоились, что наши родственники не знают, где мы и что с нами. К нам не пускали адвоката. Нас шантажировали и запугивали, и поэтому большинство оставили отпечатки пальцев и фото", - рассказала Николай.
Он опасается, что теперь по его фотографии можно отслеживать его перемещение. "Везде на площадях стоят камеры. К примеру, как мне известно, в Сочи они называются "Безопасный город". У них есть функция распознавания лиц. И вот вбитый в базу человек находится всегда под присмотром и на учете у этих [силовиков] - в аэропорту, в городе, на вокзале, на площади... Где бы я ни появился, силовики могут отслеживать мое перемещение", - отметил Николай.
По мнению адвоката Александра Валявского, было нарушено конституционное право на свободу задержанных. "Если не составлялись протоколы, но персональные данные людей вносили в "базу", то силовики могли нарушить закон о злоупотреблении служебным положением, заявил Валявский корреспонденту "Кавказского узла".
Аналогичное мнение высказал и Сергей Костюк, который также считает, что налицо незаконное задержание и халатность, а также другие нарушения. Решение задержанных оспорить незаконное задержание и внесение персональных данных в базу он считает правильным.
Новости о протестах сторонников Алексея Навального в регионах юга России размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Акции Навального", а новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа - на странице "Преследование активистов".
Автор: Светлана Кравченко источник: корреспондент "Кавказского узла"