Суд оставил в силе домашний арест Свидетеля Иеговы* из Черкесска
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Верховный суд Карачаево-Черкесии отказался смягчить меру пресечения Свидетелю Иеговы* Альберту Батчаеву из Черкесска, оставив его под домашним арестом. Арест ограничивает верующего в возможности получать медпомощь, указали адвокат и супруга верующего.
"Кавказский узел" сообщал, что Альберт Батчаев был задержан 16 декабря 2019 года в Черкесске, а затем по решению суда арестован. Следователи сочли, что он организовывал деятельность запрещенного судом религиозного объединения. Черкесский горсуд 6 февраля смягчил меру пресечения Батчаеву до домашнего ареста. Верховный суд Карачаево-Черкесии отменил это решение и вернул верующего в СИЗО до 11 апреля. Но Черкесский горсуд 4 апреля вновь вынес решение об освобождении Батчаева под домашний арест, а 13 июля Верховный суд Карачаево-Черкесии разрешил ему двухчасовые прогулки, посещение родственников и пользование Интернетом в бытовых целях.
20 апреля 2017 года Верховный суд России по иску Минюста вынес решение о запрете религиозных общин "Свидетелей Иеговы"* в стране как экстремистских. "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его филиалы вошли в перечень запрещенных организаций, сообщается в подготовленном "Кавказским узлом" справочном материале "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?". Последствия этого судебного решения "Кавказский узел" освещает на специальной тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
Защита Батчаева в апелляции, которую сегодня рассматривал Верховный суд Карачаево-Черкесии, оспорила решение Черкесского горсуда от 30 июля о продлении верующему домашнего ареста до 11 сентября и просила назначить ему в качестве меры пресечения запрет определенных действий. "Но нам отказали. Обоснования пока не знаю, потому что суд огласил только резолютивную часть. Кассацию, наверное, будем подавать. По крайней мере, предварительно так решили", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Батчаева Игорь Литвинов.
Домашний арест не дает возможности посещать врача без санкции следователя, а Батчаев нуждается периодически в визитах к врачу, пояснил адвокат. Батчаеву разрешены сейчас прогулки по два часа в день, с 8 до 10 утра, в радиусе 500 метров от места жительства. "Он буквально по ближайшим дворам гуляет. Чтобы пойти в поликлинику, от следователя нужно будет каждый раз брать специальное разрешение. Если бы у него был хотя бы запрет определенных действий и право выхода из дома в определенные часы полностью по городу, допустим, в дневное время, с 8 утра до 9 вечера, он мог бы свободно посещать врача. И, возможно, работать. Но сейчас это не получается", - рассказал Литвинов.
В апелляции необходимость смягчить меру пресечения, со слов адвоката, обосновывалась не только состоянием здоровья Батчаева. Ставился и вопрос о том, насколько целесообразен в принципе его домашний арест. "Судья должен был сказать, почему запрет определённых действий или подписку о невыезде здесь невозможно применить. Привести доводы в обоснование того, что это невозможно. Но он продлил домашний арест, особо не мотивируя. Не было предоставлено возможности обсуждать иную, более мягкую, меру пресечения и доводы за и против", - отметил адвокат верующего.
Следователи, с его слов, заверяют, что дело Батчаева уже на завершающей стадии. "Мы уже это слышим на втором продлении ареста. Что это завершающая стадия, что мы уже подходим к ознакомлению с материалами дела. Но пока нет. Активных следственных действий в последнее время нет. Эпизодически проводятся следственные действия, обычные для любого уголовного дела, но очень редко. Были назначения экспертиз и ознакомления с их результатами в основном. Допросов в последнее время не было", - проинформировал Игорь Литвинов.
Альберт Батчаев родился в 1976 году в Карачаевске. Юность провел на Сахалине, после школы переехал в Хабаровск и окончил высшую школу милиции по специальности юриста. Работал старшим оперуполномоченным уголовного розыска. С 2017 года проживает с супругой в Черкесске, так как его отец, которому уже больше 80 лет, нуждается в уходе. За первую неделю в СИЗО Альберт похудел на 10 килограммов, из-за стресса у него начались проблемы с сердцем и обострились хронические заболевания, сообщается на сайте, где собрана информация об уголовных делах в отношении российских Свидетелей Иеговы*.
Поддержать Альберта Батчаева в суд приходила его супруга Жанна Батчаева. Она подтвердила корреспонденту "Кавказского узла", что в суде не прозвучало доводов, почему её муж не может находиться на более мягкой мере пресечения. "Не разъясняли, почему отказали. У Альберта образцовое поведение, ни разу он не нарушил меру пресечения ни в чем. Даже тогда, когда он без браслета был. Не сбежал. Сейчас он с браслетом. Эти доводы привели, судья ушла, три минуты отсутствовала. Дольше зачитывала решение, чем решала. Видимо, все наши доводы были бесполезны", - посетовала супруга верующего.
По словам Батчаевой, у ее супруга с декабря 2019 года идет ухудшение здоровья. "У него ухудшилось зрение. Раньше он ходил без очков, а сейчас уже и в очках плохо видит. Также нам посоветовали сдать биохимию крови развернутую, а там, оказывается, все показатели в два раза ухудшились. Терапевта вызвали, она дала направление к окулисту, эндокринологу, неврологу, уколы назначила", - рассказала она, предположив, что это последствия стресса и малоподвижного образа жизни, связанного с уголовным преследованием.
"Врачи в один голос это говорят. Кроме того, ему доступна только экстренная медпомощь, а на дом не все врачи выезжают. Врач прописал ему уколы, улучшающие кровь. Медсестра может приходить колоть. Она уже приходила один раз. К эндокринологу надо идти. К окулисту надо идти. А он с браслетом. Будем просить разрешение следователя", - отметила Жанна Батчаева.
При домашнем аресте возможность посещать врачей на практике зависит от воли следователя, прокомментировал ситуацию Альберта Батчаева не связанный с его делом адвокат Тимофей Широков. С его слов, даже если бы право на медпомощь было прописано в постановлении о мере пресечения, подследственному надо ставить следователя в известность, желательно в письменном виде, чтобы потом не было разговора о том, что подследственный самовольно что-то сделал.
"Надо уведомлять следователя, писать письмо и ставить вопрос о предоставлении возможности в таком-то порядке получать медпомощь. Лучше не давать лишних поводов для ухудшения своего положения", - подчеркнул в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" Широков.
* - 396 организаций Свидетелей Иеговы в России признаны экстремистскими, их деятельность в стране запрещена по решению суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"