Коронавирус внес коррективы в празднование Урс Сар в Калмыкии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Центральный хурул Калмыкии проведет режиме он-лайн молебны, посвященные наступлению священного для буддистов месяца Урс Сар. Специальные обряды, связанные с обетами прибежища и трезвости, для жителей республики удаленно проведет Шаджин-лама (верховный лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
Урс Сар отмечается в четвертый месяц лунного календаря. Он празднуется в то время, когда окотились овцы, принесли приплод кобылы и коровы, когда в старину на столе каждой калмыцкой семьи было много молочных продуктов. В этот период у калмыков проходили торжества по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад. Выполняемые в далекие времена обряды были направлены на испрашивание у богов и природы изобилия кормов и приумножения скота. В буддийской традиции кульминацией месяца считается 15 лунный день - в этот день Будда Шакьямуни родился, достиг просветления и ушел в паринирвану.
Месяц Урс Сар наступает в первый день месяца овцы по лунному календарю, в этом году он продлится до 21 июня.
Как писал «Кавказский узел», в священный для буддистов месяц Урс Сар в Калмыкии верующие традиционно отказываются от спиртного и табака, часть жителей Калмыкии соблюдает пост, хотя другие называют эту традицию чуждой.
«Это самый священный в году месяц, поскольку на этот месяц приходится три главных события в жизни Будды Шакьямуни – рождение, просветление и уход в паринирвану (окончательную нирвану, которая достигается после физической смерти просветленного – прим. ред.)… Считается, что заслуги от духовной практики и молитв, накопленных в этот месяц, увеличиваются в сотни тысяч раз, а в 15 лунный день заслуги и добродетели приумножаются в миллионы раз», - говорится в сообщении на странице хурула в Facebook.
В связи с карантинными мероприятиями торжественный молебен, посвященный началу Урс Сара, будет транслироваться на официальных страницах Центрального хурула в соцсетях. Кроме того, «представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче по просьбе верующих в режиме онлайн дарует наставления по основам буддийской практики, а также обеты прибежища, обеты трезвости и другие обеты», - сообщает пресс-служба Центрального хурула.
В каком режиме будет отмечаться день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни, пока неизвестно.
«Этот день отмечается на 15 лунные сутки Урс Сара, в этом году праздник приходится на 5 июня. Большой молебен по этому поводу обязательно будет, но в онлайн-режиме или непосредственно в хуруле – пока неизвестно. Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» пресс-секретарь Центрального хурула Амур-Санан Кензеев.
По его словам, молебны в непраздничные дни собирают примерно 100-150 просмотров в YouTube и около 500 просмотров в инстаграме – на официальных страницах хурула. «До обновления в инстаграме там было до тысячи, а иногда и больше просмотров, поскольку была возможность сохранять трансляцию на сутки в сториз. Теперь такой функции нет. Но в целом статистика непостоянна, она сильно колеблется. Праздничный молебен, конечно, соберет значительно большую аудиторию», - сказал представитель Центрального хурула.
Ранее калмыцкий переводчик буддийских текстов Геннадий Корнеев заявил корреспонденту «Кавказского узла», что разделяет версию академика Бориса Владимирцева, согласно которой этимология названия калмыцкого праздника "восходит к персидскому Наврузу".
"Можно трактовать калмыцкое слово "урс" как "потомство", "приплод" и отсюда выводить этимологию названия праздника Урс Сар, но мне все же версия академика Владимирцева кажется верной. "Навруз» в переводе – новый день. Видимо, со временем у калмыков день весеннего равноденствия сдвинулся с 21 марта на летние месяцы. Есть зафиксированный рассказ, что донские калмыки, которые жили в своего рода резервации и сохранили многое из того, что другие калмыки утратили, в начале Урс Сара выходили в степь, срезали там квадрат верхнего слоя с травой и клали его у себя во дворе – там, где стояла корова. В этом обряде я усматриваю явную отсылку к той пророщенной пшенице, которая символизирует начало праздника Навруз", - заключил Геннадий Корнеев.
источник: корреспондент "Кавказского узла"