Адвокаты упрекнули следствие по делу Гаджиева в волоките
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Защита Абдулмумина Гаджиева анонсировала обращение в Европейский суд по правам человека с жалобой на "безосновательный арест" журналиста. Адвокаты и сам обвиняемый раскритиковали следствие за вялотекущее расследование дела.
Как писал "Кавказский узел", редактор отдела религии дагестанского сайта "Черновик" Абдулмумин Гаджиев с 18 июня находится под арестом по делу о финансировании терроризма. Сам журналист вины не признает. 12 ноября суд в Махачкале продлил арест журналиста до 13 января 2020 года. Под арестом оставлены и другие обвиняемые по делу о финансировании терроризма - Кемал Тамбиев и Абубакар Ризванов.
Правозащитники назвали дело Абдулмумина Гаджиева угрозой для всех журналистов в России, а Правозащитный центр "Мемориал" признал его политзаключенным. Гаджиева обвинили по делу о финансировании терроризма из-за единственной публикации о благотворительности Исраила Ахмеднабиева, которого в момент выхода статьи ни в чем противозаконном не подозревали, рассказал сотрудник ПЦ "Мемориал" Вячеслав Ферапошкин на пресс-конференции в Москве. Если Гаджиева осудят, к любому журналисту в России будет применяться "обратная сила" закона, считает учредитель "Черновика" Магди Камалов.
Следователи по делу Абдулмумина Гаджиева "до сих пор не смогли предъявить суду доказательства вины" обвиняемого, которые "могли бы послужить основанием для продления его ареста", заявил защитник Гаджиева Асад Джабиров. По его словам, защита настаивает на невиновности Гаджиева и считает незаконным продление его ареста еще на два месяца. "Уровня доказанности [необходимости продления ареста Гаджиева] следствие не достигло", - сообщил корреспонденту “Кавказского узла” Джабиров.
Адвокат пояснил, что следственная группа в суде представила материалы, на основании которых было возбуждено уголовное дело, но "ничего нового, что послужило бы основанием для содержания Гаджиева под стражей, не представлено". Определенные следственные действия, по словам Джабирова, в рамках уголовного дела Гаджиева проводятся, "однако защита не может понять связь проводимых следственных действий с расследованием уголовного дела".
"[Следователи] каждый раз представляют, что им нужно опросить каких-то людей, осмотреть какие-то строения, но как это согласуется с виновностью Абдулмумина (Гаджиева) и почему Абдулмумин должен находиться под стражей, нам не понятно", - сообщил Джабиров
По его словам, следствие должно актуализировать необходимость ареста Гаджиева каждый раз, когда оно обращается с ходатайством о продлении меры пресечения, однако "следствие такой анализ не проводит, а обращается в суд с ходатайством, где имеются шаблонные основания". "Это ходатайство – шаблон… меняются только даты и виды следственных действий, которые надо произвести", - отметил адвокат.
По мнению Джабирова, судебные заседания по делу Гаджиева приобрели характер "формальной процедуры", несмотря на то, что адвокаты журналиста на каждом судебном заседании представляют весомые аргументы в пользу позиции защиты. Джабиров отметил, что данное решение о продлении ареста, как и все предыдущие аналогичные решения, будет обжаловано.
Защитник Гаджиева адвокат Ахмед Ахмедов назвал решение о продлении ареста журналиста "ожидаемым решением". По мнению Ахмадова, на заседании 12 ноября следствие не смогло предъявить суду доводов, достаточных для продления ареста Гаджиеву. Адвокат также отметил, что "вся активность в рамках уголовного дела сводится к процессам о дальнейшем продлении меры пресечения".
"Главное действие по этому делу – это процесс продления срока содержания под стражей. Складывается впечатление, что кроме этого явления больше в рамках дела ничего не делается, а само судебное заседание носит лишь формальный характер", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" защитник журналиста.
С мнением своего коллеги согласился и адвокат Шамиль Магомедов, который также назвал решение о продлении ареста Гаджиева "ожидаемым". Защитник пояснил, что "каких-либо сведений, меняющих ход следствия, или новых обвинений нет". "Ничего нового в материалах дела тоже нет. По сути, как при избрании меры пресечения Гаджиеву, так и по сегодняшний день следствие не подтверждает [обвинение] ничем, кроме рапортов", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.
По его словам, рапорты "не являются доказательством и не могут служить достаточным основанием для продления срока ареста". Магомедов отметил, что неоднократные попытки обжаловать ранее вынесенные решения суда о продлении ареста его подзащитному "не привели к желаемым результатам", и адвокаты арестованного журналиста планируют обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой на безосновательное содержание журналиста под стражей.
"По уголовным делам для того, чтобы подать жалобу в Европейский суд, не нужно проходить все инстанции - хватает две инстанции. После Верховного суда Дагестана можно сразу идти в ЕСПЧ", - разъяснил адвокат.
Защитник также пожаловался на "вялотекущее" следствие по делу. "[Следствие] проводит два-три процессуальных действия в месяц… О какой эффективности можно говорить, если следствие по сей день не может представить ни одно доказательство виновности Гаджиева", - отметил адвокат, добавив, что на это же пожаловался и сам Гаджиев на заседании суда 12 ноября.
Ранее адвокат Гаджиева отметил "неэффективность расследования" дела его подзащитного. По словам самого Гаджиева, единственным следственным действием в отношении него за последнее время был забор крови. "Ко мне не приходит следователь и никаких вопросов не задаёт. На первом допросе следователь был очень пассивным. Более того, он признавался, что всё понимает и знает о моей невиновности", - заявил Гаджиев на суде 1 ноября.
Для родственников и семьи Абдулмумина Гаджиева продление срока ареста журналиста было также ожидаемым, рассказал родной брат Абдулмумина Гаджиева Гаджи Гаджиев. "У отца и матери даже уже не было сомнения, что продлят", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" брат арестованного журналиста.
Гаджи Гаджиев сообщил, что дети Абдулмумина также настроены на долгий процесс и понимают, что разбирательство в отношении их отца будет долгим.
Напомним, что вместе с Гаджиевым по делу о финансировании терроризма арестованы уроженец Карачаево-Черкесии Кемал Тамбиев и глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов. По версии следствия, Гаджиев перечислял деньги на счета фондов проповедника Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского), которого следствие считает организатором финансирования террористов через благотворительные фонды под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. Сам Абу Умар Саситлинский в интервью блогеру Тумсо Абдурахманову заявил, что никак не связан с Гаджиевым и другими фигурантами дела и даже не знаком с ними.
Минюст Дагестана отклонил все заявки на массовые акции в поддержку Гаджиева, но одиночные пикеты проводятся регулярно. К каждой новой серии пикетов в поддержку арестованного журналиста Абдулмумина Гаджиева присоединяются новые люди, растет интерес молодежи к этому делу, констатировал учредитель "Черновика". Поддержать Гаджиева многим мешают страх и безразличие, заметили жители Махачкалы.
Подробнее о журналисте Абдулмумине Гаджиеве и о том, почему за него вступились коллеги, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".
источник: корреспондент "Кавказского узла"