22 апреля 2017, 14:57
Родственники предполагаемых боевиков из Ачхой-Мартана вернулись домой после изгнания
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Пожилые мужчины, изгнанные из чеченского села Ачхой-Мартан за родственные связи с предполагаемыми боевиками, вернулись в село, но боятся выходить из дома, сообщили местные жители. По их словам, семьи эти сейчас лишены источников доходов, людям не выплачиваются пенсии и пособия, они не могут найти работу.
Как писал "Кавказский узел", 17 декабря 2016 года в разных районах Грозного были совершены нападения на полицейских, после чего в городе была развернута масштабная спецоперация, силовики убили семерых предполагаемых боевиков и задержали четверых. Затем начались задержания родственников и знакомых убитых. По данным источника в силовых структурах республики, тела убитых было решено не выдавать для захоронения. После спецоперации из республики стала поступать информация об организации сельских сходов, на которых принимались решения изгнать родственников предполагаемых боевиков из Чечни.
Пенсии и пособия семей изгнанников удерживаются
Сразу после декабрьского нападения в Ачхой-Мартане вынуждены были покинуть свои дома 72 человека, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" житель села Руслан. Сходы, на которых принимались решения о выселения родственников участников нападения, проводились тогда повсеместно, вспоминает он. В Ачхой-Мартане инициаторами изгнания были представители духовенства и руководство местной администрации.
"Женщинам и детям разрешили не покидать дома. Все лица мужского пола подлежали выселению. Даже инвалиды и больные. Одному пришлось покинуть дом через неделю после серьезной операции. Выселяли всех разом, в один день, и вернулись неделю назад тоже практически одновременно", – говорит Руслан.
Вернулись, однако, не все – только люди пожилого возраста, не молодые. Четыре месяца эти люди провели в тяжелых условиях, фактически скитались.
"Пытались как-то пристроиться в Ингушетии, снять квартиру. Но там нашим бедолагам был указан от ворот поворот. Не захотел Евкуров портить отношения с нашим руководством, побоялся навлечь гнев, – считает Руслан. – Приют находили вдали от своей республики: в Кабардино-Балкарии, Ставрополье, Адыгее".
Нынешнее положение вернувшихся также нельзя назвать стабильно спокойным.
"Они вернулись, но сидят дома взаперти. Не знают, чего еще можно ожидать от власти. Из дома не выходят, даже в мечеть на пятничную молитву боятся идти. Я не знаю, на какие средства они живут, ведь никто из членов этих семей не работает. Если кто и работал где-то, то после декабрьского нападения их тут же уволили. Старикам пенсий не платят. Пособий детских тоже лишены. Власти местные делают вид, что этих семей вообще не существует", – рассказал Руслан.
Односельчанам выселение пытались преподнести как добровольную акцию родственников предполагаемых боевиков. Месяц назад, говорит Руслан, по селу ходил сотрудник администрации и собирал подписи под бумагой о том, что все 72 мужчины по собственной инициативе покинули свои дома. Эту справку подписывали лишь те, кто работает на государственной службе.
"У нас в последнее время принято: когда в дом стучится чиновник или сотрудник полиции, то первой выходит к пришедшему женщина. Узнав, что нужно что-то там подписать, отнекивается – или ссылаясь на свою неграмотность, или же на то, что без мужа ничего подписывать не имеет права", – отмечает Руслан.
Ачхой-Мартан - крупное село, административный центр Ачхой-Мартановского района, находящееся в полусотне километров от Грозного. По статистике Росстата на 2016 год, в селе проживали 22 922 человека.
Люди боятся заступиться за односельчан
По словам Руслана, большинство односельчан относятся к семьям изгнанников с пониманием и сочувствием, стараются хоть как-то облегчить их участь. У кого есть корова, те пытаются в семьи, где есть малые дети, передать молочные продукты; помогают лекарствами – в эти семьи врачи не приходят, "скорая" на вызовы не приезжает.
"Сейчас такая жизнь, что сегодня эти люди попали в беду, а завтра, кто знает, может и ты окажешься в подобной ситуации. Однако общаться по-соседски, как раньше, открыто – этого нет", – с сожалением констатирует Руслан, и тут же добавляет, что объясняется такое положение дел просто – люди боятся.
В селе помнят другие времена, когда люди были готовы горой стоять за своих соседей, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" жительница Ачхой-Мартана Луиза.
"Когда федералы забирали без причины кого-то из наших парней, то чуть ли всем селом ходили в комендатуру, ездили в Ханкалу, добивались освобождения. И не боялись. А теперь страх поселился", – говорит она.
Парня избили, вывезли его окровавленного за село и там выбросили
Луиза сообщила, что через месяц после изгнания один из уехавших мужчин ночью приехал втайне в Ачхой-Мартан, привез своей семье где-то заработанные деньги.
"Но в свой дом идти поостерегся, а пришел к другу. Передал деньги и попросил искупаться. Но кто-то донес в полицию, и те через полчаса прибыли по этому адресу. Парня избили, вывезли его окровавленного за село и там выбросили. А того, кто дал ему временный приют, утром уволили с работы. В знак солидарности с работы уволился и его брат", – рассказывает Луиза.
По ее словам, полтора месяца назад женщины высланных мужчин написали письмо, в котором от имени матерей и жен изгнанных обратились к Аймани Кадыровой – матери главы Чечни. Они просили ее поговорить с сыном, чтобы он позволил вернуться в семьи отцам и мужьям.
"В письме говорилось, что случившееся горе по вине их сыновей тяжким камнем легло на их сердца, и груз этот им нести всю оставшуюся жизнь. "Но в наших семьях растут дети", говорилось в этом послании. "Мы не работаем, не получаем пенсии. У нас нет денег, чтобы досыта накормить детей, чтобы купить им обувь и теплую одежду. Мы не просим финансовой помощи, мы просим вернуть наших мужей, которые ни в чем не виноваты. Вернуть отцов, которые все это время содержали семью", – пересказывает Луиза.
Это письмо подписали практически все женщины, чьи мужья были выгнаны из своего дома. Подписи на свой страх и риск поставили и многие женщины, кого ситуация напрямую не затронула.
"Отправили письмо по электронному адресу, который мы нашли в интернете. Ответа до сих пор нет. И, по-видимому, не будет", – полагает Луиза.
Ранее изгнанная из села семья Хаджаевых до сих пор не вернулась
Декабрьское изгнание для Ачхой-Мартана не первое. Подобную акцию власть устроила и 29 ноября 2016 года, напоминает Руслан. Тогда село покинула семья Алама Хаджаева.
28 ноября 2016 года Хаджаев на своей машине выехал на встречную полосу и столкнулся с другой легковушкой. В ДТП погибли семь человек: сам Алам и его двоюродный брат, а также семья из пяти человек. Виновником аварии был назван Хаджаев, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Кадыров после инцидента обратился к имамам, чтобы те не проводили похорон водителей, которые погибли в ДТП, когда ехали пьяными. Владельцы двух десятков магазинов по продаже алкогольной продукции прекратили свою деятельность.
Руслан признается – версии про то, что Алам во время аварии был пьян, он не верит.
"Сказали свидетели, что Алам был пьян, в чем я сильно сомневаюсь – с ним ехал его сын, 11-летний. Мальчик был госпитализирован в тяжелом состоянии. Какой отец сядет за руль машины нетрезвым, если в салоне находится его малолетний сын? Но на другой день, сразу после похорон, вся семья Хаджаевых уехала из села", – рассказывает сельчанин.
Ребенок в тот момент еще находился в больнице, забрали его через пару дней, отмечает Руслан.
"Официальная версия – что уехали добровольно, в чем я также сильно сомневаюсь. И где они сейчас находятся – неизвестно", – говорит он.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику спецопераций, терактов и похищений, происходящих в республике. Материалы о нарушениях прав человека в Чечне и борьбе местных властей с инакомыслием в республике собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
Автор: Амина Закаева источник: корреспондент "Кавказского узла"