28 ноября 2015, 23:57

Фильм "Сыны Ичкерии" показан в Париже почти 20 лет спустя после съемок

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Во Франции, спустя почти десять лет после окончания монтажа, состоялся показ документального фильма "Сыны Ичкерии" режиссера Флорана Марси. Картина содержит уникальные кадры, снятые в 1996 году в осажденном Грозном во время первой чеченской кампании. Фильм был ограничен в прокате из-за кадров с Шамилем Басаевым, считает автор.

Показ прошел вечером 27 ноября в Париже во Французской Синематеке — крупнейшем частном фонде фильмов, основанном в 1935 году. Несмотря на удаленность этого места от центра города, мероприятие вызвало интерес общественности - на просмотр фильма пришли и французы, и чеченцы из числа политических беженцев. Стоимость билета составила 4 евро. 

Презентация фильма "Сыны Ичкерии" ("Ичкери Кенти") прошла 9 декабря 2005 года во Франции. В марте 2007 года картина была показана на Пятом кинофестивале-форуме о правах человека в Женеве, посвященном памяти журналистки Анны Политковской.

"Я пытался ответить на вопрос: кто такие чеченцы"

Снятая в 1996 году французским режиссером Флораном Марси и смонтированная десять лет спустя 2,5-часовая картина содержит уникальные кадры мирных митингов и акций протеста в осажденном Грозном во время первой чеченской кампании, а также интервью с жителями Чечни.

Режиссер Флоран Марси вкратце рассказал об истории фильма: в 1996 году он отправился в Чечню один, не владея ни русским, ни чеченским языками, с видеокамерой и фотоаппаратами. "Я не мог рисковать жизнью кого-либо еще", - признался режиссер.

Марси рассказал, что несколько раз его задерживали представители федеральных структур и высылали в Дагестан. При взятии села Новогрозный федеральными силами ему не удалось выехать из села заранее: пленку пришлось закопать в саду одного из домов и вернуться за ней позже. "Сейчас въезд в Россию для меня закрыт", - сказал Марси.

Из-за языкового барьера съемки велись в трудных условиях. В фильме видно, как в селе Ведено чеченцы объясняют Марси на пальцах, сколько человек было убито, и демонстрируют осколки снарядов. Интересует Флорана Марси и оружие, которым сражаются боевики, в кадр попадает самодельная снайперская винтовка и другое оружие кустарного производства.

Фильм был смонтирован только спустя почти 10 лет. В широкий прокат фильм так и не выходил, существует только на DVD.

"Я пытался ответить на вопрос – кто такие чеченцы. У меня такое впечатление, что спустя почти 20 лет, фильм стал гораздо более актуален, чем если бы я его смонтировал сразу же", - сказал Марси. Осмысляя, кто такие чеченцы, Марси приводит цитаты о чеченцах из "Хаджи-Мурата" Льва Толстого, произведения "Кавказ" Александра Дюма, цитирует Конституцию Ичкерии, "гарантирующую соблюдение прав человека всем", и другие документы разных эпох.

Самыми важными в фильме стали съемки митинга в уже лежавшем в руинах Грозном в январе 1996 года. Митинг собрал 50 тысяч человек. Основным требование протестующих был вывод войск из Чечни. Собравшиеся исполнили гигантский зикр (исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление бога, - прим. "Кавказского узла"). Группа женщин, которых не пропустили на митинг через блокпост, исполнили зикр прямо у блокпоста, а также скандировали лозунг "Вывод войск!". Уже покинув митинг, Марси узнал, что протестующие были разогнаны, имелись убитые и пострадавшие.

Спустя почти 20 лет фильм стал гораздо более актуален, чем если бы был смонтирован сразу же

На кадрах митинга чеченцы сравнивают действия российской армии с гитлеровской армией: "Нас учили в школе, что немцы все бомбили! А эти хуже немцев".

На митинге также скандировали "Аллаху Акбар", и Флоран Марси в фильме задается вопросом: возможна ли исламизация Чечни. Сельская учительница французского в интервью Марси иронизирует над таким предположением. "В исламском государстве нельзя пить и курить, а наши мужчины на это не способны", - отметила она, добавив, что "кричать "Аллах Акбар" недостаточно".

В выступлениях на митинге, а также в интервью Марси многие чеченцы, объясняя желание независимости, вспоминают историю Кавказской войны и упоминают Ермолова (Алексей Петрович Ермолов - русский государственный и военный деятель, генерал от инфантерии (1818 г.) и от артиллерии (1837 г.), участник Кавказской войны, - прим. "Кавказского узла"), а также депортацию 1944 года.

"Фильм был ограничен в прокате из-за кадров с Басаевым"

В частности, в одном из кадров фильма Шамиль Басаев в январе 1996 заявляет Марси, что самое главное – добиться расследования преступлений, совершенных во время депортации. Именно из-за интервью Басаева к моменту готовности фильма в 2006 году возникли проблемы с широким прокатом его во Франции, поскольку Басаев взял на себя ответственность за теракт в Беслане, отметил режиссер.

Именно жестокое подавление не основанного на религии сопротивления привело к тому, что радикальные исламские тенденции в итоге взяли верх, полагает Марси, снявший также картину о свержении Кадаффи в Ливии.

"История Чечни — это матрица того, что произошло в арабских странах. 15-20 лет назад восстание не было основано на религии. Желание глотка свободы было легко объяснимо после 70 лет советского гнета. Но это восстание не имеет положительных результатов. Оно было подавлено с колоссальной жестокостью. Не хотелось бы настаивать на теориях заговора, но со стороны России было явное намерение испортить ситуацию. Это ситуация, когда дуют на угли, а экстремистов довольно легко отпускают (в фильме есть момент, где чеченцы, прячась в погребе от бомбежек, обсуждают – почему федеральные силы "уже три раза окружили Салмана Радуева, а потом давали ему уйти?"). А потом начинается хаос", - заявил на обсуждении фильма Флоран Марси.

По его словам, затем "число экстремистов растет, и в конце концов никто уже ничего не понимает: кто откуда стреляет и кто против кого воюет".

"Для тех, кто следил за первой и второй чеченскими войнами, это ясно, как день: между ними произошла эволюция, некоторые группы, которые не были радикальными, стали радикальными исламистами с участием людей из стран Персидского залива, которые являются сторонниками джихада. А затем Россия стала утверждать, что так и было с самого начала. И это очень напоминает Сирию при Башаре Асаде", - считает Марси.

Чеченские беженцы подарили Марси флаг Ичкерии

Комментируя фактологию фильма, в частности зикры на акциях протеста, Марси отметил, что "сейчас представители "Имарата Кавказ" (признанного террористической организацией и запрещенного в России) даже заявляют, что зикр — это не настоящий ислам, не правильный, хотя суфизм — чеченская традиция, но посмотрите, как все начиналось".

После показа чеченские беженцы подарили Марси флаг Ичкерии. "Однажды я наткнулся в "Фейсбуке" на группу. Она была радикально-исламистской с призывами к джихаду. Однако почему-то на логотипе группы флаг был почти правильный, только количество белых полос не совпадало. Теперь я просматриваю такие вещи очень внимательно", - рассказал он.

В фильм также вошли съемки акции протеста чеченских беженцев против нарушения прав человека в Чечне перед зданием ПАСЕ в 2005 году. На состоявшемся обсуждении Флоран Марси подчеркнул, что в Чечне нельзя вечно применять только силу.

"Наведенный силой мир в Чечне едва ли является прочным", - считает также присутствовавшая на показе политическая беженка, бывшая журналистка из Чечни Хазман Умарова.

"Я была во многих местах — Афганистане, Ираке. Такого, как в Чечне, таких разрушений я не видела никогда. Такое впечатление, что задача была сравнять с землей абсолютно все в Чечне - школы, больницы, дома мирных жителей, чтобы сломить их сопротивление, что и было сделано, - рассказала "Кавказскому узлу" военный корреспондент французской газеты "Фигаро" Изабель Ласер. - Однажды мне пришлось остановиться у Шамиля Басаева (гостиниц, естественно, не было), который тогда еще не был террористом. Его радикализация произошла позже".

Студентка магистратуры отделения социальной психологии Высшей школы экономики в Москве Ирина Мальцева рассказала "Кавказскому узлу", как пыталась провести исследование в феврале 2015 по поводу наличия (или отсутствия) коллективной памяти россиян о массовых депортациях народов. Части респондентов предлагалось видео, посвященное депортации балкарцев, часть должна была ответить на вопрос: "Как вы полагаете, должны ли русские испытывать чувство стыда?", без видео.

"С моим научным руководителем, научным сотрудником ВШЭ Лусинэ Григорян мы сравнивали психологические последствия депортаций, этнических чисток в виде коллективных чувств вины и стыда у русских и немцев. В Германии, как не трудно догадаться, на эту тему много исследований провели в связи с Холокостом. Мы столкнулись с воинственно настроенными респондентами, которые говорят, что "депортация - это происки врагов", "так им и надо", "что вы мне тут мозг промываете" и так далее, а Лусинэ Григорян даже получила угрозы. У россиян нет коллективных чувств по этому поводу, и многим ничего не известно", - рассказала Ирина Мальцева.

"Кавказский узел" отслеживает влияние событий на Ближнем Востоке на политическую и общественную жизнь регионов Кавказа, публикуя материалы по этим темам на специальных тематических страницах "Кавказ под прицелом халифата" и "Сирия в огне".

Автор: Анастасия Кириленко источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

27 апреля 2024, 04:42

27 апреля 2024, 03:45

27 апреля 2024, 02:51

27 апреля 2024, 01:57

27 апреля 2024, 00:58

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей