05 мая 2011, 17:50

В Абхазии Галина Арапова провела семинары по технике юридической безопасности журналиста

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

3 - 4 мая в Сухуме директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова по приглашению абхазской неправительственной организации фонд "Гражданская инициатива и человек будущего", провела цикл правовых семинаров, посвященных свободе выражения мнения.

Как сделать так, чтобы ты сказал все, что хочешь сказать, и при этом остался на свободе

Первый семинар она провела с журналистами, и посвящался он вопросам защиты прав журналистов в суде. На семинаре, куда пришли около 10 журналистов как государственных, так и независимых изданий, рассматривались судебные дела и судебные споры, связанные с защитой чести и достоинства, диффамацией и клеветой и т.д.

Галина Арапова привела много примеров из российской и европейской судебной практики, поделилась своими соображениями по поводу того, как должны журналисты строить свою деятельность и как они могут защитить себя в случае подачи на них судебных исков.

"На встрече с журналистами мы говорили о том, как писать, чтобы на них не подали в суд, как безопасно использовать свободу выражения мнения с тем, чтобы на них не подали иска о защите чести и достоинства, не возбудили уголовное дело по клевете и оскорблению и т.д. Мы обсуждали, в том числе, и проблемы, связанные с использованием фотографий в изданиях", - рассказала в интервью корреспонденту "Кавказского узла" директор Центра защиты прав СМИ.

По ее словам, журналисты больше всего были озадачены тем, как регулируются с правовой точки зрения жесткие критические суждения, какова критика, выраженная в форме жесткого оценочного суждения.

"Мы обсуждали известную публикацию, в которой кто-то был назван политическим интриганом, и как можно в этой ситуации трактовать слово "интриган" - это оценка или факт? - отметила медиа-юрист. - Журналисты не могут понять, будут ли они привлечены к ответственности или нет, используя это слово, и как защищаться в случае, если на них подадут в суд. Я рассказала, как действовать в таком случае".

По мнению Араповой, важно, чтобы и судьи, сталкиваясь с такими спорами, знали, как "плавать в этой воде", поскольку это сложная категория дел, и чтобы не запутаться, все нужно разложить по полочкам, отфильтровать все оценочные суждения, а если непонятно, где факты, где оценки, привлечь специалиста, лингвиста и т.д.

"В принципе, с журналистами было довольно любопытно, потому что видно было, что их задело за живое, и что это ситуация, с которой они постоянно сталкиваются. Ведь они каждый день, подбирая слова, думают, а не накажут ли за это их потом? Как сделать так, чтобы ты сказал все, что хочешь сказать, и при этом остался на свободе, чтоб тебя не затаскали по судам?", - сказала Арапова.

Она считает, что у журналистов должна быть возможность посоветоваться с опытным юристом, который в этом разбирается.

Карать журналиста за клевету и оскорбление - это тоже, что лечить головную боль гильотиной

4 мая на встрече с юристами речь также шла о диффамации, базовых понятиях о защите чести и достоинства, репутации, судебном и несудебном путях разрешения конфликта, судебных вариантах решения споров, составе гражданско-правового деликта - ущемлении чести, достоинства и деловой репутации и другое.

"С юристами мы говорили на ту же тему, что и с журналистами, но уже на более сложном юридическом языке, - рассказала Арапова. - Это очень важно, потому что если вдруг на журналиста подают в суд, адвокаты, участвующие в деле, и судьи должны приблизительно одинаково мыслить, они должны говорить на одном языке. Мы пытаемся на конкретных примерах разрешать информационные споры".

По мнению медиа-юриста, к таким спорам важно быть подготовленным, поскольку это не банальные семейные споры о разделе имущества. Это - споры всегда высокоинтеллектуальные и сложные.

Когда журналиста критикует власть, возникает ощущение, что его хотят заставить замолчать, чтоб он не открывал рта. "А почему, собственно журналист не может открыть рот? Почему он не может высказать свое мнение? Точно так же обычный человек может высказать свое мнение. И в этом есть суть свободы слова. Вопрос только в том, что, пользуясь этим инструментом, т.е. своим словом, человек должен пользоваться им грамотно", - подчеркнула Галина Арапова.

По ее словам, для журналиста важно знать, до какой степени он может использовать свою свободу во благо общества с тем, чтобы защитить интересы конкретного человека - героя публикации или общества в целом, если он поднимает проблемы коррупции или другие общественно-значимые проблемы.

На вопрос о том, как медиа-юрист относится к предложению Общественной палаты Абхазии о декриминализации диффамации, Арапова сказала, что это очень важно: "Мы уже лет 10 говорим о необходимости отмены ответственности за клевету и оскорбление, и только сейчас эти разговоры начали давать какие-то плоды. Уже на рассмотрение в Государственную думу передается законопроект об отмене ответственности за клевету и оскорбление".

Во многих странах, например во Франции, эти нормы в Уголовном кодексе еще существуют, но они лет двадцать уже не применяются, на них наложили мораторий. "Они не запускают механизм отмены этих норм, может лень, а может очень сложно, но они абсолютно точно их не применяют. В некоторых странах журналистов сажают в тюрьмы. Посмотрите, что творится в том же Азербайджане", - обратила внимание медиа-юрист.

В России тоже люди за клевету и оскорбление отбывают реальный срок наказания, очень много приговоров с вынесением штрафа, а так, в любом случае, не должно быть. "Вчера на семинаре с журналистами мы говорили о том, что преступление словом должно караться пропорционально. А то получается лечение головной боли гильотиной", - отметила Арапова.

Хороших медиа-юристов в Абхазии, к сожалению, не хватает

"Семинар, который провела в Сухуме с журналистами Галина Арапова, для меня был очень интересным и содержательным, потому что она медиа-юрист и хороший специалист, которых в Абхазии, к сожалению, не хватает", - сказала сотрудница независимой газеты "Эхо Абхазии" Елена Лолуа.

По ее словам, Арапова ответила на многие вопросы, с которыми она не раз сталкивалась на практике: "К примеру, идя на открытое судебное заседание, мы всегда думали, что обязательно нужно представить судье письмо редактора с просьбой о присутствии на заседании корреспондента той или иной газеты. Оказывается, мы и без этого имеем право присутствовать на открытом судебном заседании, и для меня это очень важная новость".

Журналистке также было интересно узнать, следует ли перепроверять информацию, прозвучавшую на пресс-конференции и обвинявшую того или иного человека в совершении преступления: "Благодаря Галине Араповой я знаю теперь, как быть в такой ситуации. Ну и много другой интересной информации она нам предоставила за один день семинара".

"Семинар для меня, как для юриста, интересующегося достаточно новой для нас сферой медиа-права, был очень эффективным, - отметила юрист Зарина Габеева. - В Абхазии становление защиты чести и достоинства, а также деловой репутации от диффамации в судебном порядке только берет свое начало. И те практические советы профессионала, каковым является Галина Арапова, необходимы нашим юристам".

По словам Габеевой, директор Центра защиты прав СМИ приводила примеры из практики российских и европейского судов, а также подробно описывала пути решения проблем, с которыми они сталкивались.

"У нас сегодня существует острая необходимость разбираться в проблемах, связанных с диффамацией, так как мы, если еще не столкнулись, то в скором времени обязательно столкнемся с подобными коллизиями", - подчеркнула Зарина Габеева.

Наказание журналиста за клевету соизмеримо по тяжести с доведением до самоубийства, истязаниями и торговлей людьми

Отметим, что Общественная палата Абхазии еще в апреле предложила отменить уголовную ответственность за "клевету" и "оскорбление" и направила обращение в парламент с просьбой рассмотреть вопрос об изъятии из Уголовного кодекса РА ч.2 ст.124 ("клевета"), ч.2 ст.125 ("оскорбление"), ч.3 ст.300 ("клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного исполнителя") и ч.2 ст.321 ("оскорбление представителя власти").

Опасения членов палаты связаны, прежде всего, с чрезмерно репрессивным характером положений этих статей.

В заключении Общественной палаты Абхазии, подготовленном юристом Саидом Гезердава, говорится, что по своей тяжести эти санкции Уголовного Кодекса РА соизмеримы с наказаниями за такие преступления, как "доведение до самоубийства" (ст. 104), "побои" (ст. 110), "истязание" (ч.1 ст. 111), "незаконное лишение свободы" (ч.1 ст. 120), "торговля людьми" (ч.1 ст. 121) и т. д.

"Мы полагаем, что уголовное преследование за диффамацию, инициируемое должностными лицами органов власти, может подрывать активность СМИ в дискуссиях по проблемам общественно-политической жизни государства, нивелировать их вклад в противодействие коррупции и другим негативным явлениям", - отмечается в документе.

Члены Общественной палаты убеждены в том, что дефицит официальной информации порой побуждает авторов к использованию приемов, неоправданных с позиций журналистской этики, использованию излишне резких, категоричных суждений и обобщений.

Общественная палата рекомендует республиканским и местным органам государственной власти и органам местного самоуправления более эффективно реализовывать в своей деятельности требования законов РА "О средствах массовой информации" и "О праве на доступ к информации", обеспечивая регулярное обнародование официальной информации, категории которой определены в законе "О праве на доступ к информации".

А также обеспечить организационное оформление структур, призванных взаимодействовать со СМИ (например, пресс-службы), создавать постоянные и временные площадки для предоставления информации СМИ.

Верховному суду Общественная палата рекомендует выработать и предоставить судам руководящие разъяснения по прядку применения норм гражданского законодательства, регулирующего вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации, с целью обеспечения правильного и единообразного его применения, учитывая при этом сложившуюся международную практику и сложившиеся национальные традиции и ментальность.

Ранее "Кавказский узел" сообщал, что 25 июня 2010 года в Майкопе прошел IV международный форум "Взаимодействие в общих интересах" . Участниками форума стали журналисты 13 субъектов Юга России, статус международного ему придали делегации Абхазии и Южной Осетии. В ходе мероприятия его участники также обсудили важные проблемы, стоящие перед журналистами региона.

Автор: Анжела Кучуберия источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

18 апреля 2024, 10:47

18 апреля 2024, 09:53

18 апреля 2024, 09:02

18 апреля 2024, 08:09

18 апреля 2024, 07:14

  • Журналистка Мина Алиярлы повторно допрошена по делу Abzas Media

    Следователи в Азербайджане вызвали журналистку-фрилансера Мину Алиярлы и повторно допросили ее по делу Abzas Media. Кроме Алиярлы повторно допрашивались и другие журналисты. Власти имитируют процессуальные действия в ответ на критику со стороны международных организаций за преследование сотрудников СМИ, считает правозащитник Эмин Гусейнов.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей