08 октября 2009, 15:35

Исмаил Бердиев (муфтий Ставрополья и Карачаево-Черкесии): "Убийство Бостанова для нас прогремело как гром среди ясного неба"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В интервью "Кавказскому узлу" муфтий Ставропольского края и Карачаево-Черкесии, председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Исмаил-хаджи Бердиев рассказал о сотрудничестве с министерством по делам религии Турции, об истории создания ДУМ в Карачаево-Черкесии, о планах на строительство Соборной мечети в Черкесске, о существующих в исламе течениях и современном положении религии в республике.

- Исмаил-хаджи, расскажите, пожалуйста, о недавнем визите в Карачаево-Черкесию министра по делам религии Турции Али Бардакоглу. Какова цель визита?

- В России есть советник посольства Турции по религиозным вопросам Бекир Герек. Он ранее приезжал с визитом в нашу республику, мы показывали ему Карачаево-Черкесию: Малокарачаевский район, Адыге-Хабльский район и другие районы республики, кроме Преградненского района, где, к сожалению, мало мечетей,а также город Кисловодск. Он посмотрел и записал, что в каком состоянии находится. Это было в прошлом, 2008 году.

А в этом году, на встрече в Турции мы опять подняли этот вопрос, и вновь пригласили муфтия Турции, с тем, чтобы он сам приехал и посмотрел на положение дел. Он согласился приехать к нам. Но одного моего приглашения было недостаточно, так как этот человек в Турции имеет большой авторитет (после президента и премьера – это первое лицо). Тогда мы встретились с президентом Турции Абдуллой Гюлем и рассказали ему о нашем желании, на что тот ответил, что все они слушаются министра религий Али Бардакоглу, и в данном вопросе то, что он скажет, для них – закон, согласно религиозным канонам.

Тогда Али Бардакоглу пригласил президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. И вот 25 сентября 2009 года министр по делам религии Турции прибыл в Москву на международную конференцию "Россия и исламский мир", после которой и приехал Карачаево-Черкесию. В республике он пробыл два дня. Мы вместе выезжали в Карачаевский район, посетили центральную мечеть в городе Карачаевске, показали наши курортные места в Домбае и на следующий день приехали в Черкесск.

Когда покойный Исмаил-хаджи Бостанов в конце июля в течение двух недель был в Турции, он встречался с Али Бардакоглу. На встрече обсуждались вопросы, касающиеся карачаево-черкесского Исламского института имени имама Абу-Ханифа, ректором которого был Бостанов. И вот, по приезду, Али Бардакоглу посетил могилу Бостанова, прочел молитву, а после возвращения с кладбища мы направились в Исламский институт. Там провели собрание, на котором было решено, что Исламский институт нужно переименовать из института имени Абу-Ханифа в институт имени Исмаила-хаджи Бостанова. Так как в Кабардино-Балкарии, в городе Нальчике есть исламский университет имени имама Абу-Ханифа, то я думаю, что этого будет достаточно, для нашего мазхаба1. А наш институт мы посчитали должным назвать именем Бостанова, потому что он жил этим институтом.

- А как давно Вы знакомы с Исмаилом-хаджи Бостановым?

- Мы вместе учились в Бухаре. Тогда на Северный Кавказ было выделено только два места, в 1981 году туда отправился учиться Исмаил-хаджи Бостанов, а в 1982 году в Бухару поехал на учёбу я. Там же учился и покойный Ахмат Кадыров. Я после училища поступил в Ташкентский исламский институт, и вернулся в республику тогда, когда Бостанов уже работал имамом в Карачаево-Черкесии.

В 1989 году, вместе с развалом Советского Союза на Северном Кавказе распалось Духовное управление мусульман (ДУМ) Северного Кавказа, находившееся в Махачкале. Там не могли выбрать муфтия. Собирались съезды, выбирали муфтия – аварца, потом опять съезд – выбирали кумыка, потом — даргинца. Дело дошло до того, что некоторых муфтиев, выбирали сроком на один день. То есть получилась некая карусель. В то время король Саудовской Аравии Фахт ибн Абдул Азиз – прислал для мусульман Северного Кавказа один миллион экземпляров Корана. Мы также обратились с тем, чтобы и нам выделили книги, на что у нас спросили, откуда мы и есть ли у нас ДУМ. Мы ответили, что со Ставропольского края2, а ДУМ у нас - нет.

В то время в Чечено-Ингушетии уже было Духовное управление мусульман, в Дагестане и даже в Кабардино-Балкарии. Не было только в Ставропольском крае. У нас было только 19 мечетей, мы собрали всех имамов и организовали Исламский центр как Духовное управление. В 1991 году его переименовали в Духовное управление мусульман Ставропольского края, а когда Карачаево-Черкесия окончательно отделилась, организация была названа как ДУМ Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.

- С какими проблемами Вы столкнулись в первоначальной работе Исламского центра?

- С первых дней существования организации, мы столкнулись с тем, что в мечетях работали преимущественно люди преклонного возраста, то есть старики. У них не было грамоты. Конечно, они могли совершать какие-то обряды, но они не могли правильно читать и делать правильный перевод. То есть мы столкнулись с потребностью в медресе.3

- И тут появилось первое мусульманское училище в республике?


- Да. В 1993 году, нам выделили помещение бывшего детского садика в городе Черкесске по улице Коста Хетагурова, д.101. Помещение на тот момент пустовало, мы его переоборудовали под классы и под общежития. С тех пор у нас появилась возможность обучать людей уже внутри республики. Так был создан Исламского института имени имама Абу-Ханифа. Так повелось, что у нас государство не поддерживало подобные направления в финансовом плане, и все приходилось делать своими руками. Ездили, просили: у кого - картофель, у кого – пшеницу. Кто как мог, тот так и помогал кормить студентов. Позже пригласили преподавателей из Египта.

- Какие дисциплины преподавались в институте в то время, и какие преподаются сейчас?

- Сейчас, как и со дня основания института, в нем преподается религиоведение, Коран, толкование Корана, изречения Пророка и их толкования, арабский язык, грамматика морфология, история.

- По какой программе работал институт?

- Вместе с Исмаилом-Хаджи Бостановым мы взяли за основу программу медресе "Мир-Араб" в Бухаре, в котором мы сами учились. В то время это было единственное медресе в Советском Союзе, где обучали религии. Студенты из Средней Азии и Татарстана4 поступали именно туда, а годовой набор был не более 10 человек. Отбирали людей согласно указу Иосифа Сталина, чтобы в медресе обучалось не более ста человек. Это указ существовал и работал до развала Советского Союза. После, 80 человек из ста остались в медресе, а остальные 20 перешли в Высший Исламский институт имени имама Абу Ханифы, созданный в Ташкенте.

- За 16 лет существования, какую репутацию приобрел Исламский институт, возглавляемый Бостановым, в исламском мире?


- Я не знаю, кто как считает, но я уверен, что кроме пользы этот институт ничего другого за время своего существования не принес. Так у самого Бостанова не было даже своего бизнеса, он занимался только образованием.

- Назначен ли уже новый ректор института?


- Нет. Пройдут поминки, только потом мы соберем президиум и назначим ректора. Сейчас те люди, которые там работают, продолжают работать в прежнем режиме.

- Есть ли вероятность того, что в скором времени Исламский институт может прекратить свое существование в Карачаево-Черкесии?

- Нет. О закрытии института не может быть и речи. По-крайней мере, я буду стараться, чтобы этого не произошло. Мы и переименовали институт потому, что мы будем продолжать дело, которым занимался Исмаил-хаджи Бостанов. Этот институт нужен и Карачаево-Черкесии, и Ставропольскому краю, нужен он и Адыгее, потому что там нет подобного заведения, и студенты из Адыгеи учатся здесь в нашем Исламском институте.

- С чем можно связать убийство Бостанова?

- Я его не могу связать ни с чем. Если бы мы слышали, что ему угрожали, мы, могли бы сделать какие-то выводы. Так, например, до убийства имама Кисловодска Абубакира Курджиева, ему угрожали, и он говорил об этом. А убийство Бостанова для всех нас прогремело как гром среди ясного неба. Это просто оскорбление для мусульман. Убийцам было не сложно его убить – он всегда ездил один и без охраны.

- Но ведь в тот же 2006 год, в год убийства имама мечети Кисловодска, на Бостанова тоже совершалось нападение...

- Да нападение было, но на тот момент Бостанов занимался организацией хаджа и собирал паломников. Нападение случилось непосредственно перед поездкой. Видимо кто-то думал, что у него есть деньги, и нападение было с целью ограбления, но денег, которые ожидали получить грабители, они не нашли. По крайней мере, тогда я думал, что все же это нападение было с целью ограбления, а не с целью убийства. Это был очень тяжелый случай и Бостанов сильно изменился после него. Он даже перестал носить с собой сотовый телефон. Когда я спрашивал его, почему он не носит телефона, он отвечал, что так ему спокойнее. Но он никогда ничего не говорил о том, чтобы ему кто-то угрожал.

- Обещал ли министр по делам религии Турции во время своего визита в институт как-то поддержать его?

- Да, Али Бардакоглу предложил и пообещал построить отдельное здание для девочек, - как и положено по шариату.5 Хотя там отдельные входы, ребята и девушки пока обучаются в одном здании. Кроме того, был разговор о строительстве отдельного зала для молитв и студенческой мечети на территории института.

- А как будет осуществляться само строительство? Будут ли выделены деньги или строительство будет вестись турецкими специалистами?

- Пока еще этот вопрос не решен. Я не знаю, будут ли они помогать деньгами или нет. Единственное, о чем мы попросили турецкую делегацию, - это, чтобы они дали нам красивый проект для соборной мечети, потому что в Черкесске до сих пор таковой нет. Они нам пообещали прислать архитектора, который этот проект разработает.

- Но известно, что президент Чечни Рамзан Кадыров, также предлагал проект соборной мечети ранее. Какова судьба этого проекта?

- Да, он предлагал и проект мечети, как и предлагал сам построить соборную мечеть в Карачаево-Черкесии на свои деньги. Но в то время часть жителей республики возмутилась тем, что мечеть будут строить соседи. Люди спрашивали: "Зачем нам чеченец, - мы, что сами не можем построить мечеть?", - то есть имели место высказывания подобного рода, и строительство так и не началось, хотя по шариату я не имею право отказывать в этом деле никому.

Строительство мечети - это богоугодное дело. Кто хочет – тот и строит. Кем бы он ни был, я не имею право отказать. Например, у нас, в ауле Псыж строительство мечети начал Борис Березовский, - но он её не достроил, бросил это дело и уехал за границу. Мечеть простояла так несколько лет, сейчас уже сами жители собрались и достраивают ее своими силами.

На самом же деле Рамзану Кадырову в разговоре я просто как-то рассказал о том, что в Черкесске нет соборной мечети, и что я обратился к Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в строительстве. На что Кадыров сам предложил: "Зачем вы Путина просите, я вам построю мечеть". Все началось с обычного разговора, но, когда дело дошло до строительства, оказалось, что в центре города нет подходящего участка земли.

- Если Вы обратились с просьбой о проекте, значит на сегодняшний день вопрос с земельным участком решен?

- Сейчас президент Борис Эбзеев пообещал нам помочь с местом. Определили участок в центре города, рядом с драматическим театром. Сейчас там находится автомобильная стоянка6. То есть с участком определились, но оказалось, что теперь уже нет проекта. Турецкая сторона пообещала прислать архитектора, который разработает мечеть по турецкому стилю.

- Почему выбран именно турецкий стиль?

- В мире есть два стиля мечетей: арабский и турецкий. И как мне кажется, нам самим выдумывать ничего не стоит. Наши архитекторы пытались разработать проект сами, но эта попытка не увенчалась успехом. Так, был начерчен проект четырехугольного здания с одной стороны которого, была раздевалка, с другой – кабинет, с третьей – туалет и так далее. Внутри мечети ничего этого быть не должно. Все вышеперечисленные атрибуты должны находиться за ее пределами. То есть проект сам по себе был неудачным, и мы именно по этим причинам обратились к турецкой стороне помочь нам с проектом. Мы сказали, что денег не просим, отказывать им тоже ни в чем не будем, кто хочет делать что-то во имя Аллаха, он имеет право это делать.

- Есть ли еще программы сотрудничества с Турцией?

- В Турции есть специальные программы, которые работают и в США, и в Африке, и в других странах. Например, в Европе есть люди, которые сами не могут совершить жертвоприношение на Курбан-Байрам,7 просто потому, что у них нет таких условий. Эти деньги передаются в Турцию, а те в свою очередь передают деньги тем, кто может совершить жертвоприношение. Так, несколько лет тому назад, они прислали деньги, мы закупили овец и раздали людям, которые не могли позволить себе купить овцу на праздник. Естественно, эти люди благодарили Всевышнего, и тех людей, кто оказал милость. То есть это своего рода программа пожертвований, - так вот именно эту традицию, и хочет возродить турецкая сторона. Есть также программа повышения квалификации имамов. Мы отправляем в Турцию людей, которые знают религию, и там, на протяжении нескольких недель или месяцев, они углубленно изучают толкование Корана, - оно ведь, на самом деле, очень обширное.

- На каких условиях обучаются эти студенты?

- Все оплачивает принимающая сторона: и дорогу, и питание, и проживание. Курсы самые разные - от недели, до нескольких месяцев. Так, в последней беседе нас уверили, что, если будут желающие обучаться сроком на полгода или год, то и на эти условия турецкая сторона готова пойти. То есть поле деятельности расширяется.

- По Вашей оценке, - каково положение религии в Карачаево-Черкесии на данный момент? И на чем основано Ваше мнение?

- Как мне кажется, с каждым днем становится все лучше и лучше. Это проявляется хотя бы в том, что в мечетях больше представителей молодого поколения. Несколько лет тому назад в регионе была какая-то мода на религию, и все ходили в мечеть, что называется, толпами. Тогда же желающие учиться приходили в медресе. Но обучение требует от человека, чтобы он постоянно занимался, выполнял учебные задания, и те, кто не выдерживали, стали уходить, оставались только те, у кого, действительно, была сильная вера. И вот этих ребят с каждым годом становится все больше и больше. То есть хочу отметить еще раз, что мода на религию прошла.

- Какие религиозные течения есть в республике: "хариджиты", "салафиты", "ваххабиты"?

- Что касается "ваххабитов", то они были в то время, когда федеральная власть была слаба. Я имею в виду годы президентства Бориса Ельцина. Именно в то время они появились и развязали войну в Чечне. И нет сомнения том, что если бы нефть была у нас, то и война была бы у нас тоже. Нас Бог миловал, тем, что не наделил нас нефтью, хотя у нас есть необычайно красивые курортные места.

Я не видел еще ни одного человека в республике, который бы сказал, что он относит себя к "хариджитам", "ваххабитам" или еще каким-то "салафитам". Но ходят разговоры о том, что все течения, которые существуют, есть и у нас в республике. Они ведь приносят и распространяют свою литературу, брошюрки печатают.

- Как часто можно встретить такую литературу в КЧР?

- Даже и не знаю. Но известно, что ее приносят и раздают бесплатно. Её можно встретить иногда и на поминках, и на похоронах. Смотришь - лежит на машине где-нибудь стопка брошюр. Спросишь: "кто положил?", - отвечают, что не знают кто, - мол, просто положили и ушли.

Точно так же эта литература приносится и в мечети. После пятничной молитвы выходишь из мечети8, смотришь, - там брошюрки лежат. Начинаешь читать: вроде бы все хорошо, как в Коране. Но обязательно что-то свое припишут, например: "джихад – это обязанность мусульманина. Если ты убьешь неверного, то ты получаешь благодеяние от всевышнего". Должен сказать, что этого вообще нет в исламе, а они вот такими "приписками" сбивают людей с пути. Сейчас этого меньше, чем несколько лет назад, но есть.

- Чем отличаются эти течения друг от друга, от каких из них исходит наибольшая опасность, и в чем она заключается?

- Все течения, кроме традиционной религии – опасны. Есть "традиционный" ислам, пришедший к нам и являющийся основой. В нем четыре мазхаба, четыре течения. Больше там ничего нет.

Изначально религия разделилась на два лагеря: сунниты и шииты. У шиитов – одиннадцать течений, но их у нас нет. Представители этих течений есть в Азербайджане, Иране, Ираке и так далее. Все остальные в основном относят себя к суннитам. У суннитов два мазхаба: Абу-Ханифа и Шафии. Если говорить конкретно о народах, то мазхаба Абу-Ханифа придерживаются народы Карачаево-Черкесии и татары. А вот мазхаба Шафии придерживаются народы Дагестана, Чечни, Ингушетии. Разница между этими двумя мазхабами небольшая. Например, если мусульманин взял омовение перед совершением намаза, то по мазхабу Абу-Ханифа омовение "ломается" если человек сходит в туалет или же у него на коже выступит кровь, а по мазхабу Шафии – омовение "не ломается", если на кожу человека попала кровь. Совершая молитву по мазхабу Абу-Ханифа мусульмане только один раз поднимают руки, говоря "Аллаху Акбар"9; мусульмане, придерживающиеся мазхаба Шафии, поднимают руки каждый раз, когда произносят "Аллаху Акбар". Вот такие различия есть, но в целом они незначительные, и в идеологии различий нет.

Существует еще два мазхаба – Маликитский и Ханбалитский. Мусульман этих направлений у нас нет, они больше распространены в арабских странах и в Африке. У них также есть свои отличия, но опять же незначительные. Вот все эти направления – они традиционные, а те, кто начинают придумывать себе разные названия, называя себя "саллафитами", "ваххабитами", "хариджитами", - они все уже отходят от веры.

То, что ниспослано от Всевышнего - Коран. Его до нас донес Пророк. То, что Пророк говорил – мы это называем Сунной. А мазхабы – это дороги. Один имам10 сказал: "делайте вот так". Другой имам сказал: "сделайте так и будет лучше" Третий сказал": "а мне кажется, что вот так лучше". То есть каждый трактует Коран11 по-своему. Но после четырех имамов собрались улемы12 и сказали, что "больше ученых не будет, которые смогли бы что-то новое внести в религию". Ведь каждый раз мы только удаляемся от истины, - именно тогда был принят традиционный ислам, которого и следует придерживаться.

- Вы сказали о том, что эти течения все же проявляют себя на похоронах и поминках, появляется литература в мечетях13. А откуда, на Ваш взгляд, вообще на территорию Северного Кавказа пришли эти течения?


- Кто его знает, откуда они взялись... Знал бы, откуда - заткнул бы. Мне кажется, что все это появилось тогда, когда с развалом Союза открылись границы, и разрешили всем подряд их пересекать, Тогда я просил Бориса Ельцина не пускать в Россию всяких сектантов. Ведь, по-сути, все эти течения, как и в христианстве, являются сектами. Тогда Ельцин мне ответил: "Нет, мы - демократическое государство, мы подписали международную конвенцию по правам человека и мы не имеем права кого-то не пускать, - пусть приходят". Поэтому все это пришло к нам из-за границы.

- А как по внешним признакам можно определить человека, принадлежащего к "исламской" секте?

- Практически никак. Он будет вести себя скрытно. Просто у него есть идеология, которую он будет пропагандировать, так как он убежден, что так лучше. И наша работа заключается в том, что бы разъяснять суть религии людям. Вот почему мы на протяжении стольких лет и прикладываем все силы для работы в исламском институте. Я уверяю вас: будет больше грамотных людей – все эти течения уйдут.

- Вы остались без заместителя. Как будет решаться этот вопрос? Есть ли кандидаты?

- После поминок Исмаила-хаджи Бостанова мы соберем президиум и назначим временного заместителя. Кандидатов у меня пока нет, да и человек этот все равно будет назначен временно. Постоянного заместителя определят на съезде мусульман, который состоится не ранее, чем через полтора года.

29 сентября 2009 года

С Исмаилом Бердиевым беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Бэлла Ксалова.

Примечания:

  1. В исламе - школа шариатского права. Насчитывается шесть мазхабов. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Один суннитский мазхаб - захиритский - ныне полностью исчез. У шиитов распространён джафаритский мазхаб.
  2. Карачаево-Черкесия вышла из состава Ставропольского края 30 ноября 1990 года, только 9 декабря 1992 года став Карачаево-Черкесской Республикой. (Здесь и далее - прим. корр. "Кавказского узла")
  3. Мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.
  4. В те годы — Татарская АССР.
  5. Шариат - "(правильный) путь", "образ действия", в буквальном смысле означает "водопой", "источник" - совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как "вечное и неизменное" божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.
  6. Если брать за ориентир улицу Ленина, то автостоянка, о которой идет речь, находится за зданием известным в городе как бывшая обувная фабрика.
  7. День жертвоприношения - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Авраама и через 70 дней после праздника Рамадан.
  8. Именно в этот день в мечетях наибольшее скопление людей.
  9. "Аллаху акбар" (или "Аллах акбар") - арабское выражение, означающее: "Бог - самый великий".
  10. В исламе - духовное лицо, которое заведует мечетью.
  11. Религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства.
  12. Собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама.
  13. На территории ДУМ Ставропольского края и Карачаево-Черкесии 157 действующих мечетей.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

24 апреля 2024, 02:29

24 апреля 2024, 01:30

24 апреля 2024, 01:06

  • Ростовские тюремные врачи пытаются убедить суд в ненадежности потерпевших

    Сотрудники ростовской туберкулезной больницы ФСИН, которые обжаловали приговор по делу о пытках пациентов, назвали недостоверными показания потерпевших, сославшись на их заболевания, сообщил адвокат Рустам Ханмурзаев. Диагнозы потерпевших не дают оснований для отмены решения суда, указал правозащитник Олег Сокуренко.

24 апреля 2024, 00:27

  • Утвержден приговор журналисту Авазу Зейналлы

    Апелляционный суд в Баку отказался изменить приговор руководителю "Хурал ТВ" Авазу Зейналлы и второму осужденному Эльнуру Шукюрову. Защита обоих обвиняемых намерена обжаловать решение в Верховном суде Азербайджана.

23 апреля 2024, 23:28

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей