28 мая 2007, 15:03

"Новая газета": президент Чечни не хочет отпускать на покой полковников, разбогатевших на войне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Как пишет сегодня «Новая газета», Рамзан Кадыров предлагает разбогатевшим на войне полковниками два варианта: либо отдать награбленное и уйти на покой, либо отстроить дома другим чеченцам. Однако предложенная альтернатива  - не широкий жест мудрого президента: многим высокопоставленным лицам  в Чечне известно, какими средствами разбогатели посредственные работники правоохранительных органов.

«Коммерческий цинизм двух чеченских кампаний не сравним ни с чем. Противнику продавали не только оружие, причем самое современное, которого не имела даже Российская армия (во время одной из операций в 1996 году у боевиков был изъят БТР-90 - опытный образец), но и людей: солдат и офицеров. Противник на этом сколотил капитал, который частично шел на поддержание войны, частично - в карман», - пишет автор статьи.

Как сообщает газета, особенно отличалась торговлей человеческим товаром 58-я армия: 19-я дивизия (Владикавказ) и 136-я Буйнакская (Дагестан) бригада. Продажа солдат боевикам из Чечни своего расцвета достигла в 1998-1999 годах при командующих 58-й армией генералах Сидякине и Шаманове. (Сейчас  генерал-полковник Владимир Шаманов возглавляет Комиссию при президенте России по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, которая поиском пропавших в Чечне фактически не занимается.)

Летом 1998 года в Буйнакской бригаде установлен рекорд: за один раз продали боевикам  сразу десять военнослужащих. До этого рекорд принадлежал Назрановскому (Ингушетия) погранотряду: в апреле того же года были похищены сразу восемь пограничников.

А во Владикавказе умудрялись продавать бойцов даже из госпиталей. И в Махачкале двух солдат внутренних войск украли прямо из 1-й городской больницы, где их готовили к операции.

В некоторых случаях удалось доказать, что торговцами были сослуживцы: в той же Буйнакской бригаде, например, солдат, продававший своих, получал за каждого по триста рублей.

Но были и другие ставки, отмечает издание: военнослужащая МЧС Ингушетии Радимхан Могушкова просила за похищенных солдат тысячи долларов. Работа шла по принципу семейного подряда. И в итоге она вместе с сыном Адамом перешла от торговли солдатами к продаже их матерей и журналистов. В их сетях побывали военный корреспондент «Московских новостей» Дмитрий Бальбуров, самарский журналист Виктор Петров, активистка женского движения Светлана Кузьмина.

На еще более высоком профессиональном уровне была поставлена работа в Северо-Кавказском РУБОПе (Нальчик). Там борцы с организованной преступностью умудрились продать двух своих коллег: полковника Шапкина и подполковника Шартанова. Тайну этой сделки знает в подробностях бывший начальник Северо-Кавказского РУБОПа генерал-майор милиции Руслан Яшугаов. Кстати, продали полковников заместителю террориста Радуева Вахе Джафарову, а держали их в грозненском доме на тот момент министра внутренних дел Ингушетии Дауда Коригова. Он дружил с Джафаровым, наведывался частенько в свой дом в Грозном и похищенных своих коллег там видел.

 «Столь пространное вступление необходимо потому, что очень часто меня спрашивают: откуда в Чечне у местных «олигархов» взялся стартовый капитал? Отсюда, помимо торговли самопальной нефтью. Распил бюджетных денег - это уже второй этап обогащения и концентрации капитала. Знает ли кто-нибудь об этом? Да все. Как и о том, что не последнее место в списке богатых людей республики занимают высокопоставленные офицеры правоохранительных органов», - пишет автор статьи.

Рамзан Кадыров, например, проезжая по Урус-Мартану, вдруг заметил среди обычных сельских домов прекрасный дворец из красного кирпича и спросил: «Кому принадлежит этот богатый замок?». Ему отвечают: «Этот дом за высоким и мощным забором принадлежит обычному полковнику чеченской милиции Султану Сатуеву».

«Я достаточно хорошо знаю Султана Сатуева с первой чеченской кампании. Когда многие чеченские милиционеры воевали в августе 1996 года с боевиками, он отсиживался в аэропорту «Северный». А во вторую войну, уже после того как купил квартиру в Москве, вдруг взлетел по карьерной лестнице: стал заместителем министра внутренних дел республики. И процветал на этой должности семь лет. Не знаю, как он объяснял Рамзану Кадырову, на какие деньги он построил дворец в Урус-Мартане и дом на одном из курортов Кавказских Минеральных Вод, но президент оценил коммерческие таланты Сатуева и недавно назначил его гендиректором Грозненского аэропорта», - говорится в материале газеты.

Далее автор говорит о полковнике Леме Магомадове, который  до недавнего времени считался «вечным» начальником ГАИ Чечни. И в первую, и во вторую войну он возглавлял эту контору.

«В августе 1996 года я с разведбатом 205-й мотострелковой бригады как раз стоял против боевиков в районе республиканской ГАИ. 18 августа, когда генерал Пуликовский объявил свой теперь уже исторический ультиматум, полковник Магомадов приказал своим гаишникам покинуть позиции. И ГАИ тут же подверглась беспощадному разграблению сначала российскими солдатами, а потом боевиками. Тогда, в августе 96-го, найдя в аэропорту полковника Магомадова, я упросил дать мне нескольких подчиненных для охраны здания и находившихся там документов. Те пятеро мужественных офицеров оставались со мной до конца, пока федеральное командование не приказало нам оставить позиции», - сказано в статье.

Полковник Лема Магомадов и его братья за годы войны отстроили себе дворцы в родовом селении Алхан-Юрт. Имеют квартиры в Грозном и в Москве, на престижном Кутузовском проспекте, дома на курортах Кавминвод.

Став президентом республики, Рамзан Кадыров высоко оценил коммерческую жилку и полковника Магомадова, назначив его вице-премьером правительства республики.

Полковник Ахмед Хасамбеков возглавлял структурные подразделения Северо-Кавказского РУБОПа. В первую войну его подчиненные таскали чеченцев в печально известный РУОШ (Региональное управление оперативных штабов МВД России). Потом за похищенных требовали деньги. Таскали людей, как правило, по ночам люди в масках, а затем, уже днем, люди в погонах предлагали свои услуги за выкуп живых и мертвых.

Во время августовских боев 1996 года Хасамбеков вообще куда-то исчез. Накануне 6 августа все знали о готовящемся захвате боевиками Грозного, и начальник спецподразделения МВД полковник Хасамбеков обязан был знать об этом в первую очередь. Но вот пропал. Кстати, атаковали хасамбековский РУБОП боевики его односельчанина - бандита Арби Бараева. Было захвачено почти все оружие хасамбековского подразделения.

После первой войны полковник Хасамбеков объявился в Нальчике на высокой должности в Северо-Кавказском РУБОПе. Он возглавил отдел, который должен был заниматься освобождением заложников.

«Ко мне тогда обращались многие несчастные люди с жалобами на офицеров милиции, которые выдвигают коммерческие предложения по поводу похищенных и убитых родственников», - пишет автор.

Полковник Хасамбеков не забыл своих сослуживцев по Грозному. Он возвращал их в строй при одном условии: если человек возвращает свой автомат, похищенный некогда бараевцами. Кто-то выкупал у бандитов свое оружие, но, как правило, покупали автоматы на рынке - не важно, что номера не совпадали.

Восьмой год второй чеченской кампании полковник Ахмед Хасамбеков возглавляет в Чечне так называемое ОРБ-2 (оперативно-розыскное бюро №2 — прим. "Кавказского узла"), не подчиняющееся МВД Чечни. Эта контора имеет сегодня самую страшную репутацию, именно здесь бесследно исчезли десятки людей.

Сегодня Ахмед Хасамбеков - один из самых богатых полковников не только Чечни, но и России и претендует на то, чтобы в ближайшее время стать одним из самых богатых генералов МВД. В отличие от его коллег - полковников Сатуева и Магомадова - он не собирается пока изменять милицейской карьере, пишет газета.

 «Многие из тех, о ком я рассказал, и из тех, о ком не стал, давно мечтают уйти на покой. За две войны они смогли сколотить себе капитал. Но Кадыров - современный руководитель, ему не нужны новички-голодранцы, и потому отпустить боевых офицеров он может - как жалуются сами потенциальные отставники - лишь с одним условием: отдай награбленное или построй дома другим чеченцам.

Такой продвинутый менеджмент...», - заключает автор.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

26 апреля 2024, 10:08

26 апреля 2024, 09:17

  • Кубанские станичники продолжили борьбу против мусорного полигона

    Жители станицы Советская Новокубанского района приняли решение выйти 28 апреля на митинг против мусорного полигона, который власти планируют обустроить около станицы, несмотря на наличие краснокнижных растений и объектов культурного наследия. В это место планируется свозить мусор сразу из 15 поселений. Если власти одобрят этот проект, то ситуация обернется экологической катастрофой, отметили экологи и активисты.

26 апреля 2024, 08:33

  • В суде по делу Инала Джабиева озвучены показания о пытках

    На процессе по делу о смерти Инала Джабиева озвучены показания потерпевшего Герсана Кулумбегова, который рассказал следствию, что 23 августа 2020 года был доставлен силовиками в прокуратуру, а затем в ИВС, подвергся жестокому избиению и под давлением дал показания. Находящиеся на скамье подсудимых силовики отвергли его обвинения.

26 апреля 2024, 07:59

26 апреля 2024, 07:04

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей