В карабахском мирном процессе новые лица
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ряд мирных инициатив по карабахскому конфликту либо оживляют вялый мирный процесс, либо подключают к нему структуры, у которых нет никакого опыта и знаний о конфликте, тем самым еще больше затрудняя урегулирование. Правда, зависит это от того, с какой из сторон конфликта вы беседуете.
За последние полгода в карабахском урегулировании наблюдается активизация усилий посредников. Дипломатам трех стран, сопредседательствующих в Минской группе ОБСЕ США и Франции) удалось оживить регулярные встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении. И хотя серия встреч двух министров, начавшаяся в Праге, не представляет собой серьезные официальные переговоры, посредники Минской группы надеются, что в 2005 году эти встречи именно к ним и приведут.
В то же время к процессу подключились и другие международные структуры. В ноябре Азербайджану удалось поднять вопрос Карабаха на заседании Генеральной Ассамблеи ООН - впервые за много лет. В январе 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы в Страсбурге собирается обсуждать проект резолюции по конфликту. Даже Пентагон в первой половине 2004 года хоть и на короткое время, но проявил интерес к Карабаху.
Все это, возможно, не удивительно, если учесть что за 10 лет, прошедших с момента подписания прекращения огня между армянскими и азербайджанскими войсками, мирного соглашения достичь так и не удалось. В Азербайджане, на котором нерешенный конфликт отражается больше всего - особенно с учетом оккупации его территории и числа беженцев - актуальность вопроса ощущается больше всего.
Однако стороны конфликта придерживаются совершенно различных взглядов на то, как должны участвовать в поиске урегулирования другие международные организации.
Выступая 13 декабря в Королевском институте международных отношений в Лондоне, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку пытается напомнить миру о карабахском конфликте.
"Международные организации - не только та, что непосредственно работает над урегулированием, Минская группа - такие как Европейский союз, Совет Европы и ООН - могут и должны играть более активную роль", - сказал президент.
По словам Алиева, он привержен принципу мирного урегулирования конфликта, однако при этом бросил фразу, прозвучавшую, как завуалированная угроза: "Мы привержены мирному процессу, однако нашему терпению есть предел".
Новый импульс посредническим усилиям придало назначение в апреле 2004 года на пост главы МИДа Азербайджана Эльмара Мамедъярова. Активный и деятельный дипломат Мамедъяров, как и его армянский коллега Вартан Осканян, свободно владеет английским языком и гораздо более инициативен, чем его предшественник.
В беседе с IWPR по телефону из Баку Мамедъяров сказал, что написал письма в ООН, Совет Европы и координатору Евросоюза по внешнеполитическим вопросам Хавьеру Солане.
"Азербайджан не раз заявлял о своей приверженности мирному процессу в рамках Минской группы, - сказал министр. - Однако последние по времени переговоры уперлись в обмен мнениями внутри Минской группы".
"Мы хотим, чтобы этот конфликт оставался в поле зрения международного сообщества", - добавил министр.
Главным пунктом стратегии Азербайджана стала попытка добиться принятия новой резолюции ООН по Карабаху вслед предыдущим четырем резолюциям, принятым во время активной фазы конфликта в 1993-94 годах. Во всех четырех резолюциях содержится призыв к выводу армянских сил с территории Азербайджана. Резолюции также призывали обе стороны к прекращению огня, но те призыву не вняли.
Армения назвала запрос Азербайджана в ООН "ошибкой". Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил IWPR в письменных ответах на вопросы, что "Азербайджан не может с одной стороны вести переговоры, а с другой пытаться изолировать тот или иной вопрос урегулирования и проталкивать его по отдельность на том или ином международном форуме".
Отметив, что он не желает исключать любую серьезную заинтересованность в помощи урегулированию конфликта, Осканян, тем не менее, предупредил: "Нам кажется, что необходимо оставаться в рамках испытанных структур, где накоплены информация и опыт, и сохранить фокус на решении главного вопроса, а не пытаться переключить внимание на второстепенные вопросы".
Обсуждение в ООН 23 ноября, после вмешательства посла США Сюзан Мур от имени сопредседателей Минской группы ОБСЕ было отложено на неопределенное время.
22 ноября в интервью радио "Свобода" американский сопредседатель Стивен Манн, хотя и не выступил с открытой критикой инициативы Азербайджана в ООН, однако при этом высказал сомнение, что она поможет мирному процессу. "Важно то, что... все зависит в первую очередь от самих сторон конфликта. Для урегулирования необходима политическая воля Армении и Азербайджана", - сказал он.
Побочным результатом ооновской инициативы, скорее всего, станет ознакомительная поездка в рамках ОБСЕ в семь оккупированных районов Азербайджана, которые находятся полностью или частично под армянским контролем и находится вне оспариваемой территории Нагорного Карабаха.
Азербайджан требует проверки сообщений, что армяне заселяют оккупированные территории. Вардан Осканян не видит в этом проблемы: "Мы приветствуем ознакомительную миссию Минской группы и готовы помочь в ее работе".
В Армении резко отреагировали на проект резолюции, которую планируется представить на январском заседании ПАСЕ.
Проект резолюции был подготовлен докладчиком ПАСЕ представителем Великобритании Терри Дэвисом, а позже, когда в августе он стал Генеральным секретарем ассамблеи, завершен его коллегой Дэвидом Аткинсоном. В Армении вызвало недовольство то, что в документе конфликт представлен таким, каким его видит Баку, как конфликт между двумя государствами - Азербайджаном и Арменией. В Ереване его представляют иначе - как борьбу за самоопределение армян Карабаха.
В проекте резолюции, к примеру, говорится, что "сепаратистские силы все еще контролируют регион Нагорного Карабаха", и содержится предупреждение Армении, что "оккупация иностранной территории государством-членом представляет грубейшее нарушение обязательств государства, как члена Совета Европы".
В интервью IWPR в Лондоне Аткинcон сказал, что идея резолюции ПАСЕ видится ему как "введение парламентского измерения" в мирный процесс. Причем, по его словам, "основанием этому может служить то, что если к мирному процессу подключатся выборные представители обеих сторон, политики, представляющие интересы своих избирателей, могут выйти на первый план и помочь в устранении препятствий на пути к урегулированию".
По словам Аткинсона, инициатива в ПАСЕ не согласована с Минской группой, однако при этом он отметил, что не хотел бы мешать переговорам в рамках ОБСЕ. Он добавил при этом: "Я надеюсь, что все стороны займутся совместными поисками путей продвижения вперед там, где Минский процесс потерпел неудачу".
Аткинсон, который был назначен докладчиком по вопросу Карабаха в сентябре, сказал, что внес в проект резолюции лишь одну существенную поправку. Он добавил девятый пункт, "призывающий правительство Азербайджана установить контакты с политическими представителями обеих общин региона Нагорного Карабаха для обсуждения будущего статуса региона".
Баку наотрез отказывается вести переговоры с карабахскими армянами и готов вести переговоры лишь непосредственно с правительством в Ереване.
Сам докладчик является пожизненным вице-президентом организации "Всемирная христианская солидарность" (Christian Solidarity Worldwide), которую возглавляет член Палаты лордов британского парламента баронесса Кокс, известная многолетней помощью карабахским армянам. Сам Аткинсон ездил в Карабах из Армении в 1992 году. По его словам, в Азербайджане об этом знали, и возражений высказано не было.
Проект резолюции ПАСЕ подверг резкой критике в письме Аткинсону Владимир Казимиров, бывший российский сопредседатель Минской группы (1992-96 г.г.), посредничавший на переговорах 1994 года о прекращении огня. Письмо, датированное 3 декабря, было опубликовано 17 декабря агентством новостей "Регнум".
По словам Казимирова, в документе история конфликта описана очень избирательно, и виден ясный крен в пользу Азербайджана, а значит, нанесет ущерб процессу урегулирования.
"Вполне уместна тут клятва Гиппократа - "не навреди" переговорному процессу, ибо каждая сторона наверняка будет использовать любой перекос в своих интересах", - пишет Казимиров.
Рост интереса в мире свидетельствует о том, что нерешенный карабахский конфликт по меньшей мере не забыт. Вместе с тем, резко противоположные реакции на новые шаги заставляют предположить, что до достижения урегулирования пока еще очень далеко.
Томас де Ваал
Опубликовано 23 декабря 2004 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)