Юристы сочли исчерпанными способы обеспечить защиту Мусаевой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Чеченские силовики не реагируют на требования адвоката допустить его к Зареме Мусаевой, сообщил ее сын, сотрудник "Комитета против пыток"* Абубакар Янгулбаев. Недопуск адвоката к задержанной нарушает права их обоих, но обращения в российские суды или ЕСПЧ по этому вопросу вряд ли дадут результат, указали московские юристы.
Как сообщал "Кавказский узел", 22 января глава Чечни обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети, поддержке терроризма и организации избиения чеченского силовика в Турции. Он также призвал силовиков задержать и наказать всю семью или уничтожить, как пособников террористов. На фоне угроз судья Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Абубакар Янгулбаев покинул Россию еще до Нового года. 24 января Рамзан Кадыров заявил, что меры в отношении Янгулбаевых будут приниматься в рамках закона, отметив, что если они окажут сопротивление, то будут уничтожены. Кадыров также заявил, что сыновьям Заремы Мусаевой (Янгулбаевой) следует приехать в Чечню за матерью. Родных Заремы провоцируют на противозаконные действия, чтобы появился повод наказать их, считают аналитики. В регионе были случаи, когда в подобных ситуациях приехавшие мстить были убиты, отметили они.
"Комитет против пыток"* 20 января проинформировал, что супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева была в бессознательном состоянии увезена из нижегородской квартиры на машинах с номерами, код региона которых соответствовал Чечне. 21 января глава Чечни Рамзан Кадыров подтвердил, что женщина доставлена в Грозный, и заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января Европейский союз призвал освободить Зарему Янгулбаеву. Женщина арестована в Чечне, но адвокату не позволяют ее навестить.
Адвокат до сих не смог встретиться с Заремой Мусаевой, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник "Комитета против пыток"* Абубакар Янгулбаев. "Ему устно и без основной отказывают. Также ему отказывают в выдаче документов и не отвечают на ходатайства и заявления. Не отвечают на телефонные звонки", - сказал он.
По его словам, арест Мусаевой на 15 суток находится в процессе обжалования, но дата суда пока не известна. "Материалы дела нам ещё не предоставили. Власти закрылись от взаимодействия в правовом поле с её (Мусаевой) адвокатом и юристами", - сообщил Янгулбаев.
Он считает, что ни политическими, ни судебно-правовыми путями ситуацию изменить нельзя. "Юридические и политические механизмы соприкасаются и зависят друг от друга. К сожалению, если в стране такая политическая ситуация, то буква закона не будет работать. Однако это не значит, что мы должны опускать руки и мириться с тем, что имеем", - сказал Янгулбаев.
Юристы указали на ответственность силовиков за недопуск адвоката к Мусаевой
Недопуск адвоката к своему клиенту является нарушением прав как самого адвоката, так и его клиента, уверен московский адвокат Евгений Черноусов. "Это вмешательство в адвокатскую деятельность, а препятствование этой деятельности каким-либо образом запрещается, согласно пункту 1 статьи 18 Закона об адвокатуре (Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности запрещаются). Кроме этого, у задержанного есть законное право на общение с адвокатом. Если такая возможность не представляется, то это грубое нарушение статьи 48 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется право на получение юридической помощи с момента задержания", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Черноусова, адвокат имеет право встречаться со своим клиентом без каких-либо ограничений количества свиданий, это закреплено в статье 6 Закона об адвокатуре (о полномочиях адвоката). Ответственность за недопуск адвоката несёт руководство учреждения, где содержится задержанный, пояснил он. "Можно обращаться в суд с иском о признании действий руководства учреждения незаконным. Но практика показывает, что это не приводит к наказанию, никто из представителей правоохранительных органов за это ответственность не несёт", - отметил адвокат.
Согласно закону "О статусе судей в Российской Федерации", все судьи Верховного суда, в том числе республик, имеют неприкосновенность даже после отставки, сказал Черноусов. "Члены семьи не имеют неприкосновенность, но они находятся под особой защитой государства, согласно тому же закону", - подчеркнул он.
Согласно части 4 статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса, каких-либо разрешений для встречи адвоката с доверителем не требуется, сказал управляющий партнер адвокатского бюро "Плиев, Лепшаков и партнеры" Муса Плиев. "К сожалению, до сих пор нет специальной нормы в Уголовном кодексе в отношении воспрепятствования законной деятельности адвоката, это положение все ещё в проекте Минюста. Однако любое должностное лицо в случае превышения или злоупотребления им своих полномочий несёт ответственность на общих основаниях", - указал он корреспонденту "Кавказского узла".
Плиев сомневается, что Европейский суд по правам человека сможет помочь в вопросе допуска адвоката к Мусаевой. "Правило статьи 39 Регламента Европейского суда по правам человека касается исключительных случаев, связанных с угрозой жизни или здоровью. Не уверен, что Европейский суд по правам человека будет принимать обеспечительные меры по недопуску адвоката", - отметил юрист.
Европейский союз выразил озабоченность в связи нарушениями прав человека в Чечне и отсутствием реакции на это со стороны федеральных властей, говорилось в заявлении, опубликованном 22 января на сайте Европейской службы внешних связей. Суд призвал освободить задержанную и насильственно переданную в Чечню Зарему Мусаеву.
Он также подтвердил, что российские судьи пользуются неприкосновенностью. "Неприкосновенность судьи установлена статьей 16 Закона «О статусе судей», которая распространяется исключительно на него. В случае, если в занимаемом им жилье проживает его семья, то с учётом неприкосновенности его жилища, такой иммунитет будет распространяться и на всю его семью. Пожалуй, это единственное производное от неприкосновенного статуса судьи, которое касается прямо его семьи", - пояснил адвокат.
В декабре 2021 года о похищениях родственников в Чечне сообщали также правозащитник Абубакар Янгулбаев, блогеры Тумсо Абдурахманов и Минкаил Мализаев, основатель "Вайфонда" Мансур Садулаев и директор правозащитной организации Human Rights Center Ichkeri Аслан Арцуев. "Кавказский узел" составил по открытым источникам список из 62 фамилий похищенных родственников оппонентов чеченских властей. По состоянию на 26 января в списке удерживаемых после похищения остаются не менее восьми человек (двое родственников Халитова, двое родных Янгулбаева и четверо родных Арцуева). В список не включена Зарема Мусаева, которая была задержана, вывезена в Чечню, а позже арестована судом на 15 суток. Минкаил Мализаев сообщил "Кавказскому узлу", что все его родственники, которых ранее удерживали силовики, к 22 января были освобождены.
Почему новая волна массовых похищений в Чечне является частью системного преследования людей, которых власти республики объявили своими противниками, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Родственники как заложники: новая волна похищений в Чечне". Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.
источник: корреспондент "Кавказского узла"