21 декабря 2019, 03:38
Политологи назвали нецелесообразным для Грузии проект дороги в Чечню
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проект строительства дороги и пограничного перехода из Чечни в Грузию, который лоббирует Рамзан Кадыров, не несет экономической выгоды, но чреват политическими рисками, считают опрошенные "Кавказским узлом" политологи в Тбилиси.
Как сообщал "Кавказский узел", на пресс-конференции президента России в Москве 19 декабря журналист телекомпании "Грозный" Алхазур Керимов спросил, как Путин относится к проекту строительства дороги в Грузию через Чечню, о котором говорил Рамзан Кадыров. Путин не дал прямого ответа на этот вопрос, отметив, что пока "нет конкретно просчитанных планов".
В декабре 2018 года власти Чечни отчитались, что дорога из Итум-Кале в Шатили, соединяющая через Чечню Россию и Грузию, практически готова и помогла бы усилить товарообмен между двумя странами, в также Ираном и Арменией. Но власти Грузии отвергли существование плана строительства второго пограничного перехода с Россией.
Грузия не готова пойти навстречу инициативе Кадырова по сооружению дороги из Шатили в Итум-Кале, считает грузинский политолог Мамука Арешидзе. "Для Грузии нет сегодня никакой ни экономической, ни политической выгоды от проведения новой дороги с Россией, да и стоимость строительства дороги будет слишком высокой", - заявил он "Кавказскому узлу".
При этом Арешидзе отметил, что инициатива Рамзана Кадырова вполне могла бы вписаться в Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. "Эта стратегия была принята в 2010 году, и в ней особо отмечается, что "Автомобильные пограничные пункты пропуска с Азербайджанской Республикой и Грузией недостаточно обустроены", - сказал политолог. В документе не упомянута дорога Итум-Кале - Шатили, однако описаны планы обустройства ответвления международного транспортного коридора "Север - Юг" (от автомагистрали М-29) от Беслана на Грузию.
"В рамках развития международного транспортного коридора "Север - Юг" предполагается осуществление следующих инфраструктурных проектов: [...] реконструкция автодороги Алагир (М-29 "Кавказ") - Нижний Зарамаг до границы с Грузией (Транскавказская магистраль), что позволит обеспечить круглогодичное автодорожное сообщение с Республикой Южная Осетия", - говорится в документе.
Поскольку сообщение с Южной Осетией так и не открыли, Кремль может одобрить строительство дороги через Чечню, а это, в свою очередь, совпадает с желанием чеченцев, отметил Арешидзе.
"Там действительно есть проблемы общения с Грузией, особенно в зимний период, когда снегом там все завалит, - мы, конечно, это знаем. [...] это хорошая идея, но пока она в практических планах министерства транспорта отсутствует, хотя, повторяю еще раз, она известна, эта идея, и в принципе реализуема. Целесообразность реализации, безусловно, существует", - цитирует слова Путина о дороге из Чечни в Грузию 19 декабря ТАСС.
Вопрос открытия международного погранперехода важен для Кадырова: две вайнахские республики, Чечня и Ингушетия, не имеют сейчас погранпереходов, в отличие от Дагестана и Северной Осетии, у которых есть выходы на Азербайджан и Грузию соответственно, - а наличие международного транспортного сообщения является конкурентным преимуществом республик, пояснил политолог.
В Грузии с февраля 2019 года ведется ремонт 26-километрового участка дороги от водохранилища Жинвали до общины Магароскари, в 68 километрах от которой расположено село Шатили. "В этом году ремонт Жинвали-Магароскари еще не окончен - вы можете туда проехать, но там есть участки с плохим асфальтовым покрытием", - сообщили в департаменте автодорог министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии корреспонденту "Кавказского узла" по телефону.
Если столь небольшой участок дороги до сих пор не отремонтирован, то более длинный отрезок - 68 километров до села Шатили и примерно 30 километров до Итум-Кале - будет просто невыполнимым проектом, так как он проходит по сложному горному рельефу, отметил Мамука Арешидзе. "У Грузии нет никаких экономических и политических выгод от этого проекта. Есть определенные риски разного характера, но самое главное - нецелесообразность", - подытожил он.
Дорога Шатили - Итум-Кале могла бы быть полезной и для Грузии, и для Чечни, если бы "политика России в отношении Грузии не носила оккупационного характера", считает политолог Гела Васадзе. "Пока не будет гарантии, что по этой дороге вместо дружественного транспорта не пойдут танки, Грузия, конечно, не даст добро на эту дорогу", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Новая дорога через Чечню Грузии не нужна, поскольку современный уровень отношений России и Грузии не требует дополнительных коммуникаций, считает политолог Гела Хмаладзе.
"Эта дорога, возможно, нужна Кадырову для удовлетворения своих политических амбиций, России - для приобретения дополнительного рычага давления на Грузию, Армении - для дополнительной сухопутной дороги с Россией. Но для Грузии не видно, какую экономическую выгоду [от этого проекта] можно получить", - сказал Хмаладзе "Кавказскому узлу".
Сейчас автомобильное сообщение России и Грузии осуществляется по Военно-Грузинской дороге. Пропускные пункты "Верхний Ларс" и "Дарьяли" (бывший "Казбеги") на российско-грузинской границе работают круглосуточно, но во время ухудшения погоды могут быть временно закрыты, говорится в справке "Кавказского узла" "В Грузию на машине: как не застрять на КПП "Верхний Ларс".
Автор: Беслан Кмузов источник: корреспондент "Кавказского узла"