Покушение на Чумакова напомнило его родне о конфликте с баталхаджинцами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В истории с покушением на имама Хамзата Чумакова весомую роль сыграли члены вирда последователей Батал-Хаджи Белхороева, которым покровительствует окружение Рамзана Кадырова, заявили родные имама. Сами баталхаджинцы жалуются на гонения и не исключают массовой эмиграции за пределы России.
Как информировал "Кавказский узел", 2 октября стало известно о задержании двух человек, которые, по данным ФСБ, планировали подорвать религиозного деятеля в Ингушетии. В домах задержанных оперативники изъяли самодельные взрывные устройства и взрывчатые вещества. 3 октября "Коммерсант" сообщил, что покушение готовилось на имама Хамзата Чумакова.
Имам Насыр-Кортской мечети Хамзат Чумаков предположил, что покушение на него готовили ингушские преступные кланы, покровители которых находятся за пределами республики. Мечеть в Насыр-Корте работает в обычном режиме, отметил имам.
“К попытке покушения на имама могла привести безнаказанность”
К попытке покушения на Чумакова могли быть причастны некоторые представители одного из ингушских вирдов, заявил корреспонденту “Кавказского узла” на условиях анонимности один из родственников Хамзата Чумакова.
“У нас есть подозрения, что к попытке покушения причастны некоторые баталхаджинцы и их покровители из Чечни. Что касается возможной причастности к попытке покушения сторонников муфтията, то они, по нашему мнению, не способны на действия в подобном формате. Ранее было совершено покушение на Ису Цечоева, и задержанные говорили о причастности к покушению высокопоставленных чеченских чиновников”, - рассказал родственник Хамзата Чумакова.
С мнением о том, что к попытке покушения не причастны представители муфтията Ингушетии, у которых был конфликт с имамом, согласен и руководитель ингушского отделения Правозащитного центра “Мемориал” Тамирлан Акиев. Он отметил, что “в последнее время в адрес Чумакова не было открытой критики со стороны муфтията”.
“Я не думаю, что за покушением стоит руководство муфтията. У Чумакова, по моему мнению, также есть основания так не думать. Если говорить о муфтии — он сейчас оппонирует совсем другим людям”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Тамирлан Акиев.
При этом правозащитник полагает, что к попытке покушения на религиозного деятеля могло привести то, что в Ингушетии “до сих пор не расследованы предыдущие инциденты”. “Следственные органы до сих пор не раскрыли предыдущее покушение на Чумакова. Возможно, поэтому возникла ситуация, когда преступники из-за безнаказанности начали готовить новое покушение”, - заключил Акиев.
Баталхаджинцы - религиозно-общинная группа последователей Батал-Хаджи Белхороева, ингушского шейха, последователя шейха Кунта-Хаджи. Последователи Батал-хаджи действуют в Назрановском, Сунженском, Малгобекском районах, говорится в справке "Батал-Хаджи" в "Справочнике" "Кавказского узла".
“Баталхаджинцы и Чумаков регулярно критиковали друг друга”
По мнению одного из ингушских чиновников, у некоторых представителей клана возникли претензии к Чумакову в связи с тем, что он “уводит людей своими проповедями из-под влияния клана”.
“Многие члены клана начали примыкать к Хамзату Чумакову. Он очень жестко критикует баталхаджинцев, не называя их имен", - рассказал корреспонденту “Кавказского узла” на условии анонимности ингушский чиновник.
В свою очередь представитель религиозной общины в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” заявил о том, что Чумаков “критиковал представителей вирда за неправильное отправление религиозного культа”.
“Была критика в адрес друг друга. Так, например Чумаков высказывался о том, что неправильно произносить вместо слова “фатиха” слово “патиха” (аль-Фатиха - первая сура Корана, - прим. “Кавказского узла”). Он сетовал на то, что некоторые люди настаивали, что будут так говорить, несмотря на то, что это неправильно. В свою очередь баталхаджинцы все время обвиняют салафитов в том, что они уводят из-под влияния вирда людей”, - рассказал местный житель.
“Это один из небольших, но очень сплоченных вирдов”
На закрытость религиозного сообщества последователей Батал-хаджи Белхороева обратила внимание эксперт по Северному Кавказу Екатерина Сокирянская.
“Это скорее не клан, а религиозное братство, ответвление кадарийского тариката, образованное последователями шейха Батал-хаджи Белхороева, который был ингушским учеником чеченского шейха Кунта-хаджи Кишиева. Он распространял ислам среди ингушей, это один из небольших, но очень сплоченных вирдов. Также это один из самых мифологизированных вирдов, о нем много легенд, которые проверить сложно - ведь это одно из самых закрытых религиозных обществ”, - рассказала корреспонденту “Кавказского узла” Сокирянская.
Екатерина Сокирянская напомнила, что “среди ингушей вирд выбирается верующими самостоятельно или исходя из традиций семьи”.
“В Ингушетии вирдовая принадлежность - по выбору. В некоторых семьях есть слабое требование, что жениться нужно на представителях своего вирда. А у баталхаджинцев иначе - да, у них мужчина теоретически может жениться на девушке из другого вирда. Но вот женщин замуж за представителей других вирдов не выдают. Украсть девушку из этого вирда — это навлечь на себя страшную беду”, - отметила Сокирянская.
По словам эксперта, “внутри вирда последователей Батал-хаджи прослеживаются тесные экономические связи и внутривирдовая солидарность”.
“Члены вирда помогают экономически друг другу. Считается, что у них есть внутренний банк, используемый для взаимопомощи. Экономически это очень влиятельный вирд. Некоторые баталхаджинцы используют экономический и политический ресурс для лоббирования своих интересов во власти. Им приписывают владение целым рядом важных экономических объектов - крупным рынком в Назрани, заправками, заводом”, - рассказала эксперт.
Неформальной столицей баталхаджинцев считается село Сурхахи, где есть красивая мечеть и зиярат шейха - место поклонения, рассказала Сокирянская. При этом она указала на исторические связи вирда с Чечней.
“Шейх Батал-хаджи получил право распространять полученные знания от Кунта-хаджи Кишиева. И стал проповедовать после того, как Кунта-хаджи представил его ингушам. В то время они не имели своего наставника и ездили к Кунта-хаджи. Баталхаджинцы есть и среди чеченцев, и среди ингушей, но у них исторически серьезные связи и интересы с Чечней. Некоторые баталхаджинцы используются руководством Чечни для проведения своей политики в Ингушетии”, - высказала мнение Сокирянская.
Среди последователей Батал-хаджи нет практики прозелитизма - стремления обратить других в свою веру, рассказал в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” исламовед Денис Брилев.
“Баталхаджинцы - достаточно закрытая группа. Браки заключаются только между баталхаджинцами, разве что парень может взять в жены девушку не из вирда. Я бы не назвал баталхаджинцев этно-религиозной группой, разве что тейпо-вирдовой. Они не практикуют вовлечение в вирд сторонних людей. При этом религиозная консолидация у них является достаточно высокой, что тоже понятно, учитывая, что Батал-хаджи был одним из первых, кто принял тарикат от Кунта-хаджи. И это, как говорится, налагает особую ответственность”, - рассказал Брилев.
7 октября в Ингушетии после непродолжительной болезни скончался Султан Белхороев, старейшина религиозного направления (вирда) последователей Батал-хаджи Белхороева. В похоронах Султана Белхороева приняли участие представители из соседних регионов, присутствовали представители муфтиятов Чечни и Северной Осетии, высокопоставленные чиновники правительства и аппарата главы Ингушетии.
“Провокации по отношению к вирду переросли в организованные гонения”
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей руководства религиозно-общинной группы последователей Батал-Хаджи Белхороева относительно заявлений родственников Хамзата Чумакова. Между тем 13 сентября 2017 года Султан Белхороев направил письменное обращение к Владимиру Путину, пожаловавшись на массовые обыски, проведенные с 19 по 20 августа.
“В правоохранительные органы и ФСБ проникли представители экстремистских организаций”, - заявил в своем обращении Белхороев. По его утверждению, представители экстремистских организаций, работающие в силовых структурах, “на протяжении последних шести лет занимаются провокационной деятельностью в отношении членов вирда, фабрикуя в отношении них уголовные дела и запугивая”.
“Сейчас это переросло в организованные гонения в форме постоянно осуществляемых противоправных мероприятий в отношении лиц, принадлежащих к нашему вирду. Это выразилось в четырех десятках обысков проведенных с 19 по 20 августа в наших домовладениях, во время которых сотрудниками подложено оружие. Эти обыски сопровождались угрозами применения оружия в адрес женщин, детей и стариков, а также были изъяты значительные материальные ценности”, - заявил Белхороев в своем обращении, копия которого имеется в распоряжении “Кавказского узла”.
Белхороев отмечал в своем обращении, что “дестабилизация обстановки в Ингушетии в преддверии президентских выборов 2018 года может негативно отразиться на их итогах”. Также Белхороев подчеркнул, что действия силовых структур “подталкивают членов вирда к принятию решения о массовой эмиграции за пределы РФ”.
Ранее ингушские проповедники Хамзат Чумаков и Иса Цечоев подверглись резкой критике со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова. 2 февраля 2016 года Кадыров, в частности, заявил, что если Чумаков и Цечоев попробуют прочитать проповедь в Чечне, то "у них полетят головы". Нападки на проповедников также допустил муфтий Чечни Салах Межидов, который 21 июня 2016 года распространил видеообращение с критикой и оскорбительными высказываниями в адрес Хамзата Чумакова и Исы Цечоева.
Хамзат Чумаков пережил покушение 14 сентября 2010 года. Самодельная бомба взорвалась под его автомобилем в Назрани, имаму ампутировали ногу. Второе покушение на Чумакова было совершено 11 марта 2016 года в Назрани, где был взорван автомобиль, мимо которого проезжал имам, в результате пострадали четыре человека.
"Кавказский узел" отслеживает ситуацию в Ингушетии и ведет хронику происходящих там спецопераций, терактов и похищений людей. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Хамзата Чумакова.
источник: корреспондент "Кавказского узла"