Кавказоведы усомнились в дискредитации Тутаева после покаяния
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сторонники чеченского проповедника Шоипа Тутаева не отвернутся от него из-за того, что ему пришлось отказаться от своих взглядов и покаяться перед Кадыровым, считают опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы. Но власти добились того, что публичную деятельность Тутаев прекратит, считают они.
Как писал "Кавказский узел", проповедник Шоип Тутаев, уехавший из Чечни за рубеж и активно критиковавший Рамзана Кадырова, вернулся на родину и 10 августа на встрече с главой республики публично отказался от своих воззрений. Неделю после возвращения в Россию Тутаева удерживали силовики, на его теле есть следы пыток, однако после покаяния проповедника его семья отказалась от контактов с правозащитниками, сообщила глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
Ярлыкапов: в глазах последователей Тутаев от своих взглядов не отказался
Последователи Тутаева прекрасно понимают, что покаяние перед Кадыровым было для него единственно верным способом вернуться к семье, защитить родных и себя, уверен старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
"Последствия могли бы быть куда плачевнее. В случае отказа [от извинений перед Кадыровым] Тутаев мог вообще нигде не появиться. Люди, которые являются его последователями, понимают, с чем имеют дело, и вряд ли последуют разочарования", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт.
Действия Тутаева попадают под имеющееся в исламе понятие "такия", то есть благоразумное сокрытие собственных убеждений для того, чтобы избежать вреда, считает Ярлыкапов. Такие действия разрешены для мусульман независимо от того, к какому направлению ислама они относятся.
"Главное – чтобы вера оставалась в сердце. Выступить с извинением – мелочь. В ряде случаев мусульмане соглашались принять иную веру, чтобы сохранить себе жизнь. Разумеется, впоследствии следовал отказ от иной веры и соблюдение традиций ислама", – пояснил кавказовед.
Практика публичного покаяния, применяемая в Чечне, в действительности не дискредитирует раскаявшегося, считает Ярлыкапов.
"Люди остаются приверженцами собственных идеалов", - подчеркнул он.
При Рамзане Кадырове в Чечне регулярной стала практика публичного унижения и порицания местных жителей, выражавших недовольство удержаниями зарплат или критиковавших власть. Подобная практика призвана оказывать устрашающее воздействие на активистов, родственники которых в итоге также подвергаются давлению, заявляли опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Малашенко: Тутаев не решится снова критиковать Кадырова
С тем, что Тутаев не лишился поддержки своих сторонников после встречи с Кадыровым, согласен и член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
"Последователи, разумеется, сложившуюся вокруг их наставника плачевную ситуацию понимают", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Вместе с тем, чеченские власти, по-видимому, добились того, что Тутаев прекратит свою деятельность как проповедник, считает Малашенко. Продолжать публично выступать против Кадырова в Чечне Шоип-мулла не сможет, а если снова уедет за рубеж, то это поставит под угрозу его родственников.
Это означает также, что Тутаев не подтвердит совершение "такии" – ведь в таком случае ему придется признаться в обмане Кадырова.
"Кадыров любит тех, кто раскаивается, – это его "фишка". Дальнейшая судьба всех "раскаявшихся" неизвестна, они исчезают из информационного поля. Механизм публичного порицания работает на руку Кадырову, и если подобную "экзекуцию" не устраивать слишком часто (что, впрочем, происходит), то это толковый ход, который себя оправдывает", - отметил Малашенко.
Тутаев не является авторитетным проповедником
Деятельность Шоипа Тутаева не известна российским востоковедам, и он не является заметной фигурой в исламском поле, рассказал Алексей Малашенко.
"В противном случае о нем экспертное сообщество, поддерживающее контакты с заграничными проповедниками, разумеется, слышало бы", - закончил Малашенко.
С этим согласились и другие опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты, в том числа Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощин и журналист Forbes Орхан Джемаль.
Опубликованные на сервисе YouTube выступления Шоипа Тутаева имеют от двух тысяч до 58 тысяч просмотров. Проповеди, набравшие более 20 тысяч просмотров, были размещены на сервисе шесть-семь лет назад.
Ганнушкина: силовики отпустили Тутаева после запросов из СПЧ и офиса омбудсмена
Где находится Шоип Тутаев сейчас, доподлинно не известно, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. По ее словам, Тутаев и его родственники "полностью закрылись и отказываются от общения с прессой и правозащитниками".
После того, как Тутаев пропал при возвращении в Россию, Ганнушкина направила письма уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой и председателю Совета по правам человека при президенте России Михаилу Федотову. Те в свою очередь направили запросы в МВД, ФСБ и прокуратуру, но ответа не получили.
"У правоохранителей для ответа есть отведенное законом время – 30 дней. Официального ответа нет, но неофициальный есть – это возвращение Тутаева живым в семью", – сказала она.
Светлана Ганнушкина выразила уверенность в том, что проповедник "был отпущен силовиками исключительно после вмешательства высокопоставленных лиц – Москальковой и Федотова".
Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
источник: корреспондент "Кавказского узла"