03 ноября 2009, 20:35

"Article 19": в Азербайджане не улучшается информационная открытость

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня Международная журналистская организация "Article 19" провела в Бакинском Медиацентре презентацию отчета о положении дел в Азербайджане в области свободы получения информации. Отчет под образным названием "Время отменять шифры на замках" охватил четырехгодичный период (2005-2009 гг.).

Координатор проекта, старший программный офицер организации Натали Лосекут отметила, что проект реализован совместно с журналистским объединением "Yeni nasil" ("Новое поколение") и Институтом прав медиа (ИПМ) и ставил целью изучение состояния дел со свободой информации в Азербайджане. Проект охватил Баку, Гянджу и Сумгаит, и в ходе исследования были изучены вопросы получения ответов на информационные запросы в госорганы.

"Мы хотели, чтобы существующий закон о свободе получения информации не оставался на бумаге, а был реализован", - сказала Лосекут. Сам закон, по ее словам, "достаточно позитивный". Однако не разработаны механизмы его реализации.

В отчет вошли результаты опросов, запросов в различные министерства и ведомства, работ фокус-групп.

Как отметила Лосекут, в Азербайджане "распространена практика непредоставления ответов на запросы". По ее словам, даже в случае отказа должна быть ясная мотивировка со ссылкой на статьи закона.

Кроме того, отсутствует "механизм открытости законов для общественности", сказала эксперт. Хотя, добавила она, и "общественность сама зачастую не проявляет настойчивости в получении информации".

Информация должна быть доступна, и, в первую очередь, через доступ в Интернет, и в особенности в регионах.

Лосекут подвергла критике и тот факт, что в Азербайджане до сих пор нет информационного омбудсмена, хотя он должен был быть назначен еще в 2006 году. "Эта должность очень важна в обеспечении свободы информации. При отсутствии омбудсмена все проблемы решаются через суд. Однако суды также очень часто отказываются обеспечивать свободу информации", - сказала Лосекут.

Исследование также показало отсутствие в Азербайджане разграничений между функциями отделов информации и пресс-службами.

В целом, подводя, итоги 4-летнего мониторинга представитель "Article 19" сказала, что за обзорный период каких-либо "серьезных улучшений" в области обеспечения свободы информации не было.

В свою очередь, директор ИПМ Рашид Гаджилы сказал, что в ходе мониторинга было установлено, что государственные органы выставляют в Интернете "не более 20 процентов имеющейся у них информации, подлежащей раскрытию общественности".

В свою очередь, глава Центра информационных систем и технологий "Мультимедиа" Осман Гюндюз в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" сказал, что "информационная открытость госструктур продолжает оставаться неудовлетворительной".

"Наша организация провела мониторинг, посвященный итогам мониторинга размещения общественной информации на сайтах госструктур. Мониторинг проводился по 13 направлениям и 67 параметрам и охватил 50 госструктур за период с февраля по октябрь 2009 года", - сказал Гюндюз.

В ходе мониторинга были учтены такие критерии как количество информационных сообщений, их насыщенность, актуальность, упрощенность доступа к информации, открытость информации. Мониторинг проводился в рамках проекта "Мониторинг официальных Интернет-сайтов госорганов и муниципалитетов" и финансировался Фондом Сороса.

Согласно результатам мониторинга, самая лучшая доступность к информации наблюдается на сайте Минналогов (61% информации представляющей общественный интерес выставляется на сайт), самая худшая - на сайте Кабинета министров (5%), сообщил Гюндюз.

По его словам, деятельность сайтов десяти госструктур (Минналогов, МВД, МИД, Генпрокуратуры, Комиссии по делам госслужбы, Центробанка, парламента, Фонда соцзащиты и др.) "нормальная". Деятельность  20-ти ведомств - "средняя". Деятельность же остальных, охваченных мониторингом  10 госструктур (Госагентства по закупкам, Минкультуры и туризма, Минэкономразвития, Минсельхоза, Комитета стандартизации, Комитета ценных бумаг и  Кабинета министров), отнесены к разряду "самых плохих" в плане информационной открытости. "У двух министерств - Минобороны, Минтруда и соцзащиты - сайты вовсе отсутствуют", - сказал Гюндюз.

По его словам, был проведен мониторинг и сайтов муниципалитетов. Лишь у 35 из более чем 1700 муниципалитетов страны имеются сайты.

Как уже ранее сообщал "Кавказский узел", Азербайджанский центр информационных систем и технологий (ЦИСТ) "Мультимедиа" подготовил пакет предложений по созданию общественных центров информации (ОЦИ). Он был представлен общественности в декабре 2008 года.

Как заявил на презентации пакета Гюндюз, несмотря на принятие государственной программы по созданию "Электронного правительства", соответствующая инфраструктура не создана. Нет единой концепции создания сайтов госорганов, и потому каждое ведомство создает свой интернет-ресурс по-своему. Это создает трудности в создании единой системы веб-сайтов госорганов.

Из-за неназначения информационного омбудсмена, некому ставить вопрос об ответственности государственных ведомств, не создавших свои сайты. Собеседник отметил необходимость скорейшего назначения информационного омбудсмена для начала решения проблем в этой сфере.

Независимый эксперт-юрист Алекскер Мамедли подчеркнул, что проблему доступа населения к информации государственных органов во многом должны решить ОЦИ, но правительство затягивает с этим делом. Как отметил Мамедли, низкие тиражи местных газет не позволяют обеспечить доступ населения к информации посредством прессы, и поэтому есть необходимость использования электронных носителей.

ОЦИ, как полагает эксперт, будет способствовать решению проблемы доступа населения к государственной информации. При этом не требуется больших средств на строительство новых зданий. ОЦИ можно создать в любой сельской школе, почтовом отделении или офисе муниципалитета.

Эксперт-экономист Азер Мехтиев заявил о незаинтересованности государства в доступе населения к информации, поскольку это связано с общей нетранспарентной политикой государства. "Политика правительства не прозрачна, большинство тендеров проводятся в закрытой обстановке. Нет прозрачности и в области целевого использования государственных инвестиций", - сказал эксперт.

Руководитель Центра плюрализма "Инам" Вахид Гази заявил, что "как и во всех сферах, власти и в области доступа населения к информации занимаются имитацией".
 
Отметим, что в 2009 году ОЦИ так и не были созданы. При этом из-за отсутствия информационного омбудсмена и единого госоргана координирующего политику в этой области получить комментарии у официальных лиц не удается.

Как правило, чиновники на подобные вопросы рекомендуют лицам, считающим, что их права нарушены, обращаться в суд.

Автор: Фаик Меджид источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 апреля 2024, 13:29

29 апреля 2024, 12:49

29 апреля 2024, 12:16

  • Алескер Мамедли возвращен в СИЗО после медобследования

    Состояние здоровья учредителя Toplum TV Алескера Мамедли обследовали в госпитале МВД, а затем вернули его в СИЗО. О результатах медосмотра ни ему, ни его родственникам не сообщили, рассказал его брат Насими Мамедли. Он отметил, что родные будут добиваться перевода Мамедли под домашний арест. Его слова подтвердил адвокат.

29 апреля 2024, 11:25

29 апреля 2024, 10:47

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей