11:30, 25 апреля 2012

Аль-Азхар

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Полное название: аль-Джамиа аль-Азхар аль-Шариф ("Светозарнейшая соборная мечеть") - мечеть и учебное заведение в Каире, основными предметами преподавания в котором являются фикх (исламское право), арабский язык и литература, коранические дисциплины и хадисоведение. Аль-Азхар построена в 970-972 гг. по распоряжению военачальника Джаухара одновременно с самим городом, ставшим новой столицей исмаилитской династии Фатимидов (909-1171 гг.). Джаухар назвал построенную по его распоряжению мечеть Аль-Азхаром в честь дочери Пророка - Фатимы-Захра. "Аль-Азхар" – превосходная степень от "Захра" (араб. - "блестящий, яркий, блистательный") – почетного эпитета, под которым обычно упоминается Фатима. 

Благодаря финансовой поддержке Фатимидов мечеть аль-Азхар процветала, в ней велось также преподавание. Аль-Азхар фактически стала центром шиитского призыва и официальной мечетью правящей династии. Позднее, с 975 г. в мечети было разрешено читать лекции, в основном шиитского толка, затем на ее территории было организовано официальное обучение. В 988 г. была набрана группа преподавателей, введен учебный план и набраны первые студенты.

После взятия Каира Салах ад-Дином в 1171 году аль-Азхар утратила былое значение и превратилась в рядовую мечеть, где преподавание продолжалось, но уже в суннитском духе.

При мамлюкском султане аз-Захире Байбарсе (1260-1277 гг.) аль-Азхар получает ряд вакфных пожертвований, за счет которых осуществляется ремонт здания, создается библиотека, появляются возможности улучшить содержание преподавателей и учащихся; с 1266 г. в мечети аль-Азхар возобновили чтение хутбы (хутба - пятничная проповедь, право на которую имели крупнейшие мечети). В этот период аль-Азхар стала престижным учебным заведением и главной соборной мечетью Каира и Египта. Основной упор в обучении был сделан на богословские науки и арабскую филологию, а математике, естествознанию и другим светским наукам придавалось второстепенное значение.

Университет Аль-Азхар (фото с сайта ru.wikipedia.org)

С XIII в. в стенах одного университета фактически сосуществуют различные исламские группы – шииты (особенно исмаилиты), представители четырёх мазхабов, чуть позднее – суфийские школы.

В XIV-XV вв. близ аль-Азхара было построено несколько медресе, которые позже были к нему присоединены. Когда Египет вошел в состав Османского государства (с 1517 г.), египетские вакфы оскудели, и связанная с ними система образования пришла в упадок, многие медресе прекратили свое существование.

На этом фоне аль-Азхар как крупнейший комплекс из соборной мечети и медресе оставался центром юридическо-богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке. В нем учились не только каирцы – аль-Азхар был общеегипетским богословским и интеллектуальным центром. Немало студентов аль-Азхара были выходцами из африканских стран.

В период правления Мухаммада Али (1769–1849) аль-Азхар постепенно стал возвращать себе значение главного мусульманского научного центра. Реформы Мухаммеда Али охватили сферу культуры и образования. Освободив имущество, передаваемое аль-Азхару в порядке благотворительности, от обложения налогом, новый египетский правитель позволил аль-Азхару стать независимым общемусульманским центром традиционного образования и науки. При Мухаммаде Али в аль-Азхаре впервые стали применять европейские методики обучения. "В конце 18 в. в разное время преподавательскую деятельность в нем вели 186 человек. Еще двадцать шейхов упоминаются как главы риваков - землячеств студентов этого крупнейшего богословского центра, объединявших выходцев из различных провинций Египта и других мусульманских стран. Всего же в стенах аль-Азхара обучали студентов, читали лекции около 326 человек. Обучение не ограничивалось изучением богословских дисциплин. В аль-Азхаре преподавали правоведение, историю, литературу, поэзию, логику, математику, астрономию, геометрию, медицину". (Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII – первая четверть XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1996. С.27).

Исмаил–паша (1863–1879 гг.), один из преемников Мухаммада Али, сумел добиться для Египта значительной внутренней автономии в рамках Османской империи. При нем впервые принят закон об аль-Азхаре, согласно которому был введен квалификационный экзамен на получение диплома "международного образца". Одновременно аль-Азхар получил статус университета.

В конце XIX в. начался процесс модернизации учебных программ, внутреннего распорядка и организационной структуры аль-Азхара, которые попытался осуществить известный общественный деятель и реформатор ислама, выпускник аль-Азхара, Мухаммад Абдо. В 1890 г. во главе с Мухаммедом Абдо был создан первый совет по управлению аль-Азхаром, состоявший из наиболее авторитетных богословов. Однако с его кончиной в 1905 г. реформирование аль-Азхара прекратилось. После революционных событий 1919 и 1921 гг., носивших антиколониальный характер, в 1930 г. приказом короля Фуада был разработан новый устав, в соответствии с которым студентам аль-Азхара предоставлялась возможность уделять больше внимания общеобразовательным предметам.

Аль-Азхар веками служил священным убежищем, где горожане собирались в дни бедствий, а также и пристанищем для гонимых и странников; в нем селилась часть преподавателей и учащихся, особенно из других городов и стран; паломники в святые земли ислама – Мекку и Медину - подолгу дожидались здесь отправления каравана в Аравию, а потом – возвращения домой; суфии устраивали в нем свои зикры.

С аль-Азхаром связаны имена выдающегося историка Ибн Халдуна (ум. в 1406 г.), лидера реформаторского движения в исламе Мухаммада Абдо (ум. в 1905 г.) и др. Улемы – наставники и преподаватели аль-Азхара возглавили движение против французской оккупации в начале ХIХ в.

В середине ХХ в. аль-Азхар приобретает репутацию одного из наиболее крупных и престижных исламских университетов религиозного и языкового направления.

В настоящее время аль-Азхар представляет собой гигантский религиозный и образовательный комплекс. Помимо главной соборной мечети (аль-Джамиа аль-Азхар) и других религиозно-культовых сооружений, аль-Азхар включает в себя филиалы в других городах страны и представительства (миссии) за рубежом. С 1961 в университете функционируют светские факультеты, в том числе специальный женский факультет. В настоящее время аль-Азхар включает Высший учебный совет, Академию исламских исследований и 9 факультетов – богословский, мусульманского права, литературный, административных дел и торговли, инженерный, сельскохозяйственный, медицинский, педагогический и женский. Университет возглавляет ректор (шейх аль-Азхар).

В начале 2003 г. руководство Университета аль-Азхар начало реализацию грандиозного проекта "Аль-Азхар онлайн" (Al Azhar Online). Его цель – обеспечить открытый доступ к уникальнейшим рукописям и наследию старейшего университета и религиозного института. Предполагается перевести в цифровой формат более 125 тыс. книг, а также 42 тыс. рукописей, из которых девять тысяч существуют в единственном экземпляре. Аль-Азхар располагает богатым собранием рукописей (более 20 тыс.) и книг, издает журнал ("Маджаллат аль-Азхар").

Выпускники, преподаватели и студенты аль-Азхар неоднократно становились движущей силой египетского национально-освободительного движения, они формировали интеллектуальное лицо страны и мусульманского мира. Диплом аль-Азхар имеют руководители отдельных российских муфтиятов, известные дагестанские мыслители и ученые. По данным дагестанского журналиста М.Асадулаева, в настоящее время в аль-Азхар "обучается более 120 тысяч человек, из них иностранцев — около 25 тысяч. Количество российских студентов, по разным данным, колеблется от тысячи до тысячи пятисот человек, в основном это выходцы из Северного Кавказа". (Асадулаев М. Заграница нам не поможет. // Новое дело. Дагестанский информационный еженедельник. 2009. Вып. №22 (906). 5 июня 2009).

Источники:

  1. Асадулаев М. Заграница нам не поможет…// Новое дело. Дагестанский информаицонный еженедельник. 2009. Вып. №22 (906). 5 июня 2009;
  2. Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII – первая четверть XIX в. М.: "Изд-во МГУ", 1996;
  3. Бибикова О. Аль-Азхар // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия: http://www.krugosvet.ru;
  4. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980; Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 1991.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
10 декабря 2024, 11:17
Апти Алаудинов
Выбор редактора
18:50, 11 декабря 2024
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
Цены бьют по карману. Что происходит на продовольственном рынке Кабардино-Балкарии?
17:24, 11 декабря 2024
Ветер с Апшерона
6
Три пути сепаратистов
17:09, 11 декабря 2024
Нагорные повороты. Карабах
Опять "одноразовые герои"?
Все блоги
Блогеры
19:41, 11 декабря 2024
Ветер с Апшерона
2
Гладиаторы в Баку
18:50, 11 декабря 2024
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
Цены бьют по карману. Что происходит на продовольственном рынке Кабардино-Балкарии?
17:24, 11 декабря 2024
Ветер с Апшерона
6
Три пути сепаратистов
17:09, 11 декабря 2024
Нагорные повороты. Карабах
Опять "одноразовые герои"?