Политическая география Южного Кавказа
Выиграет ли что-либо Азербайджан от оккупации НКР?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
***
В России уже подсчитывают экономические выгоды Азербайджана от оккупации Арцаха. Как считают российские эксперты, оккупация «может привести к увеличению инвестиций в регион, особенно в области развития инфраструктуры… Восстановление и развитие разрушенных инфраструктурных объектов, таких как дороги, мосты, энергетические системы и другие, может создать новые возможности для экономического роста и улучшения жизни людей в этом районе».
Конечно, говорить об улучшении жизни людей невозможно при учете изгнания и убийства самих этих людей и полной депопуляции региона. Так что эту фейковую повестку оставим самим экспертам. Однако интереснее, что эти эксперты также посчитали экономические выгоды, которые составят 0.8% ВВП непосредственно и 3% в средне/долгосрочной перспективе.
Цифра в 0.8% взялась из сопоставления экономики НКР и Азербайджана (663 млн и 78.7 млрд. в 2022 году), где эксперты предположили механическое суммирование экономик Арцаха и Азербайджана, записав результат в выгоды Азербайджана. 3% ВВП – это потенциальные выгоды, которые могут быть зарегистрированы в результате роста инвестиций и государственных расходов на территории оккупированного Арцаха.
На практике это так не работает. Война – игра не с нулевой, а с отрицательной суммой. Очевидно, Азербайджан от всех этих военных игр проигрывает, теряя по нескольку миллиардов долларов в год только на военные расходы. Азербайджанские военные расходы резко выросли после прихода к власти Ильхама Алиева и открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, кратно увеличившего доходы Азербайджана. За период с 2006 по 2022 год Азербайджан потратил на военные расходы 36.6 млрд долл. в ценах соответствующих лет.
Если исходить из паритета с Беларусью в период 1995-2005 гг. (61.7%), то Азербайджан потратил 28,652 млн долл. в текущих ценах избыточных средств (в нынешних ценах 2023 года эта сумма составит около 35 млрд долл.) Столько Азербайджану обошлась война против Арцаха и оккупация его территории.
***
Однако может ли экономика НКР суммироваться с азербайджанской? В реальности такое может произойти только в том случае, если немедленно произойдет замещение населения, на место армянских булочников придут азербайджанские и начнут использовать всю отнятую инфраструктуру так же, как ее использовали армяне. В счет национального богатства также пойдет жилой фонд и все накопленные инвестиции, пусть и сделанные в другой валюте и других условиях. Но на практике с инфраструктурой и жилым фондом обходятся так, что предполагать его повторное использование неразумно.
Теперь посмотрим на инфраструктуру шире – если в 2020 году армяне либо забирали, либо уничтожали инфраструктуру и жилой фонд после отъезда, то в 2023 году местные власти под азербайджанским давлением не позволили это сделать, что означает, что как минимум планы по дальнейшему использованию, по меньшей мере части этой инфраструктуры есть, так что какой-то экономический эффект оккупация территории Азербайджану даст, но явно не равный простому суммированию. По сути, учитывая государственные инвестиции, это будет скорее расход, чем доход, и карабахский регион всегда будет требовать только дотаций и будет убыточным.
Так что экономический эффект от оккупации будет сопоставим лишь с разбрасыванием вертолетных денег в любом регионе Азербайджана (а они все, за исключением Баку и центра Гянджи, а также нефтяных платформ на Каспии серьезно недоинвестированы, несмотря на громадный нефтефонд). Поэтому всерьез говорить об экономическом эффекте от оккупации территории НКР для Азербайджана нельзя.