RSSПолитическая география Южного Кавказа

«100 фактов» и достижений правительства Никола Пашиняна

17:27, 10 мая 2019

8 мая прошла пресс-конференция премьер-министра Армении Никола Пашиняна, посвященная году его премьерства и тем результатам, которые были зафиксированы. Пашинян на протяжении примерно 5 с половиной часов рассказывал о своих достижениях и отвечал на вопросы журналистов. Это уже много, насколько мне известно, Путин ни разу не говорил дольше пяти часов. Но до латиноамериканских лидеров Пашиняну еще далеко, особенно до Фиделя Кастро.

Представление результатов правления проходило в форме простого зачитывания фактов из длинного списка с минимальными комментариями, которые зачастую были изначально записаны в тексте.  Я просмотрел список всех достижений и выглядит на первый взгляд он внушительно. Много чего сделано и правительство уже говорит о серьезных достижениях, хотя, по большому счету, времени прошло не так много, особенно, учитывая, что не весь год Пашинян мог заниматься экономикой, а значительная часть времени была потрачена на внутриполитическое противостояние.

Скриншот из официальной видеозаписи.

Однако к списку стоит присмотреться повнимательнее. Он достаточно разнородный и разношерстный. Принцип его создания, судя по всему, был похожим на то, как составлялась программа правительства. Тогда по министерствам были разосланы запросы на составление программы – и по паре страниц с каждого ведомства и собрался итоговый документ. Как я понимаю, здесь было также – вероятно по 20-30 пунктов было собрано с каждого ведомства, а потом они были интегрированы в единый документ. Потому-то Пашинян и сказал, что, если что и в 4 раза больше пунктов собрали бы, но вынуждены были ограничиться сотней. В основном пункты объединялись по нескольку, а также просто выбирались по приоритетности. Однако вида цельного документа у этого всего нет.

Основные темы – экономические. Премьер-министр примерно в 8 из каждых 10 пунктов обращался к статистике. Это не очень хорошо с точки зрения пиара, поскольку обычных граждан такое количество статистики раздражает. Кроме того, представление было очень неравномерным по охвату и значимости. Действительно значимые дела соседствовали с совершенно незначительными. Кроме того, представление отдельных фактов вместо общей картины – любимый пропагандистский прием советской статистики, которая не рассчитывала ВВП, но обязательно представляла статистику по добыче угля, стали, производству станков и бетона.

Довольно серьезный уклон был в сторону расширения социальных выплат, льгот и прав. Расширяется география лицензирования импортированных автомобилей, бесплатно будут импортироваться электромобили, для бизнеса ряд послаблений, повышается минимальная пенсия (что однозначно стоит приветствовать), ряд операций будет бесплатным, расширяется поддержка сферы образования и довольно большое количество льгот и социальных выплат для военных и призывников. В этом ряду было даже предоставление им права пользоваться мобильными телефонами, хотя с точки зрения безопасности это довольно сомнительная затея. Также очищена кредитная история ряда людей, имеющих просроченные кредиты, будет расширяться политика в отношении жертв трафикинга и жертв семейного насилия. Совершенной нелепицей выглядели высказывания на тему импотенции, вызываемой, якобы отсутствием половой грамотности при первом сексуальном опыте (из-за чего, соответственно, надо детям 3-6 лет вводить в обучение соответственные курсы).

Государство выступает в виде Деда Мороза, но этим баланс возможностей и ответственности резко смещается в сторону прав и возможностей. При этом, как уже отмечал Александр Аузан, такого рода льготы не играют достаточной роли по выравниванию общественного благосостояния, поскольку ими пользуется средний класс, обладающий достаточными связями и грамотностью, чтобы ими воспользоваться, а те, кто реально в этом нуждаются, чаще всего так и остаются в нужде. Адресной социальной поддержки сейчас как раз и не хватает – это же относится к факту проведения бесплатных операций за счет государства. Это правильно, но только для тех, кто сам не может себе их позволить.

Премьер также упомянул историю про 50 тысяч рабочих мест (см. Действительно ли в Армении создано 50 тысяч рабочих мест? Статистика занятости и безработицы), но на этот раз в формулировке, что 50 тысяч рабочих мест были выведены из тени и возможно – часть из них – новые рабочие места. Наконец, много говорилось о росте доходов бюджета. Это в высшей степени сомнительно: статистика совершенно запутанна, но тем не менее, об этом говорится часто. И пока еще рано считать рост поступлений в бюджет достижением, поскольку в расходной части бюджета вообще спад, а в доходной ситуация пока не вполне однозначная.