Ветер с Апшерона
Алиев молчит, не реагируя на предложение Еревана отказаться от Зангезурского коридора
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Служба национальной безопасности Армении опубликовала законопроект «Три новых контрольно-пропускных пункта на армяно-азербайджанской границе» (сайт e-draft). Если законопроект будет принят, контрольно-пропускные пункты намечается установить «от общины Сотк Гегаркуникской области в сторону государственной границы по автомобильной дороге М11, с азербайджанской стороны в направлении Кельбаджара, в общине Ерасх Араратской области до Садарака, в 7,5 км к югу от общины Караундж Сюникской области на трассе М2 в направлении Губадлы».
Транспортный узел РФ-Азербайджан-ИРИ и его стратегическо-политические следствия
Новый транспортный проект в Ереване появился после выступления Никола Пашиняна 4 августа, когда он сказал, что Азербайджан может в любой момент использовать территорию Армении для связи с Нахичеванью. При этом он упомянул три пути через Армению, но не вспомнил территорию Мегри, участок, на котором настаивает Азербайджан.
Ереванский обозреватель Татул Акопян называет этот документ предложением Еревана вместо Зангезурского коридора, на котором настаивает Азербайджан.
В трехстороннем заявлении от 9 ноября, положившем конец карабахской войне 2020 года, говорится, что Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванью. В девятом пункте Заявления Зангезурский, или Мегринский, коридор (путь, дорога) - не упоминаются.
В пункте 9 Заявления сказано: “Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана”.
Однако Россия и Азербайджан конкретизируют девятый пункт, указывая на необходимость восстановления железнодорожного и автотранспортного движения через Мегри (Зангезур). Полтора года после карабахской войны официальный Ереван также развивал идею восстановления этого старого советского маршрута, но при поддержке Ирана постепенно армянские политики стали отходить от намерения восстановления коридора вдоль границы Армении с Ираном. Наконец, Н. Пашинян предлагает три других варианта трафика, но не через Мегри.
Официальный Баку пока молчит. В социальной сети выступил депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.
Он пишет: «предложение Азербайджану использовать для связи с Нахичеванью пропускные пункты: «Сотк» («Кельбаджар»), «Ерасх» («Садарак»), «Караундж» («Эйвазлы»)», если оно будут официально озвучено, Баку расценит как завуалированный отказ от исполнения, оговоренного трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020, обязательства по беспрепятственному и безопасному доступу. Ереван исходит из того, что коль Баку, поставил армян перед фактом передислокации Лачинского коридора, то и они могут действовать аналогично. Это крайне недальновидно. Железная дорога через Мегри будет восстановлена, так как это в интересах России и Ирана, а не только Азербайджана. Что же касается автомобильной дороги, то для связи с Нахичеванью у Баку будет короткий маршрут по иранскому берегу Аракса.
Мы проблему связи с Нахичеванью в той или иной форме решим. Однако неконструктивное поведение армянского правительства не останется без наказания. У Баку для этого имеются множество рычагов», - обратил внимание армянской стороны депутат азербайджанского парламента.
Молчание Баку можно понимать также как размышления в высоких кругах, в Баку и Москве, над тем как реагировать на завуалированный отказ Еревана от прокладки автомобильной дороги через Зангезур. По поводу восстановления железной дороги по этому маршруту Ереван не выступает.
Возможность автомобильного сообщения из Баку в Нахчыван через Казах тоже привлекателен, хотя и длиннее расстояние. Через Губадлы путь будет короче, и тоже имеет свои преимущества. Но самый короткий путь в Нахчыван из Баку - через Зангезур.
У Баку есть ответный инструмент мирного давления на Армению - это введение угодного азербайджанской стороне режима движения армян из Азербайджана в Ереван. Российские миротворцы в Азербайджане не вечные, после 2025 года их там не будет, в этом нет сомнений. И тогда И.Алиев примет старое предложение политологов об установлении по этой дороге точно такого же режима, который согласен принять Пашинян для трафика азербайджанского транспорта. Баку пока остается верен Зангезурскому варианту. Это значит, что если не будет коридора для Азербайджана через Мегри, то также не будет коридора армянам по новой дороге в Ереван из Карабаха. В этом случае абсолютно никакая сила помешать Азербайджану не может.