RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

1-й Конгресс религиозных лидеров Сев.Кавказа? НАЙДЕТЕ ОШИБКУ?! - Расул Кадиев, Дагестан.

11:39, 26 июня 2011

1. 1-й Конгресс религиозных лидеров Сев.Кавказа? НАЙДЕТЕ ОШИБКУ?! - Расул Кадиев, Дагестан: "А ГДЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ, ИУДЕЙСКОЙ, КАТОЛИЧЕСКОЙ., ПРОТЕСТАНСКОЙ, БАПТИСТСКОЙ КОНФЕССИЙ????? Эти конфессии отсутствуют на Сев.Кавказе? Организаторы кажется "НЕ МНОГО" ошиблись"

2. расследование - datikua, Абхазия: "Комиссия по увековечиванию памяти это конечно хорошо, но для начала нужна комиссия по установлению причин смерти Сергея Васильевича и нужны официальные результаты расследования этой комиссии. Я понимаю, что у нас не принято лезть в такие вещи. Но это всё же лидер страны."

3. Энди Гарсия в роли Саакашвили - alangsm, Северная Осетия: "Несколько лет назад я имел сомнительное удовольствие смотреть фильм «Олимпус инферно» — скороспелый и ангажированный продукт, снятый вскоре после трагических событий в Южной Осетии. По способам воздействия на чувства зрителя по ту сторону экрана американские «5 дней августа» полностью идентичны российской картине «Олимпус инферно»

4. нифигасе долбанули - a-sult-h, КБР: "ровно в 24-00... и гул такой мощный по ущелью".

5. Новая жизнь шариата на Кавказе: от 1920-х к новой России - Наима Нефляшева: "Сможет ли закон о медиации, с информации о котором я начинала этот цикл постов, учесть все это разнообразие? Закон задуман как благое дело – а именно введение в правовое поле уже действующей традиции, в том числе и правовых возможностей шариатских судов, но скорее всего, не будет успешным."

6. Мы за чистый поселок!!! - zagra-05, Дагестан: У нас в поселке Ленинкент в горах  сделали свалку. Как я понимаю от людских глаз подальше. Короче говоря вонь ужасная, естественно на все это собираются бездомные собаки, видимо их там еще и отстреливают,  валяюься трупы. Блин, Махачкала уже начинает топить в мусоре окраины... (ФОТО)

7. Стена Майкла - ne-jit, Дагестан: "В Махачкале сразу на выходе из парка в сторону юрфака ДГУ сегодня появилась стена Майкла Джексона)))) (ФОТО)"

8. Смотрел сейчас НТВ о мести чеченцев русским офицерам - Тамерлан Магомедов, Дагестан: "По поводу увиденного могу сказать одно. Если меня от ее слов и смеха передернуло, то вся РУССКАЯ Россия в этот момент, наверное, сломала телевизор."

9. Немного ночного Грозного ! - pycckue-95, Чечня: "Ночные прогулки по Грозному очень благотворно влияют на уставшие от повседневной рутины умы, побродишь побродишь по этим спокойным размеренным  улицам пару часиков перед сном, и все как-то в голове на свои места становится, и спится лучше."

10. Доброй ночи! - Константин Фарниев, Северная Осетия (ФОТО).


 

1. 1-й Конгресс религиозных лидеров Сев.Кавказа? НАЙДЕТЕ ОШИБКУ?! - Расул Кадиев, Дагестан."

Сегодня удалось посидеть на I Конгресса религиозных лидеров Северного Кавказа. Так как я не приглашенное лицо и хуже татарина, зашел я в зал Национальной библиотеки только после ухода президента Дагестана и его охраны. 

 


Посмотрев на фотографию и название, какой вопрос у вас возникает, дорогие читатели?
ПРАВИЛЬНО!!!! А ГДЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ, ИУДЕЙСКОЙ, КАТОЛИЧЕСКОЙ., ПРОТЕСТАНСКОЙ, БАПТИСТСКОЙ  КОНФЕССИЙ????? Эти конфессии отсутствуют на Сев.Кавказе?
Организаторы кажется "НЕ МНОГО" ошиблись. Не понятно, правда, почему светская власть не указала и на это. 

но это не помешали  религиозным лидерам включить в резолюцию Конгресса  требование о включении в школьную программу основ Ислама. 

Поэтому эту встречу можно назвать только как встречу исламских лидеров и то не всех, судя по тому что кое-кого там точно не было. Догадались кого?

На мой взгляд, интереснейшим было выступление имама из села Губден. Он призвал имамов пропагандировать "нейтральный ислам". Он говорил о том, что надо призывать верующих за Всевышнем,  а не за шейхами., т.к. течений мусульманских много и разделять всех нельзя.  

Подобное очень корректное выступления я связываю с тем что быть имамом в селе где 40 мечетей, где постоянно идут спецоперации и еще при этом оставаться в живых, можно только находя общий язык со всеми. И формулу которую предложил этот имам я бы с удовольствием выдвинул как основную. (хотя не разбираюсь в основах Ислама и это мое личное мнение.)

Из запомнившегося

Имам Центральной мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев  просит гарантировать беспрепятственное посещение ВУЗов Дагестана для исламского просвещения. Председатель Координационного Центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердыев  удевленно вопрашает к министру по нац. политике Бекмуразаеву Бекмурзе и просит разобраться,  на что последний дал обещание.




Магомедрасул при этом сделал специально заявление для СМИ о том что в его намерениях следовать Конституции РФ. После заседания мы с ним перекинульс мнениями на этот счет. Но про это в другой раз напишу. 

Муфтий Северной Осетии, просил в итоговую резолюцию Конгресса включить обращение к правоохранительным органам о недопустимости нарушения закона и Конституции в отношении верующих во Владикавказе.

 

2. расследование - datikua, Абхазия.

Сергей Шамба предлагает создать комиссию по увековечению памяти второго президента Абхазии Сергея Васильевича Багапша.
Может быть я сейчас зря затрону эту тему, но всё же хочу высказать, то о чём думал последние несколько дней. Комиссия по увековечиванию памяти это конечно хорошо, но для начала нужна комиссия по установлению причин смерти Сергея Васильевича и нужны официальные результаты расследования этой комиссии. Я понимаю, что у нас не принято лезть в такие вещи. Но это всё же лидер страны.
Сейчас в сети нередко встречаются размышления на эту тему. И нередко авторы этих размышлений намекают на то, что это было убийство. Я читал эти статьи и в принципе считаю их несерьёзными и во многом раздутыми.

В Абхазии подавляющее большинство людей считает, что это был либо недосмотр, либо не было шансов. Версию убийства абхазы озвучивают как возможную крайне редко.
Я тоже практически не сомневаюсь что никакого убийства не было.
Но расследование всё равно необходимо. И дело даже не в том, что кто-то должен ответить за его смерть. Дело в другом, если сегодня для нас всё более менее ясно в этой трагической истории, я боюсь наши дети увидят это совершенно под другим углом. И лет через 50 новому поколению уже не объяснишь, что заговора в этом деле нет.
Они неизбежно будут проводить аналогии с судьбой Нестора Лакоба и отсутствие расследования будет "ещё одним доказательством", наряду с теми "выводами" что описаны в указанных статьях. Уверен, если оставить всё как есть, когда-нибудь это навредит русско-абхазским взаимоотношениям. В истории Абхазии и без того достаточно мифов, не надо плодить новые. Тем более для нашего самосознания подобный миф будет очень болезненным.

П.С. Мне кажется наша пресса всё же могла бы связаться с врачами оперировавшими Сергея Васильевича и выслушать их.                                     

 

3. Энди Гарсия в роли Саакашвили - alangsm, Северная Осетия,

Несколько лет назад я имел сомнительное удовольствие смотреть фильм «Олимпус инферно» — скороспелый и ангажированный продукт, снятый вскоре после трагических событий в Южной Осетии. По способам воздействия на чувства зрителя по ту сторону экрана американские «5 дней августа» полностью идентичны российской картине «Олимпус инферно».
 Русские показаны немытой дикой толпой, приходят, грабят, убивают грузин и кстати осетин тоже, хуже фашистов в наших фильмах про ВОВ. Бессмысленные казни, садисты вертолетчики, все в лучших традициях Рэмбо 3. Всему этому противостоит доблестная суперподготовленная грузинская армия, которая отступает только потому, что Саакашвили против войны. Короче весь фильм — наглая, махровая пропаганда с дешевыми и наивными художественными и психологическими приемами.

В этом «фильме» огромное количество явной заказной лжи и бредовых моментов, назову несколько из них, для тех, кто еще не смотрел фильм:

1. Российские солдаты показаны фашиствующими небритыми гопниками. Они даже одеты не по форме. Прут толпами, расстреливают мирных жителей, грабят, выжигают все на своем пути. Причем, играют русских солдат явно не русские. Внешне они очень напоминают чумазых боевиков аль-каиды из новостных выпусков.

2. Грузинские солдаты малочисленны, но сплошь супер-герои, ведущие неравный бой. Несокрушимый командир Резо с легкостью сбивает вертолет из противотанкового гранатомета. Одеты они в американскую форму, выглядят и действуют как морпехи из типичных американских боевиков.

3. Почему Россия напала на Грузию, в начале фильма объясняется так: «Грузия владеет нефтью и поставляет ее в Европу. Русским это не нравится». Вот и все объяснение. Об осетинах в фильме всего пара слов. Дальше начинается сплошной театр абсурда.

Позабавило лишь одно, Саакашвили жуёт галстук даже в американсом фильме)))
рецензия с кинопоиска

 

4. нифигасе долбанули - a-sult-h, КБР.

ровно в 24-00... и гул такой мощный по ущелью - дочь даже со стула вскочила, сидя за компом (обычно в такое время чуть ли не силой отрывать приходится на каникулах... уже обратно села, правда...)
___________
под утро в новостях будет, видимо

 

5. Новая жизнь шариата на Кавказе: от 1920-х к новой России - Наима Нефляшева.

В первые годы Советской власти в каждой автономии Северного Кавказа существовало шариатское судопроизводство, причем со своими особенностями.

Самая сложная система шариатского правосудия в 1920–1922 годах была характерна для  Дагестана. На низовом уровне -  в отдельных селениях и городах, работали  «шариатские тройки». Сама терминология дублирует известные революционные «тройки».  Апелляции на их решения подавались в окружные шарсуды. Шариатские суды второй инстанции  рассматривали гражданские и наследные споры, дела о разделе имущества на сумму до 1000 рублей, поземельные тяжбы между селениями. Но они компетентны были решать и дела об убийствах и других тяжких преступлениях.

Кассационной инстанцией для шарсудов всех уровней служил Шариатский подотдел при Наркомюсте ДАССР. Могу ошибиться, но насколько я знаю, Дагестан был единственной северокавказской автономией, где на уровне центральной власти фактически действовали исламские институты.

Наиболее широкими полномочиями окружные шарсуды были наделены в Чечне и Ингушетии. Здесь их решения мог обжаловать только Верховный суд РСФСР.

В автономиях Северо-Западного Кавказа структура шариатского правосудия была проще. В Горской АССР действовало постановление «О введении шариатского судопроизводства» (апрель 1921 года); в округах работали  «шариатские тройки» под председательством кади, или эфенди. Они разбирали гражданские и наследственные споры на сумму до 200 рублей, кражи и мелкие уголовные правонарушения, а также составляли «списки порочных лиц», т. е. преступников-рецидивистов, подлежавших высылке с Кавказа или заключению в лагерь.

Известно, что в Адыгее кадии бывших горских словесных судов работали в структуре Адыгейского облисполкома. 

Даже по официальной советской статистике шариатские суды  на Северо-Западном Кавказе ежегодно разбирали довольно большой процент судебных дел - до 30–50%, в Дагестане и Чечне — до 70–80%.

Многочисленные отчеты местной прокуратуры и местных отделов юстиции в первой половине  1920-х гг. говорят о том, что  мусульмане предпочитали обращаться не в советский народный, а в шариатский суд. 

Сказывался языковой фактор - судоговорение тут проходило на родных языках, а также отсутствие авторитета и образования у тех советских работников, которые представляли судебную власть на местах. 

Среди  председателей шариатских судов в 1920-е гг. были такие популярные на Северном Кавказе мусульманские шейхи, как Али-Хаджи Акушинский, Абу-Суфьян Акаев, Али Каяев, Али Абуков, в Адыгее – кади Джанхот Хатков  и многие другие.

Кроме того, шарсуды  не были подвержены волоките, характерной для советской бюрократии.

Кроме мусульманского права  при решении уголовных и поземельных дел шарсуды апеллировали к нормам обычного права  -  очистительной присяге, штрафам, маслахату, высылке кровника. Но уже в 1920-е гг. были законодательно запрещены  некоторые нормы адата: кровная месть, захват имущества односельчан неисправного должника (ишкиль/баранта) и др. Под запретом оказались и уголовные нормы шариата -  смертная казнь убийцы, отрубание руки вору, побивание прелюбодеев камнями.

Наступление советской власти на шариатские суды началось во второй половине 1920-х гг. и было частью советской идеи глобального переустройства общества  -  оно, разумеется, не было идеологически оформлено в виде программы действий, но, очевидно, что мусульманские авторитеты и судьи в том числе не вписывались в новую социальную советскую структуру.

Уже в первой половине 20-х годов шарсуды были сняты с государственного обеспечения и переведены на содержание мусульманских общин.  Некоторые категории дел - тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд ‒ были изъяты из ведения шариатских судов и переданы в народные суды.

Служители мусульманского культа  лишались избирательных прав, а значит, становились маргинальными людьми.  В Северной Осетии, Адыгее и Кабарде большинство знатоков шариата было отстранено от судебной практики.

Первые попытки отменить действие шариатского правосудия на Северном Кавказе относятся к 1922 году. До конца 1920-х гг шариатские суды были запрещены на всем Северном Кавказе.

 В 1928 году в Уголовный Кодекс РСФСР была введена Х глава «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта». Отправление шариатского правосудия по этой статье приравнивалось к тяжелым уголовным правонарушениям, за которые полагалось заключение в лагере сроком на один год. Подобные наказания были сохранены в российском Уголовном кодексе, принятом в 1961 году.

Восстания с требованиями восстановить работу шариатских судов  жестоко подавлялись  Красной армией при поддержке отрядов НКВД. Только недавно, после рассекречивания архивов НКВД, стало известно, что такие восстания прокатились в Кабардино-Балкарии, это Баксанское и Верхнекурповское «дела» 1928–1929 годов; восстания 1930 года в Большом Карачае, Дидойский и Хновский мятежи в Дагестане и Северном Азербайджане, «дело» шейха Штульского, бунты горцев Чечено-Ингушетии и северного Дагестана в 1934–1936 и 1940–1942 годах. Их руководители были расстреляны, большинство участников осуждены на разные сроки.

Преследования бывших членов шарсудов и их близких продолжались в 1930-е и 1940-е годы. Выпускники лучших мусульманских университетов, образованнейшие судьи и алимы, сидели в тюрьмах, были сосланы, многие из них умерли далеко от родины, в Сибири. Большинство кабардинских «шариатистов» было расстреляно. ..

После распада СССР на волне  мусульманского возрождения на Северном Кавказе началось восстановление шариатского правосудия. Сейчас  шариатские суды действуют  в мусульманских общинах северного Дагестана, Чечни, Ингушетии.

В современной Чечне возрождение ислама и традиций кадирийского тариката рассматриваются как инструмент стабилизации общества и поддерживается Главой республики Рамзаном Кадыровым.

В Чечне, как правило, официально кадий занимает  должность  заместителя главы районной администрации по религиозным вопросам. На должности госслужащих кадии пользуются всеми предусмотренными законом привилегиями и льготами (стаж, отпуск и т.д.), но  исполняют обязанности, определенные религиозным статусом.

Шариатские суды, действуя как светские суды, разбирают достаточно широкий круг вопросов, включая имущественные отношения, в частности, распределение квартир и т.п.

Шариат в Дагестане имеет также  широкое применение – местные имамы, они же выполняют судебные функции, особенно в горных селах, всегда территориально доступны, что позволяет в селе обращаться к ним в любое время дня и ночи.

Важно, что они дорожат своей репутацией, а сам шариат в глазах местного населения освящен традицией, обладает авторитетом как судебная система, а благодаря системе местного телевидения и развитой мусульманской прессе обладает большими возможностями  трансляции исламских ценностей и знаний.

Расул Кадиев, юрист и известный блогер из Дагестана,  в своем блоге пишет, что  в Дагестане уже «некоторые судьи стали признавать в качестве доказательств документы, полученные от мечетей касающиеся ритуалов. Например, один из мировых судей рассматривая заявление женщины о разводе в заочном порядке (отсутствие ответчика-мужа) попросил у заявительницы документ с мечети о расторжении магара (брака)».

Институт маслаата (примирения, где используются нормы адата и шариата), традиция которого в Дагестане насчитывает сотни лет и не прерывалась никогда, в 2000-е годы  получил дальнейшее развитие – маслаатчики ведут дела  по семейным, наследственным, гражданско-правовым спорам и даже уголовным делам.

В их практике – примирение целых кланов. Люди прислушиваются к маслаатчикам, т.к. опасаются общественного осуждения за невыполнение их решений. Тот же Расул Кадиев пишет, что нагрузка маслаатчика в горной части Дагестана приближается к нагрузке районного судьи.

На западном Кавказе – в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее – ситуация выглядит по-другому. Эта часть Кавказа более светская. В период кризиса центральной власти в 1990-е годы общество структурировалось и спаслось от хаоса менее  за счет религиозных традиций, скорее через возрождение традиционных адатных норм управления. Исключение составляют КБР и КЧР, где и сегодня продолжаются интенсивные процессы исламизации, крупные села – Баксан и Учкекен – стали центрами исламского возрождения, а значит, можно ожидать активизацию сельских кади и имамов.

Сможет ли закон о медиации, с информации о котором я начинала этот цикл постов, учесть все это разнообразие? Закон задуман как благое дело – а именно введение в правовое поле уже действующей традиции, в том числе и правовых возможностей шариатских судов, но скорее всего, не будет успешным.

Он бюрократизирует живую развивающуюся реальность ( от медиатора, например, требуется специальное образование, регистрация организации медиаторов и др. формальности)  пытаясь втиснуть ее в прокрустово ложе дополнительных соглашений и сделок, которые придется оформлять желаюшим прибегнуть к процедуре медиации.

 

 

6. Мы за чистый поселок!!! - zagra-05, Дагестан.

У нас в поселке Ленинкент в горах  сделали свалку. Как я понимаю от людских глаз подальше. Короче говоря вонь ужасная, естественно на все это собираются бездомные собаки, видимо их там еще и отстреливают,  валяюься трупы. Блин, Махачкала уже начинает топить в мусоре окраины...

 

7. Стена Майкла - ne-jit, Дагестан.

В Махачкале сразу на выходе из парка в сторону юрфака ДГУ сегодня появилась стена Майкла Джексона)))) Вряд ли она долго просуществует, но меня почему-то этот факт порадовал. Хотя самого певца и не особо любила, но когда вижу такие штуки, понимаю, что есть еще люди, для которых простые, возможно сумасшедшие, но такие легкие потупки важнее грызни, будь она религиозной, политической или еще какой


 

8. Смотрел сейчас НТВ о мести чеченцев русским офицерам - Тамерлан Магомедов, Дагестан.

Смотрел комментарии немолодой чеченки. Ключевая мысль -
"Осужденный офицер российской армии Аракчеев пишет Медведеву. Просит о досрочном освобождении. После того, что произошло с Будановым он будет просить для себя пожизненное". 
Хорошим фоном к комментарию стал ее самодовольный смех.

По поводу увиденного могу сказать одно. Если меня от ее слов и смеха передернуло, то вся РУССКАЯ Россия в этот момент, наверное, сломала телевизор. Напрашиваются следующие выводы:

1. Не надо воспринимать восстановление Чечни, как военные репарации.
2. Не надо воспринимать неограниченную власть, как синоним собственного бессмертия.
3. После этого сюжета на НТВ полковник Буданов, безусловно, становится героем России.



НТВ не станет показывать сюжет на эту тему, смонтированный в таком провокационном контексте, без соответствующей отмашки сверху. Осознание этого вызывает страх и логичный вопрос - чем это все закончится?

 

9. Немного ночного Грозного ! - pycckue-95, Чечня.

 Ночные прогулки по Грозному очень благотворно влияют на уставшие от повседневной рутины умы, побродишь побродишь по этим спокойным размеренным  улицам пару часиков перед сном, и все как-то в голове на свои места становится, и спится лучше. 



 

 

10. Доброй ночи! - Константин Фарниев, Северная Осетия.

"Прогулка по вечернему городу"

Чермен Дудаев
День ушел, попрощавшись со мною
Стонным скрипом железных дверей.
И блуждал я вечерней порою
Под тоской городских фонарей.
Был у Терека. Шумно и людно,
Ни врагов, ни друзей не найдешь.
Мне и Терек найти было трудно:
Молодежь! Молодежь! Молодежь!
Где-то слышались звуки гитары,
Темнота, суета, маета.
Целовались влюбленные пары
На скамеечках возле моста.
Неба звездного краешек выев
Монолитной своею рукой,
Сам Исса Александрович Плиев
На коне сторожил их покой.
Парни, девушки, краски и тени,
Все смешалось - и смех, и оскал.
Как спасенье явились ступени,
По которым я вверх прошагал.
В небе плыли венеры и марсы,
Месяц занял положенный пост,
Но молчали угрюмые барсы,
Охранявшие штыбовский мост.
Вдруг раздался призыв муэдзина,
Я пошел на таинственный зов.
Предо мною предстала картина –
Цвет уменья восточных творцов.
Дух Востока проснулся в поэте,
Лился юного месяца свет,
Я стоял у Суннитской мечети
И смотрел на ее минарет.
Мнилось мне, что в песках неустанно
Я проделал огромнейший путь,
С караванами из Пакистана
У святыни решил отдохнуть.
И присел на скамью у порога,
Окунувшись в мечтаний дым,
А сознанье шептало: «Дорога
Ждет тебя, молодой пилигрим».
Я побрел, но тревожны и сонны,
С золотым оперением крыл
Меня встретили гневно грифоны,
Будто я их в ночи пробудил.
Избегая грифонова взора
И внимая заманчивый шум,
Я увидел за тенью забора
Парк, наполненный дымкою дум.
В парке пели, смеялись, кричали,
Говорили об этом, о том,
Только ивы устало качали
Свои косы над сонным прудом.
И стояли уныло качели,
Отдыхая от долгого дня.
И деревья листвою звенели,
Вновь и вновь вдохновляя меня.
Заиграла душевная лира,
Звуковой создавая эффект.
«Мира, мира, всем людям мира», —
Я сказал, выходя на проспект.
Пусть темнеют небесные своды,
Сердце светит, вдохнув красоту.
Я свободен, и площадь Свободы
Подтверждает мою правоту.
Завершая ночную прогулку,
Поборов окончательно грусть,
По пустому иду переулку
И читаю стихи наизусть.
На далекие томные горы
Ночь накинула темный атлас.
Спи спокойно, мой светлый город,
Несравненный Владикавказ!!! 


 

ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Блогеры «КУ» могут это делать в каждом последнем посте с той же пометкой. Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь