Армения перестает быть малой нацией и готова расширяться и возвращать свое влияние и место в мире
Несколько слов по митингу в Степанакерте.
Фото aravot.am
1. Митинг начался правильно, с молитвы "Отче наш", которую читали архиепископ Арцаха Паргев Србазан и площадь.
Моему поколению советских людей трудно смириться с тем, что наступила пост-секулярная эпоха и начинать что-то важное правильнее с молитвы. Ну ничего – вернется данное понимание, восстановится глубина и многомерность восприятия мира, общества, человека.
2. Выступление Бако Саакяна, прерываемое свистом, заглушаемое скандированием – "хватит". Такая реакция народа оказало сильнейшее воздействие на президента, который похоже не знает, как к нему на самом деле относится арцахское общество, как оценивает годы его правления.
Арцахское армянство с уважением и даже с почтением относится к государственной власти, первому лицу и Бако Саакян стал первым и, надеюсь, последним главой Арцаха, который "удостоился" освистывания со стороны общества. Послужит уроком всем последующим.
3. Свое выступление Никол Пашинян начал с чтения собственных стихов, написанных в апреле 2016 года, когда, будучи депутатом РА, добровольцем приехал на войну. Говорят, что в эти дни он осознал, почему нельзя отдавать ни пяди армянской земли. Почему нет. Война на то и существует, чтобы осознать и принять действительные, а не мнимые ценности.
Но тут важен в данном случае другой аспект. Глава Армении владеет не только публичным словом, не только трибун, но и поэт. Да, не Мецаренц/Варужан, или Чаренц/Севак, но чувствует Вышнюю Армению. Это помогает и обязывает одновременно. Он не сможет сказать, что не понимал, не чувствовал, к чему приводят его шаги, каким эхом отзовутся в будущем и вечности. Николу Пашиняну приоткрылась немного завеса армянской вечности, чтобы он что-то увидел и осознал, о чем он никому говорить не будет. Не должен говорить ни при каких обстоятельствах.
4. Армянскому народу надо осознать и отметить для себя, что Никол Пашинян первый руководитель Армении, который решился обратиться к арцахскому обществу напрямую, без посредников в лице власти. Кочарян или Саргсян не опускались до народа, оставались большевиками/комсомольцами постсоветских времен, задачей которых было уничтожение потенциала Второй Республики/Советской Армении, обеспечение массовой эмиграции и доведение населения Армении до 1-1,2 млн. Почти справились, надо признать.
Причем свое выступление руководитель Армении начал с минуты молчания в память погибших за свободу Армении. Достойный шаг.
5. Выступление Никола Пашиняна можно разделить на несколько блоков. Первой и ключевой темой выступления стал Миацум, которым началась и завершилась речь главы Армении. Тем самым произошло возвращение идеи Миацума в политическую повестку армянской государственности.
Думаю для армянства было важно увидеть массовую поддержку арцахским армянством идеи Миацума. Вчера можно было убедиться, что Арцах действительно за Миацум.
6. При реализации Миацума не будет необдуманных шагов, создающих дополнительные угрозы армянской государственности. Никол Пашинян достаточно четко об этом сказал. Кавалерийских атак с шашкой наголо не будет. Есть путь, который будет пройден, учитывая складывающийся контекст и потенциал Армении.
7. Армения будет гарантом транзита власти в Арцахе и обеспечит ее ненасильственность и прозрачность. Отдельно и не раз было подчеркнуто, что коррумпированные силы и личности не имеют шансов на власть. Фактически прямым текстом было сказано, что Араику Арутюняну, другим потенциальным кандидатам актуальной власти Арцаха надо смириться.
Как будет действовать Самвел Бабаян, которому также было отказано в возможности силовых действий, сказать не берусь. Его личное пребывание во власти исключается, но смогут ли его сторонники найти выход и другого кандидата – поживем увидим.
8. Вторая большая тема выступления Никола Пашиняна, к которой хотел бы привлечь внимание читателей - это вопросы суверенитета. Сувереном Армении был назван весь армянский народ, а не только граждане Армении. Армения – Родина всех армян и государство, заявляющее о своей преемственности государству Арташесидов, Хетума и киликийских королей и так далее вплоть до 20 века (об этом было сказано прямо).
Такой взгляд переворачивает существовавшую до сих пор парадигму и выводит армянскую государственность за границы Армении, оформленные Московским договором 21 года, Лозаннским договором. Мы имеем дело с ключевым моментом, который еще предстоит осмыслить и осознать.
9. Второй важный момент, связанный с проблемами суверенитета - это инклюзивность, а не эксклюзивность предлагаемой парадигмы. Суверенами Армении объявляются не только армяне, но и все народы, проживающие на территории армянской государственности – курды, езиды, русские, ассирийцы и др. И в этом смысле все они - армяне и полноправные граждане новой Армении. Это крайне важное заявление и подход, учитывая неизбежно изменение границ на Ближнем Востоке и Кавказе.
Армения перестает быть малой нацией, решающей проблемы выживания и готова расширяться и возвращать свое влияние и место в мире, привлекая к строительству новой/старой Армении ресурсы и потенциал всех народов, живущих в 21 веке на Армянском Нагорье, Ближнем Востоке. Мы открыты для сотрудничества и совместного строительства новой Армении, нового Ближнего Востока, опираясь на автохтонов региона.
10. Третий важный момент. Впервые из уст руководителя Армении прозвучало видение армянского будущего до 2050 года. Можно и нужно критически подходить к заявленным целям и пр. Впервые прозвучала речь, в которой, пусть штрихами, но очерчиваются горизонты стратегического предвидения армянской государственности. Штрихи местами не точны, не выверены и просто неправильно легли, должны быть заменены, но мы впервые видим процесс – процесс осмысления и формирования будущей Армении, которая развивается, увеличивает свой потенциал, а не решает исключительно проблемы выживания.
Премьер-министр преодолевает комплекс малого, сжимающегося во времени и пространстве, выживающего народа, в свое время создавшего Армянскую цивилизацию, доминирующую в регионе и соперничающего с Египтом, Римом, Ираном.
Это поворотный момент в вековых и даже тысячелетних трендах. Меняется "знак производной" Армянской цивилизации, и к 2050 году это поймут все народы региона и мира.