Фото
13:02, 24 июня 2011

Дагестан на распутье


"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".

Руслан Таркиев из Дагестана рассказывает об акции правоохранителей в мечети села Советское и конфликте внутри мусульманской общины республики.

Руслан Таркиев (псевдоним): "Родился в 1970 году в Дагестане. Образование высшее, окончил два вуза. Специальности – экономист и юрист. Работаю заместителем руководителя в одной из коммерческих компаний".

Инцидент, произошедший 13 мая этого года в селе Советское Магарамкентского района Дагестана, мало освещался российскими СМИ, зато получил большую огласку в самой республике. На чьей стороне правда — еще предстоит разобраться правоохранительным органам, но кое-где градус конфликта приближается к критической отметке.

Конфликт между представителями различных течений в исламе - «традиционного», поддерживаемого Духовным управлением мусульман Дагестана и так называемых «салафитов» (в простонародье «ваххабитов) назревал в селе давно.
 
В населенном пункте проживают около 5 тысяч человек, и до недавних пор никаких конфликтов не наблюдалось. Жители занимались сельским хозяйством, вели обычную жизнь. Единственную мечеть посещали, в основном, пожилые люди. Позже, по словам бывшего имама мечети Сулеймана Пашаева, в Советском появились молодые люди, которые начали проповедовать «чистый ислам», вести беседы среди местной молодежи. Несколько месяцев назад, как говорит имам, сторонники «нового курса», заявив о том, что им негде молиться, силой захватили мечеть, и теперь туда ходят исключительно представители салафитского течения.

По словам прихожан, 13 мая, во время пятничной молитвы, в мечеть ворвались полицейские, которые забрали оттуда около сотни мусульман, в том числе и школьников. Всех доставили в районное отделение полиции. Дальше показания сторон разнятся. По словам задержанных, в отделении полиции их избивали, оскорбляли, насильно остригли волосы и бороды. Правоохранители, в свою очередь, заявляют, что людей просто сфотографировали и сняли отпечатки пальцев, а о рукоприкладстве никакой речи и быть не может.

Директор местной школы Сидикуллах Ахмедов говорит, что с тех пор как в селе появились салафиты, возникло напряжение в обществе: «Дети начали уходить с занятий в мечеть, девочки стали одевать хиджаб, хотя у нас в школе введена единая школьная форма». Как рассказывают прихожане мечети, руководство школы заявляет везде, что «мы ваххабиты, девочкам запрещают приходить в школу с покрытой головой и длинных юбках».

Как рассказала мне одна из местных жительниц, тихое и мирное село превратилось чуть ли не в поле битвы между различными мусульманскими течениями. «Кто хотел молиться, никто ему не мешал. В то же время не было и никаких попыток вмешаться в светские устои. Теперь хотят заставить девочек надеть паранджу, угрожают родителям», - говорит Патимат.
Представители дагестанских властей пообещали разобраться в сложившейся ситуации, и наказать виновных, если нарушение закона действительно было. Прошли две недели, и, казалось, об инциденте все забыли.

Первого июня в Махачкале начало работу выездное заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В Дагестан схъехались известные российские правозащитники, в открытии мероприятия принял участие глава республики Магомедсалам Магомедов.

Размеренный ритм совещания нарушил один из руководителей религиозного движения "Ахлю-сунна-ва-Джамаа" Аббас Кебедов. Попросив слова, он сказал, что возле Национальной библиотеки в Махачкале, где проходило совещание, собрались несколько тысяч человек, которые требуют наказать виновных в избиении мусульман в селе Советское. Кебедов попросил разрешения удалиться, чтобы утихомирить бушующую толпу.

К слову, Аббас Кебедов — личность достаточно известная и противоречивая, но обладающая определенным авторитетом. До начала 1990-х Аббас Кебедов был в числе соратников своего сводного брата Багаутдина Кебедова, который считается одним из идеологов ваххабизма в Дагестане и находится в международном розыске. Согласно информации дагестанского УФСБ, в 2007 году Кебедов, был депортирован из Египта "за экстремистскую деятельность". Затем Кебедов вроде отошел от активной деятельности по поддержке ваххабизма.

Указом президента Дагестана Кебедов включен в состав Комиссии для содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики. Кебедову удалось убедить собравшихся на стихийный митинг людей очистить центральную улицу Махачкалы — проспект Расула Гамзатова, и собраться возле мечети на улице Котрова. Он попросил воздержаться от провокаций и пообещал рассказать правозащитникам о сложившейся ситуации. После этого пикетчики согласились разойтись.

Будут ли наказаны правоохранители, если они действительно нарушили закон, как пройдет расследование — зависит от позиции руководства Дагестана. Наметившиеся в последнее время попытки примирить салафитов и «традиционных» мусульман, наладить между ними мирный диалог, встречают сопротивление со стороны определенных сил, кому выгодна дестабилизация обстановки в республике.

Определенная часть вины за срыв мирного диалога ложится на Духовное управление мусульман Дагестана, которое практически монополизировало всю религиозную деятельность в республике и не хочет делиться с салафитами влиянием на прихожан.

Интересную точку зрения прочел на днях в российских СМИ. Как считает экс-президент Торгово-промышленной палаты, академик Евгений Примаков, подъем вооруженного исламизма на Северном Кавказе и в Дагестане, в частности, не остановить, если не удастся изменить настроения мирных жителей, сочувствующих боевикам.

"Важно отметить, что опасность не только в том, что несколько сотен молодых людей начали вооруженную борьбу, совершают нападения на представителей власти, террористические акты против мирного населения. Главная опасность состоит в том, что против них не настроена большая часть местного населения, а многие втайне им сочувствуют, и без перелома в таких настроениях тщетными будут попытки полностью подавить исламистов-экстремистов", - пишет Примаков.

Дагестан сегодня стоит на распутье. В какую сторону качнется маятник или же останется на месте, во многом зависит будущее этой республики. В Махачкале, к примеру, можно увидеть модниц, одетых по последней европейской моде, разъезжающих в дорогих автомобилях. В рестораны города порой невозможно попасть из-за отсутствия свободных мест, хотя радикалы угрожают этим заведениям, требуя прекратить торговать спиртным и транслировать музыку. С другой стороны — все больше молодых девушек в хиджабах, тысячи верующих возле мечетей. Многие из них не приемлют светский образ жизни и желают, чтобы республика жила по шариату.

Восток — дело тонкое, говорил герой известного фильма. Смогут ли люди, придерживающиеся различных, порой диаметрально противоположных взглядов, найти общий язык, и не мешать другим жить как им хочется, естественно, соблюдая законы государства? Да и во всех священных книгах сказано — не убивай, не обижай ближнего своего. К сожалению, сегодняшняя ситуация больше напоминает жизнь по законам волчьей стаи...

Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
19 августа 2024, 18:07
Апти Алаудинов
Выбор редактора
Все блоги
Блогеры
23:25, 10 октября 2024
Южная Осетия какая она есть, была и могла бы быть
Закрытая безопасность
19:50, 10 октября 2024
Ветер с Апшерона
1
Эмин Агаларов и казино в радикальном Нардаране
16:42, 10 октября 2024
BERG...man Tbilisi
23
Чайлдфри и фильм "Дорога к дому"
14:57, 10 октября 2024
Ветер с Апшерона
6
Принципиально разное отношение к поверженному