Памятник жертвам политических репрессий установлен в Махачкале
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Открытие памятника жертвам политических репрессий, установленного в Махачкале, запланировано на 13 ноября. Переговоры с властями о его открытии продолжались с 2013 года, сообщил один из инициаторов установки памятника Ахмед Мужаидов.
Как писал "Кавказский узел", инициативная группа жителей Дагестана начала переговоры с властями об установке памятника жертвам политических репрессий в 2013 году. В последующие годы активисты сталкивались с нежеланием властей содействовать инициативе, место для установки памятника в сквере было определено властями 25 октября 2018 года.
Одним из инициаторов установки памятника жертвам политических репрессий является Ахмед Мужаидов. По его словам, он еще в 2009 году обращался к главе администрации Буйнакского района с этой идеей, но тогда его попросили подождать из-за отсутствия денег в бюджете. "Первоначально у меня была идея поставить памятник в Буйнакске или Буйнакском районе. Но денег на это не нашлось. Потом я узнал, что Разия Джамбулатова (научный сотрудник, работник архивных учреждений республики, скончалась октябре 2020 года. – Прим. "Кавказского узла") тоже ведет работу по установке памятника в Махачкале. Мы сформировали группу из пяти человек и с августа 2013 года вместе начали заниматься этим вопросом", - рассказал активист.
Первым делом они написали письмо тогда еще врио главы Дагестана Рамазану Абдулатипову, который положительно отнесся к их инициативе, отметил он. "Практически сразу был объявлен марафон по сбору средств для установки памятника. Но все затянулось из-за поиска подходящего места. Предложенное место в парке имени Ленинского комсомола было отвергнуто, так как городские власти посчитали, что траурному мемориалу не место в парке, где отдыхают люди", - отметил Мужаидов.
По его словам, после этого обсуждались еще несколько мест, но они либо не устраивали самих членов инициативной группы, либо не удавалось получить разрешение от служб. "Нам бы хотелось разбить небольшой парк и поставить памятник на месте, где происходило массовое захоронение расстрелянных. Мы планировали посадить деревья, произвести перезахоронение останков в братской могиле. Это место находится у трассы, ведущей из Махачкалы в Каспийск, напротив бывшего ипподрома. Но эта территория огорожена колючей проволокой, она в собственности (силовой структуры) и разрешения от них мы не получили", - посетовал Ахмед Мужаидов.
В итоге и городские чиновники и члены инициативной группы согласились на установку памятнику в сквере у проспекта Петра Первого в Махачкале, рассказал активист. По его словам, после многочисленных обращений инициативной группы к главе Дагестана Владимиру Васильеву, в мае 2019 году он издал указ, по которому предписывалось "соорудить памятник жертвам политических репрессий". "Это место тоже является символическим, поэтому мы согласились установить памятник там. Именно по этой улице конвой вел приговоренных к месту казни и возвращался обратно уже без них", - пояснил Мужаидов.
Как только место было определено, был объявлен сбор средств, сообщил он. "Но, к сожалению, мало кто откликнулся на него. Только некоторые представители бизнес-структур и меценаты, незначительные пожертвования были и от жителей республики. Гендиректор фирмы "Бирюза" Гаджи Акаев предоставил бесплатно мрамор для облицовки памятника. Сопредседатель совета по развитию малого и среднего предпринимательства при мэре Махачкалы Абдулхаким Пахрутдинов помог нам с бетоном. В прошлом году нам удалось добиться, чтобы все работы по установке памятника были включены в бюджет города. Памятник уже смонтирован и установлен", - отметил инициатор установки мемориала.
Официальное открытие памятника должно было состояться 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. Но из-за введенных дополнительных ограничений в связи с коронавирусом мероприятие было перенесено на 13 ноября.
30 октября ежегодно отмечается в России как День памяти жертв политических репрессий. Жители Дагестана мало интересуются историей политических репрессий в Советском Союзе, констатировал ранее составитель подготовленного к печати второго тома Книги памяти реабилитированных жителей республики Махач Мусаев. Общество должно отвлечься от сиюминутных интересов и осмыслить произошедшее, считает писатель и литературовед Миясат Муслимова.
Памятник представляет собой разбитое сердце, обе половины сделаны разных цветов, рассказал активист. "Было много вариантов эскиза. Мы его обсуждали и в Союзе художников Дагестана. Думаю, то что есть это самый лучший вариант. Черная и белая половинка сердца символизирует темную и светлую полосу жизни", - объяснил Мужаидов.
По его словам, если найдутся меценаты, то прилегающую территорию еще можно будет доработать и благоустроить.
Тема политических репрессий близка Ахмеду Мужаидову и является личной семейной трагедией – в 1937 году, когда он еще был младенцем, его отца Мужаида Алиагаева приговорили к высшей мере наказания. "Отец у меня был ученым-арабистом. Он преподавал в медресе Нижнего Казанища, Халимбекаула, Кумторкалы. Он выпускал журнал "Танг Чолпан" ("Утренняя звезда") вместе с первым дагестанским издателем Магомедом Мавраевым и известным просветителем того времени Абусупьяном Акаевым. Но 29 июля 1929 года отца арестовали по контрреволюционной 58-й статье. Он попал под ту волну, когда задерживали всех ученых-алимов. Его приговорили к 10 годам. Отбывал срок он в Котласе, на строительстве Беломорканала. Но спустя шесть с половиной лет он смог досрочно вернуться домой – дело было закрыто "за отсутствием состава преступления", - рассказал Мужаидов.
Повторно Мужаид Алиагаев был задержан 29 июля 1937 года, спустя месяц после рождения пятого ребенка, Ахмеда Мужаидова. Обвинили Алиагаева по той же, 58-й статье УК РСФСР, сообщил Мужаидов. "Во время первого ареста отец писал матери письма, связь не прекращалась. Но после второго ареста мы не получили ни одного письма. Старший брат пытался узнать его судьбу. В середине 50-х годов на его запрос в КГБ, получили официальный ответ, что отец скончался от язвы желудка в местах лишения свободы в 1945 году. Но это была неправда. Лишь спустя годы мы узнали, что решением "тройки" НКВД он был приговорен к высшей мере в сентябре 1937 года. Приговор был приведен в исполнение 16 ноября", - отметил Ахмед Мужаидов.
В 1960 году Мужаид Алиагаев был реабилитирован Верховным судом ДаССР, сообщил его сын. "В Дагестане под 58-ю статью попали свыше 15 тысяч человек. И только половина из них реабилитирована. Не все документы исследованы. По остальным делам доступ к материалам получить не удается пока", - рассказал он.
"Чтобы добиться возведения памятника, пришлось пройти через многое, обратиться во многие структуры. И не везде встречали охотно. Кто-то даже требовал закрыть дверь с другой стороны, не дослушав до конца. Но я рад, что все это так закончилось. Пусть этот памятник будет напоминанием о том, что нельзя так обращаться со своим народом", - отметил Ахмед Мужаидов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"