06 ноября 2021, 23:36
Ставропольский экоактивист пожаловался на избиение силовиками
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Активист Андрей Фокин заявил, что силовики задержали и избили его после попытки подать жалобу на нападение в Ставропольском крае. Фокина поддержал комитет "За гражданские права", обратившийся в Совет по правам человека.
Сегодня активист-эколог, бывший консультант одного из кандидатов в Госдуму от КПРФ, соучредитель профсоюза трудящихся Ставропольского края Андрей Фокин получил из комитета "За гражданские права" ответ на свое заявление об избиении. Заявление Фокина перенаправлено уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае Николаю Лисинскому, говорится в письме за подписью председателя комитета Андрея Бабушкина, который также является членом Совета по правам человека при президенте России и членом экспертного совета при уполномоченном по правам человека.
"Фокин занимается экозащитной деятельностью в КМВ (Кавказских Минеральных Водах. - Прим. "Кавказского узла") уже не первый год. В СМИ представлено больше сотни публикаций о его деятельности по защите экологии”, - отмечает Бабушкин, обращаясь к Лисинскому с просьбой провести проверку относительно превышения должностных полномочий силовиками.
Андрей Бабушкин подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что писал Лисинскому. "Пока что не планируется ничего более - посмотрим на реакцию ставропольского отделения СПЧ", - сказал Бабушкин.
Задержанию предшествовал конфликт у несанкционированной свалки
По словам Фокина, он 29 октября получил сообщение о незаконной вырубке деревьев в парке Железноводска, входящего в границы особо охраняемой природной территории краевого значения - заказника Бештаугорского. Оставив постоянную работу, Фокин вместе с товарищем отправился на маршрутке на место происшествия. По дороге он заметил, как стоявший на улице мужчина выбросил стаканчик из-под кофе на незаконную свалку. Активист остановился и потребовал забрать стакан. "В ответ я получил кучу мата, означавшего доброго пути дальше. Тогда я стал снимать мужчину на телефон, но он ударил меня… Разбились очки, было ощущение сотрясения мозга", - рассказал Фокин.
Активист вернулся домой и вызвал полицию. Его отвезли сначала на место происшествия, а затем в участковый опорный пункт, где Фокин собирался подать заявление об избиении, однако участковый принять заявление отказался. "Участковый вместо принятия заявления стал отговаривать меня от подачи, не стал даже смотреть на номер машины, в которой уехал избивший меня человек. Я возмутился, сообщил, что на мою экологическую деятельность, заявления о нарушениях полиция не реагирует", - рассказал Фокин.
По его словам, после этого силовики скрутили ему руки ремнем и отвезли в отделение силовой структуры. "Во время дороги сидевший сзади <силовик> душил меня ремнем безопасности и оскорблял, ругался. Остальные <силовики> смеялись, явно получая удовольствие от насилия по отношению ко мне", - сообщил Фокин.
Активист признал, что еще до поездки на место вырубки выпил небольшое количество алкоголя. В отделении силовой структуры на Фокина составили протокол "о нахождении в общественном месте в нетрезвом состоянии", однако активист утверждает, что был трезв, а нарушенная координация движений и невнятная речь, зафиксированные в протоколе - последствия удара. Также Фокин указал, что имеет слабое зрение, -7, и без очков плохо ориентируется в пространстве. Также в отношении Фокина был составлен протокол "о неуважении к обществу в виде приставания к прохожим и использования ненормативной лексики".
В отделе полиции был также товарищ Фокина. В отличие от активиста он подписал, что согласен с аналогичными протоколами и попросил забрать свои вещи из дома Фокина, которые там оставил. Полицейские отвезли мужчин до дома, но выпустили из машины только друга Фокина, заявив, что активисту придется отдать ключи от квартиры. "Я не согласился и попытался выйти из машины. Буквально метр прошел, как на меня налетели, повалили на землю лицом в асфальт, стали избивать. Затем привезли в <отделение силовой структуры>. Там мне угрожали, что я проведу ночь с геями или "негром". Это такой злорадный полицейский юмор… У меня были разбиты коленки, правая нога, лоб, плечи", - рассказал Фокин.
Суд назначил Фокину арест и штраф
31 октября активист был доставлен в Железноводский городской суд по делу о нецензурной брани, а 1 ноября - в мировой суд Железноводска по делу о пребывании в общественном месте в состоянии опьянения. Затем Фокин провел сутки в ОМВД Железноводска. По первому делу суд назначил 48 часов административного ареста, по второму - штраф в 1000 рублей, указано в судебных решениях, имеющихся в распоряжении "Кавказского узла". Судебные решения будут обжалованы после консультации с юристом, сообщил Фокин.
Адвоката на судах не было. На первом заседании активист потребовал сделать звонок для поиска адвоката. Ему дали мобильный телефон, но почти сразу же забрали. Юридической помощи Фокин, по его словам, так и не получил.
На втором суде активист, почувствовав себя плохо, попросил вызвать скорую помощь. Фельдшеры "выдали лишь салфетку с антисептиком", посетовал Фокин.
С телефона Фокина исчезли свидетельства об экологических нарушениях
Фокин утверждает, что силовики очистили память его телефона. "1 ноября, после двух суток ареста, я вернулся домой, поставил телефон на зарядку и понял, что все видео и фото удалены - а там находились съемки доказательства по природоохранным правонарушениям. Главное - это работа полигона возле Ессентукской. <Силовики> просто вынули флешку из телефона и удалили все, что на ней было. Но часть фотографий уже выложена в социальных сетях, также есть синхронизация на "Яндексе" и Google. Но пока что не проверял - голова болит", - сказал Фокин.
Как писал "Кавказский узел", группа экологов 19 июля инспектировала нелегальную мусорную свалку около памятника природы Клин-Яр, снимая на видео подъезжающие грузовики с мусором. Они пожаловались на то, что во время инспекции подверглись нападению. Владелец полигона протаранил их машину на джипе, ударил одного из активистов и угрожал расправой другим, утверждают экологи. Андрей Фокин, посетив это место, констатировал, что полиция опечатала полигон, мусор туда не свозится.
Помимо этого, активист располагал снимками, которые не были переданы правоохранителям и потенциально могли стать доказательством бездействия служб по вывозу мусора и железноводских властей. По словам Фокина, в Иноземцево он несколько месяцев снимал лежащие рядом с мусорным контейнером ветки, никем не вывозимые, а также зафиксировал плохое содержание тротуаров и отсутствие освещения.
Следствие начало проверку избиения Фокина
4 ноября активист посетил следователя в Пятигорске, куда Фокин был приглашен повесткой о даче показаний для доследственной проверки о возможном превышении полномочий силовиками. При этом заявление в Следственный комитет Фокин не подавал. Он предположил, что проверка проходит в связи с его публикацией об избиении в Instagram.
Следователь пообещал 8 ноября пригласить активиста на судмедэкспертизу. Однако Фокин указал, что большая часть побоев уже сошла. Он добавил, что боится выходить на улицу, опасаясь силовиков. "Не могу исключить тот факт, что нападение было совершено в связи с моей законной экологической деятельностью", - заявил Фокин.
Активист опасается мести силовиков
По словам Фокина, он хорошо известен ставропольским силовикам, которые не заинтересованы в его расследованиях. Активист считает, что в давлении на него заинтересованы местные власти, получающие доход от незаконной вырубки Бештаугорского заказника. По данному факту в январе Фокин подавал заявление в полицию. "Но тогда ничего не произошло - со стороны полиции. Зато происходило со стороны неустановленных лиц - в июле мне выбили первое стекло в машине, в августе второе, в сентябре выбили лобовое стекло. По факту последнего инцидента я подал заявление, но приехавший на место происшествия сотрудник полиции даже не захотел сфотографировать машину", - рассказал Фокин.
Он напомнил, что три года назад, являясь доверенным лицом одного из кандидата в губернаторы Ставропольского края, был избит. Как отметил Фокин, тогда у него диагностировали сотрясение мозга средней тяжести.
Фокин является одним из самых активных экоактивистов на Ставропольском крае, отметила бывшая руководительница краевого отделения "Голоса"* Екатерина Пономаренко. "Он буквально озабочен экологией. Приехал на Ставрополье из Москвы. Много судится, даже на федеральном уровне. Его можно назвать одним из самых активных экологических активистов”, - сказала Пономаренко корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, в Ставропольском крае экологическая проблема стоит остро, но не сильнее, чем в иных регионах России. "Экологические проблемы - точечные. В основном это касается отбора природоохранных земель под застройку. Но я не могу сказать, что в Ставропольском крае с экологией все плохо", - заключила Пономаренко.
Опасность экологического активизма на Ставрополье зависит от многих факторов: если это субботники по уборке леса и высадке деревьев при согласовании с администрацией города, то это самый безопасный вариант, и “ещё грамоту дадут”, сказал корреспонденту "Кавказского узла" координатор Центра гражданских инициатив Северо-Кавказского федерального округа, бывший председатель ставропольского отделения "Яблока" Валерий Ледовской.
Другое дело, по его словам — коммерческие или государственные проекты, особенно оплачиваемые из федерального бюджета. "И если заниматься этой практической экологией, в темах, когда производства или государственные стройки могут вредить конституционному праву граждан на экологию, то многое зависит от нескольких факторов. Во-первых, это сообщество, от имени которого ведется работа. Если это федеральная партия, то силовое воздействие будет применяться с меньшей вероятностью, нежели от имени незарегистрированного общественного движения. Не всегда силовики рискуют выносом негативных инфоповодов на федеральный уровень, а партии это могут. Также неплохо в этой работе заручиться поддержкой СМИ, которые могут сообщить о фактах применения административного, а подчас и физического давления", - считает Ледовской.
Он указал на собственный опыт экоактивизма в Ставропольском крае. "Экология — достаточно комфортная тема для работы. Да, есть некоторые правила, некоторые буйки, за которые лучше не заплывать. Но для практических результатов обычно это и не нужно. Вполне достаточно законных инструментов, если уметь их эффективно использовать, формулировать правильно мысли, общаться с населением, проводить разъяснительную работу. Не всегда результаты получаются прямые, но на дискуссию выйти можно. И я бы не использовал слова "сами виноваты" для некоторых активистов, ибо правоохранительные органы подчас ведут себя некрасиво, а изредка и преступно, превышая полномочия и фабрикуя административки и уголовки. Но иногда и активисты перегибают палку там, где этого можно было бы не делать, задействуя другие формы протестов, другие ресурсы. Когда понятно, что могут сломать, если за тобой нет никакой платформы, которая является хотя бы какой-то крышей. Когда есть амбиции прогреметь, а не добиться результатов", - заключил Валерий Ледовской.
В целом активизм на Ставрополье, по его мнению, не встречает понимания со стороны местных жителей. "Опять же, экологический активизм часто связывают с прозападной политикой. А экологические позитивные проекты от имени власти — например, ветровые электростанции — это, как говорится, другое. Потенциальных политических конкурентов к подобным проектам краевая власть никогда не подпустит на пушечный выстрел", - отметил Ледовской.
* организация включена Минюстом России в реестр иноагентов.
Автор: Олег Краснов источник: корреспондент "Кавказского узла"