Аналитики оценили последствия отказа Грузии от помощи Евросоюза
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отказ властей Грузии от финансовой помощи Евросоюза, которая предлагалась в обмен на реформы, угрожает разбалансировкой в отношениях с Западом и расходится с нуждами экономики страны, которая из-за этого рискует столкнуться с оттоком инвестиций и ростом безработицы, указали опрошенные "Кавказским узлом" грузинские аналитики.
Как сообщал "Кавказский узел", 28 июля стало известно, что "Грузинская мечта" вышла из соглашения, заключенного ранее с оппозицией для разрешения политического кризиса. Президент Евросоюза Шарль Мишель напомнил властям Грузии о выполнении соглашений на фоне приближения сроков предоставления финпомощи от ЕС. "Грузинская мечта" не вернется к соглашению с оппозицией, поскольку это грозит ей потерей власти в результате выборов, отметили грузинские аналитики.
31 октября 2020 года в Грузии прошли парламентские выборы, после которых оппозиция объявила бойкот работе законодательного органа. Вследствие этого в стране возник политический кризис. Для его разрешения власти и оппозиция 19 апреля заключили соглашение. Документ был представлен президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и предполагал, что если правящая партия наберет меньше 43% на предстоящих осенью выборах в местные органы власти, то в 2022 году будут назначены досрочные парламентские выборы. Кроме того, предполагалась амнистия всех, кто проходил по делу о беспорядках на митинге в июне 2019 года. Соглашение также предполагало проведение масштабных реформ в избирательной и судебной сферах.
Правозащитники указали на угрозу евроатлантической интеграции Грузии
Десять грузинских неправительственных организаций 31 августа выступили с совместным заявлением, в котором указали на отклонении Грузии от евроатлантического курса. Правозащитники считают, что заявление премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили о "воздержании" властей страны от получения помощи ЕС в размере 75 миллионов евро означает отказ от реформ в судебной системе.
"Заявление премьер-министра Гарибашвили после того, как "Грузинская мечта" аннулировала соглашение с оппозицией от 19 апреля, прямо указывает на то, что правящая партия в очередной раз отказывается выполнять свои обязательства перед Европейским союзом, включая судебную реформу, что значительно подрывает демократическое развитие страны и международную репутацию и представляет собой серьезную угрозу евроатлантической интеграции", – сказано в заявлении, опубликованном 31 августа на сайте Transparency International Georgia.
Заявление подписали "Грузинская демократическая инициатива", Transparency International Georgia, Институт демократии и безопасного развития, Центр по правам человека, Грузинская ассоциация реформ, Союз демократических месхетинцев "Либеральная академия", Фонд открытого общества, Международное общество справедливых выборов и демократии и Фонд гражданской интеграции.
Одним из пунктов соглашения между властями Грузии и оппозицией была указана реформа системы правосудия. 17 июня на заседании Высшего совета юстиции Грузии прошло голосование отборочного конкурса кандидатов на должность судьей. Решением совета были назначены 46 судей. Грузинские правозащитники раскритиковали Совет юстиции указав, что судьи были назначены до реформы судебной системы, что противоречит достигнутым ранее соглашениям и ставит под сомнение объективность реформы, так как судьи были назначены до ее проведения.
Власти Грузии объяснили отказ от финпомощи ЕС ростом внешнего долга страны
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили 31 августа заявил, что власти страны решили воздержаться от получения 75 миллионов евро от Евросоюза. Он объяснил это тем, что Грузия "начала сокращать внешний долг, и нет необходимости получать деньги". "Мы благодарны ЕС за всю ту помощь, которую они нам оказывают. Мы продолжим двигаться в этом направлении. С другой стороны, этот вопрос стал политически очень обременительным и поэтому, чтобы избежать любых инсинуаций, которых правительство не исключает, мы должны воздержаться от получения второй части кредита. Главный мотив состоит в том, что мы должны постепенно начать сокращение внешнего долга", – сказал в эфире телеканала "Формула" Гарибашвили, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Несмотря на отказ властей Грузии от получения второй части кредита, Евросоюз призывает их к выполнению оговоренных ранее реформ, заявил спецпредставитель ЕС в Грузии Жульен Крамп. "Евросоюз принял во внимание письменное уведомление о решении правительства Грузии о том, чтобы не запрашивать оставшуюся часть суммы. Следует отметить, что Грузия не смогла выполнить условия макрофинансовой помощи <…>. ЕС тем не менее призвал Грузию выполнить свои обязательства в области правосудия согласно интересам граждан Грузии и для дальнейшего сотрудничества", – сказал 31 августа в эфире телеканала "Формула" Крамп, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Аналитики раскритиковали власти Грузии за отказ от помощи Евросоюза
"Грузинская мечта" пошла на отказ от помощи ЕС из-за угрозы потери власти, считает политолог Гела Васадзе. "В любом случае правительство будет при деньгах, поскольку остается природная рента на добычу полезных ископаемых – их немного, но они есть, как, например, марганец в Чиатуре, золото в Сакдриси или уголь в Ткибули. А вот потеряв власть "Грузинская мечта" рискует потерять и свои доходы и возможность вернуться во власть в будущем, и даже свободу для многих ее представителей", – сказал Васадзе корреспонденту "Кавказского узла".
Отказ от финпомощи ЕС – это провал во внешней политике, подчеркнул экономист Гия Хухашвили. "Это полный провал правительства Гарибашвили во внешней политике, он цинично пошёл ради сохранения власти "Грузинской мечты", – сказал Хухашвили корреспонденту "Кавказского узла".
Во время пандемии экономика Грузии безусловно нуждается в кредитах и инвестициях, добавил он. "Решение Гарибашвили отказаться от кредита приведет к потере не 70 миллионов, которые готов был предоставить ЕС, а к большим потерям. В первую очередь, начнется отток инвестиций, поскольку инвесторы увидели, что Грузия – ненадежный партнер. А это может вызвать и потерю рабочих мест, и падение национальной валюты", – объяснил экономист.
Также он указал на провал судебной реформы. "Судебная система – это фундамент для инвестора, который видит в судах защиту для своих вложений. А поскольку "Грузинская мечта" снискала критику от Евросоюза по поводу своей судебной реформы, то инвесторы убедились, что, во-первых, суды будут предвзяты, а во-вторых, ради сохранения власти "Грузинская мечта" готова на любые нарушения", – заявил Хухашвили.
Решение властей Грузии об отказе от второй части кредита ради сохранения власти может обернуться протестами, полагает бывший руководитель информационно-аналитического отдела МВД Грузии Шота Утиашвили. "Если помните, то Евромайдан начался именно потому, что Янукович отказался от кредитов, которые ему предлагали ЕС и Международный валютный фонд", – отметил Утиашвили корреспонденту "Кавказского узла".
Отказ от финансовой помощи со стороны Евросоюза может обернуться Грузии последствиями вплоть до санкций, считает один из лидеров "Европейской Грузии" Гига Церетели. "Страна тонет в долгах, мы очень хорошо знаем, что были взяты катастрофические долги, и теперь кажется, что она начала расплачиваться с долгами и отказываться от этой помощи. Кто в это поверит? К сожалению, для страны – это шаг в сторону санкций", – сказал 31 августа в эфире телеканала "Формула" Церетели, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
По данным издания "Батумилеби", для пополнения бюджета Грузии, который в 2021 году составил 19 миллиардов лари (около 6,1 млрд долларов), грузинское правительство привлекло 5 миллиардов лари (около 1,65 миллиардов долларов) за счет еврооблигаций, а также кредитов Французского агентства развития, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития и Европейского союза, следует из информации издания, перевод которой выполнил корреспондент "Кавказского узла".
источник: корреспонденты "Кавказского узла"