25 февраля 2019, 19:25
Аслан Иритов выдворен с процесса после спора со свидетелем
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд в Нальчике допросил сегодня двух свидетелей по делу главы "Вольного аула" Аслана Иритова. Часть заседания проходила без участия подсудимого: Иритов эмоционально отреагировал на слова свидетеля и был удален судьей из зала за нарушение порядка.
Как писал "Кавказский узел", Нальчикский горсуд рассматривает уголовное дело в отношении главы общественной организации "Вольный аул" Аслана Иритова, обвиняемого в избиении полицейских 31 октября 2017 года. Сам Иритов требует возбудить дело в отношении правоохранителей, применивших силу к нему и его родным. На заседании 12 февраля адвокат Иритова указал, что показания потерпевшего Заура Крымукова о крови на лице его коллеги Губашиева расходятся с тем, что видно на видеозаписи. Сам Аслан Иритов выразил сомнения в объективности судьи и ходатайствовал о его отводе, но суд это ходатайство отклонил.
Аслану Иритову предъявлено обвинение в применении насилия к представителю власти и оскорблении представителя власти (статьи 318 и 319 УК РФ). Потерпевшими по делу признаны замначальника Центра "Э" Хамидби Губашиев и начальник угрозыска МВД по Кабардино-Балкарии Заур Крымуков. По их показаниям, силовики с автоматами пришли домой к Аслану Иритову, чтобы вручить ему предостережение о незаконности несанкционированных митингов. В избиении полицейских был обвинен также брат Аслана Иритова Беслан, его дело рассматривалось отдельно. 26 октября 2018 года суд приговорил Беслана Иритова к шести месяцам лишения свободы. 18 декабря приговор подтвердил Верховный суд Кабардино-Балкарии.
Сегодня в суде продолжился допрос свидетелей обвинения. Показания давал старший оперуполномоченный ОМВД по Эльбрусскому району Руслан Бейтуганов. На момент рассматриваемых в суде событий он работал сотрудником ЦПЭ МВД по КБР.
Руслан Бейтуганов рассказал, что выехал к дому Иритова по указанию руководителя ЦПЭ для вручения ему уведомления о недопущении проведения несанкционированного митинга. Далее он изложил обстоятельства визита в дом Иритовых, перечислил несколько фамилий сотрудников подразделения, которые были с ним. Свидетель сообщил, что к силовикам вышла женщина, предположительно супруга Беслана Иритова, потом сам Беслан Иритов, который в грубой форме стал прогонять их со двора.
Вышедший затем во двор Аслан Иритов, по словам свидетеля, ударил Губашиева головой в лицо. «Я видел, как Губашиев сплевывал кровь», - сказал свидетель. На вопрос гособвинителя, сколько всего человек прибыли во двор Иритовых, свидетель ответил: «Пятнадцать – двадцать».
На вопрос, в чем конкретно заключалась его задача, свидетель ответил, что он обеспечивал «силовое сопровождение», и пояснил, что он должен был «предотвратить неправомерные действия».
Свидетель сообщил, что покинуть территорию домовладения требовали также женщины, которые находились во дворе. На вопрос, «почему они не покинули двор», Бейтуганов ответил: «Чтобы предотвратить беспорядки».
Далее свидетель рассказал, что, когда Аслан Иритов вышел во двор, он «побежал на Крымукова, по ходу движения столкнулся с Губашиевым и ударил его головой». «Он потом сплевывал кровь, я ему еще салфетку дал», - повторил свидетель.
После этого, продолжал он, по указанию Крымукова во двор забежали сотрудники ОМОН. Аслан Иритов, по словам свидетеля, «душил одного ОМОНовца», после чего его задержали, посадили в машину и увезли в УВД.
На вопрос, у кого из сотрудников было предостережение, которое они должны были вручить, свидетель ответил, что саму бумагу он не видел.
Аслан Иритов отрицал применение какого-либо насилия к сотрудникам полиции, указывая, что у него нет кистей рук. 9 апреля в Интернете появилась видеозапись, существенно уточнившая обстоятельства его задержания, однако часть съемки с развитием конфликта из этой записи извлечена. 21 января защита просила исследовать видеозапись потасовки братьев Иритовых с силовиками, чтобы дать оценку словам правоохранителей во время конфликта, но суд отказался отправить видео на экспертизу.
Далее к допросу свидетеля приступил адвокат Аслана Иритова Роман Бондаренко. Адвокат спросил, кто принял решение о визите в дом Иритовых, и на основании чего. Свидетель сказал, что этого он не знает. «Законом о полиции предусмотрены основания, по которым можно зайти во двор без разрешения хозяев, и можете ли назвать эти основания?» - задал вопрос адвокат. «Не могу ответить», - сказал свидетель.
Адвокат напомнил, что в соответствии с Конституцией страны частная собственность охраняется государством. «Вы находились при исполнении, можете ли назвать основания, которые вам позволили бы зайти во двор Иритовых?» - настаивал адвокат. «Лично я зашел во двор, когда там начался крик, ор», - ответил свидетель. Адвокат отметил, что «крик и ор» не являются основаниями, о которых идет речь.
Прокурор ходатайствовала о снятии вопроса, так как, по ее мнению, свидетель не обязан давать показания об основаниях визита полицейских. Судья снял вопрос, также отметив, что свидетель не должен отвечать на теоретические вопросы. Адвокат настаивал на своем и утверждал, что вопрос важен, и свидетель должен на него ответить. Но и в другой формулировке вопрос был снят.
Аслан Иритов выразил недовольство тем, что вопросы его адвоката отводятся. После этого прокурор заявила ходатайство об удалении из зала суда Иритова. Иритов в свою очередь предложил удалить прокурора.
Судья сказал, что Иритов нарушает порядок ведения судебного заседания: говорит, когда захочет, говорит без очереди. Адвокат пояснил, что Иритов недоволен, потому что нарушается его право на защиту.
Иритов заявил, что является очень законопослушным человеком, однако не может терпеть, когда «лгут и виляют». «Из меня пытаются сделать неадекватного, неуправляемого человека, в соцсетях обо мне распространяют небылицы… пытаются представить меня гадом и преступником. Между тем, я никогда не нарушал закон», - сказал Иритов.
После этого он заявил, что не доверяет ни прокурору, ни судье: «Потому что вам приказали, потому что у нас коррумпированная республика». Иритов сказал, что всё это затеяли, чтобы взять его под домашний арест на девять месяцев и тем временем распорядиться землями Вольного аула по своему усмотрению. «Уже практически все распродали», - сказал Иритов. Далее он заявил, что ему все равно, какое наказание ему вынесет суд, «даже если это будет реальный срок».
Организация "Вольный аул" добивалась выделения земельных участков нуждающимся жителям одноименного микрорайона Нальчика. В конце 2017 года наряду с обвинением Аслан Иритов в применении насилия к полицейским, Минюст по Кабардино-Балкарии заподозрил "Вольный аул" в экстремизме. Впоследствии претензии к "Вольному аулу" со стороны Минюста были сняты, но в новом аукционе на право аренды участка земли площадью 96,6 гектара организация не смогла принять участия из-за суммы задатка, которая составила 15 миллионов рублей. Эту сумму представители "Вольного аула" назвали завышенной.
Судья сказал, что, как председательствующий, он должен следить за порядком в судебном заседании. «Вы свои суждения можете высказать в прениях. То, что Вы считаете ложью, можете опровергать потом», - отметил судья. Далее он указал, что, если Иритов и дальше будет проявлять эмоциональность, суд вынужден будет его удалить, и что он предупреждает об этом «в последний раз».
Дальнейший допрос свидетеля адвокатом касался обстоятельств нанесения удара Губашиеву. В частности, адвокат выяснял, где стоял свидетель, где стоял Губашиев и другое. «Что Вы делали после нанесения удара Губашиеву?» - спросил адвокат. «Стоял там же, где и стоял, ушел, когда унесли Иритова», - ответил свидетель.
Выносили Иритова, по его словам, четверо сотрудников ОМОНа. Отбирали ли полицейские у соседа Иритовых телефон, свидетель, по его словам, не видел.
В ходе допроса второго свидетеля Мурата Гонова, снимавшего происходившее 31 октября 2017 года во дворе дома Иритовых на видеокамеру, произошло удаление Иритова из зала суда. Иритов возмутился, когда свидетель заявил, что, выгоняя сотрудников полиции со двора, женщины семьи Иритовых «матерились». Он назвал слова свидетеля «бредом».
В остальном показания Гонова совпали с показаниями предыдущего свидетеля.
Суд также сегодня отказал защите в ходатайстве о просмотре видеозаписей. Вместо этого суд принял решение огласить протокол с содержанием видеозаписи. Был оглашен протокол видеозаписи, произведенной дочерью Иритова Анжеликой Иритовой. Ни в указанном протоколе, ни на одной из видеозаписей, просмотренных ранее на заседаниях суда, не запечатлено, что Иритов бьет Губашиева.
Следующее заседание суда пройдет 4 марта в 10.00 мск, передает корреспондент «Кавказского узла».
Напомним, 14 марта в Арбитражном суде республики начнется новое рассмотрение заявления организации «Вольный аул» о признании итогов аукциона на право аренды земли, на который не была допущена организация, недействительными. Ранее принятое Арбитражным судом постановление оставить заявление без рассмотрения было отменено кассационной инстанцией.
Автор: Людмила Маратова источник: корреспондент "Кавказского узла"