Мать подсудимого по делу о халифате заявила о пытках сына в полиции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На заседании Северо-Кавказского военного суда по делу о попытке создания в Кабардино-Балкарии халифата 24 ноября была допрошена мать подсудимого Ахмеда Балкарова. Она рассказала об обыске в ее доме, а также заявила, что адвокаты ее сына подтверждали факт его пыток в полиции.
Как писал "Кавказский узел", дело в отношении 10 жителей Кабардино-Балкарии, обвиняемых в попытке создать в республике халифат с шариатской формой правления, поступило в суд в августе. Никто из подсудимых свою вину не признал. По делу проходят Олег Мисхожев, Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов, а также умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и Ибрагим Гугов, убитый при попытке задержания.
Балкарова рассказала об обстоятельствах задержания сына 10 января 2014 года
24 ноября в суде началось представление доказательств со стороны защиты. Суд установил порядок представления доказательств. После этого адвокат Ахмеда Балкарова Владимир Гладков заявил ходатайство, в котором попросил привлечь для допроса в суде всех специалистов, понятых, экспертов и работников экспертных учреждений, которые принимали участие в досмотре его подзащитного, изъятии у него предметов, запрещенных к обороту, и обыскивали его квартиру.
Суд удовлетворил ходатайство лишь частично, постановив оказать содействие в вызовах для допроса оперуполномоченного Черкесова и Шахалиева, понятых Техова, Тижаеву, Бижаеву, Мамакова и Фурзаеву и лаборанта экспертного отдела Кучукову.
После этого была допрошена единственный пришедший в суд свидетель защиты - Арина Балкарова, мать подсудимого Ахмеда Балкарова.
Она рассказала об обстоятельствах задержания своего сына 10 января 2014 года и об обыске, который случился на следующий день у них в квартире.
Согласно показаниям Балкаровой, 10 января 2014 года во второй половине дня ее сын вышел из дома и должен был пойти на намаз в мечеть, однако через некоторое время перестал отвечать на звонки, что встревожило мать, потому что они были с сыном "всегда на связи".
По словам Балкаровой, в Кабардино-Балкарии уже стали нормой похищения и пропажи молодых людей, которые исповедуют ислам. Они находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов и рискуют, что их могут объявить террористами и экстремистами, сказала женщина.
Она предположила, что ее сына забрали силовики. Арина Балкарова созвонилась с матерью Олега Мисхожева — Мариной Шогеновой, и они вместе поехали в 6-й отдел полиции, потому что знали, что всех арестованных мусульман доставляют туда.
Женщина сообщила, что адвокаты подтвердили факт пыток ее сына
Однако в этом отделе им сказали, что таких лиц к ним не привозили, хотя несколько раз матери здесь слышали, по словам Балкаровой, "душераздирающие" крики сыновей. Свидетель сказала, что, по мнению женщин, их сыновей пытали.
Затем им позвонили из УСБ МВД и сказали, чтобы они подъезжали ко второму отделу полиции, куда привезут Балкарова и Мисхожева. Когда матери туда подъехали, они увидели, как из полицейской машины вынесли Ахмеда Балкарова и Олега Мисхожева в грязной одежде, причем у Мисхожева был пакет на голове. Молодые люди, как заявила свидетель, самостоятельно передвигать ногами не могли, и их буквально тащили. Марина Шогенова подбежала и сорвала пакет, но полицейские повалили ее на землю. По словам Балкаровой, лицо Мисхожева выглядело избитым и распухшим.
Далее, во 2-й отдел полиции приехала адвокат Людмила Шогенова, которую матери вызвали защищать сыновей. Она пообщалась с Мисхожевым и Балкаровым и подтвердила факт пыток в их отношении: "побитые лица, черные пальцы". Как передала Балкарова слова Шогеновой, ребята были запуганы и психологически подавлены, поэтому подписали протоколы своих допросов, хотя адвокат категорически запретила им это делать.
После этого Людмила Шогенова отказалась защищать подсудимых, и их адвокатом стал Додуев, который также подтвердил факт пыток и сказал матери, что с побоями в СИЗО не принимают, поэтому Балкаров будет еще два-три дня находиться в ИВС, как впоследствии и получилось. В ИВС, по словам Балкаровой, у нее даже не брали пакет с продуктами, ссылаясь на плохое самочувствие сына.
Балкарова уверена, что все показания на предварительном следствии подсудимые давали под пытками.
"Они принесли брелок с собой и разыграли спектакль"
Как показала свидетель дальше, на следующий день в квартиру к Балкаровым пришли 7-8 человек в камуфляжной форме. Они представились сотрудниками полиции и тщательно обыскали все комнаты в доме. На высоком шкафу, на антресолях, по словам женщины, один из полицейских пошарил рукой и якобы обнаружил брелок от сигнализации автомобиля, который, по версии следствия, может быть и детонатором.
По свидетельству Балкаровой, поведение полицейских у нее в доме было вызывающим и демонстративным. Они спросили у матери, водит ли ее сын машину. Когда она ответила, что нет, один из полицейских со смехом сказал, что "сейчас будет водить" и достал этот брелок.
По словам свидетеля, она на этом шкафу в коробке хранила деньги, но никогда не видела там никакого брелока. "Они принесли брелок с собой и разыграли спектакль", - заявила Балкарова.
Судья поинтересовался, почему Арина Балкарова подписала протокол обыска без замечаний и не упомянула в нем о брелоке. После некоторой заминки свидетель ответила, что это было ее упущение. Она заявила, что говорила полицейским свои возражения устно, но "из-за нервов и усталости" не разобралась в ситуации.
Как пояснила свидетель, сотрудники полиции не давали ей в руки протокол, а просто его зачитали. Кроме того, никто ей не разъяснил, что в протокол можно заносить замечания.
Адвокат Мельдер поинтересовался у Балкаровой, сколько длился обыск, и сослался на то, что в протоколе указано полчаса. "Нет, не полчаса, а два часа", - ответила свидетель.
Олег Мисхожев спросил у Арины Балкаровой, что ей известно об убийстве Попова, Шеретлокова и Конакова, которых следствие считает боевиками и обвиняет в связях с ними подсудимых.
Свидетель ответила, что в среду, в день пропажи этих молодых людей, видела, как у нее во дворе кого-то из них заталкивали в машину "Лада-Приора", этот человек сопротивлялся и звал на помощь. Это было в среду, а в пятницу запустили новость о ликвидации этих ребят как боевиков, уточнила Балкарова.
После гибели Попова и Шеретлокова их тела в морге перепутали. Попова завернули в мусульманский саван и выдали родителям Шеретлокова. "Ребята подумали, что это знак свыше, и после того, как мать Попова, вопреки его воле, захоронила его по православному обряду, перезахоронили его тело», - рассказала свидетель, показывая на подсудимых.
"В протоколе так и будет записано - жестом указывает в сторону подсудимых", - живо отреагировал судья
Мисхожев ответил, что факт перезахоронения никто не отрицает, но пояснения будут даны подсудимыми позже.
Балкарова утверждает, что ее сын не связан с боевиками
Затем адвокаты спрашивали Балкарову, связан ли ее сын с вооруженным подпольем, высказывал ли желание свергнуть конституционный строй, хранил ли дома оружие, боеприпасы или наркотики. На все вопросы свидетель отвечала однозначно отрицательно, и после этого ее допрос завершился.
В связи с занятостью некоторых адвокатов следующее заседание перенесено судом на четверг, 1 декабря.
"Мне никто не может помочь. После ареста и пыток у моего единственного сына прогрессируют астигматизм и тугоухость. Я писала в прокуратуру, УСБ МВД, Чайке и даже Путину. Ответов нет, или отписки", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Арина Балкарова.
Комментариями представителей следствия относительно ее заявлений "Кавказский узел" не располагает.
Материалы о влиянии событий на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе собраны "Кавказским узлом" на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
источник: корреспондент "Кавказского узла"