Эксперты усомнились в необходимости банка информации о террористах в России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Инициатива властей России по созданию банка информации о террористах и экстремистах нецелесообразна, тем более силовики уже используют систему профучета, которая также неэффективна и нарушает права жителей Северного Кавказа, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
О создании в стране федеральной информационной системе биометрического учета и оперативно-разыскных данных президент России Владимир Путин заявил 28 июня на заседании Военно-промышленной комиссии.
По его словам, на основе новой системы будет создан банк информации об участниках террористической и экстремистской деятельности. "Это поможет более оперативно выявлять преступников и террористов", - приводятся слова Путина в сообщении, размещенном на сайте Кремля.
"В уже существующие списки заносят всех людей без разбора"
По мнению журналистки "Новой газеты" Ирины Гордиенко, анонсированная Владимиром Путиным система работать в России не будет. У силовиков сейчас "отсутствует понимание, как определить террористов и экстремистов", считает Гордиенко.
По ее словам, зачастую силовики "выявляют радикалов исключительно по внешнему виду, в то время как настоящие боевики в списки экстремистов не входят".
Кроме того, спецслужбы уже используют в своей работе систему профучета, необходимости в создании новой системы учета нет, привела свою точку зрения Гордиенко.
"В уже существующие списки заносят всех без разбора. К примеру, в Дагестане на учет поставили всех работников сети исламских кафе "Ак бар". Другой пример — Гимры, где многие местные жители стоят на профучете", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Гордиенко.
Жители села Гимры ранее неоднократно сообщали о массовой постановке на учет в полиции родственников предполагаемых боевиков и сборе полных досье для их идентификации. Также они заявляли, что, несмотря на отмену режима контртеррористической операции, в селе продолжает действовать пропускной режим, и наблюдается большое количество силовиков.
"Включенные в списки граждане подвергаются давлению"
Система, создание которой анонсировал Владимир Путин, в действительности уже давно существует, заметил председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
"Люди, включенные в список лиц, причастных к террористическим актам, причем зачастую безосновательно, подвергаются давлению со стороны государства. К примеру, они не могут получить карту в банке, то есть не могут платить налоги и получать заработную плату", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов.
"К примеру, 17 лет назад три девушки были арестованы за попытку подрыва приемной ФСБ в Москве. После освобождения из тюрьмы у женщин, уже отсидевших и законопослушных, были серьезные проблемы с получением банковских карт. Соответственно, у них были проблемы и с приемом на работу", - привел пример Черкасов.
Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" также подчеркнул, что "другой стороной вопроса является радикализм на Кавказе".
"В Дагестане граждан, попавших в списки, буквально выдавливают из общества. К примеру, они не могут переезжать из города в город. Поскольку таких людей проверяют на каждом посту, везут в отдел полиции, фотографируют, берут отпечатки пальцев. При этом замечу, что данные списки не "заточены" под исламистов", - сказал Черкасов.
31 мая в присутствии главы Дагестана члены президентского Совета по правам человека вступили в спор с главой республиканского МВД и вице-премьером, заявив о необходимости прекращения практики постановки жителей республики на профучет. В частности, в Дагестане есть практика постановки на профилактический учет людей за их религиозные взгляды, отметили члены СПЧ.
"Силовики при включении граждан в списки часто ошибаются"
Помимо системы профучета, силовики в своей работе могут пользоваться списками, которые регулярно публикует Росфинмониторинг, напомнила член совета Правозащитного центра "Мемориал", председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
Как считает правозащитница, анонсированная Владимиром Путиным система "будет неэффективной, поскольку в списки попадают не те люди". Силовики при включении тех или иных граждан в списки часто ошибаются, либо выполняют свою работу недобросовестно, привела свою точку зрения Светлана Ганнушкина.
Светлана Ганнушкина также рассказала, что ей известен случай, когда государство не смогло выплатить компенсацию необоснованно осужденной женщине, состоящей на учете.
"Женщина была необоснованно осуждена за то, что хранила два зарегистрированных ружья и нескольких пистолетов для подводной охоты, которые были признаны оружием. Она отсидела в СИЗО и получила условный срок. Государство признало, что у него есть финансовые обязательства по отношению к женщине, и ей была назначена компенсация. Но получить ее она не смогла — переводить деньги было некуда, а банк отказался открыть счет", - рассказала корреспонденту"“Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.
В соответствии с законом "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Росфинмониторинг составляет и регулярно публикует "Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму". Одним из оснований для включения в этот перечень является наличие судимости по нескольким статьям Уголовного кодекса, в том числе и по 208-й статье. Упомянутый закон разрешает банкам отказывать людям, включенным в этот перечень, в осуществлении ряда банковских операций.
"Базы данных нарушают права инакомыслящих людей"
Сомнения в целесообразности создания в России нового банка информации о террористах также выразил директор правозащитного центра "Сова", эксперт по вопросам религии, национализма и ксенофобии Александр Верховский. "Обычно, когда появляется некий новый список, он без особых на то оснований начинает работать против включенных в него людей", - заявил Александр Верховский.
При этом он заметил, что разнообразные базы данных силовиков "нарушают права инакомыслящих людей, к примеру, салафитов". "При этом в список могут попадать не только преступники, террористы, но и, например, свидетели, которые никакого отношения к инциденту не имеют", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Верховский.
Практика постановки на профучет приводит к маргинализации салафитских общин, у представителей которых формируется устойчивое недоверие к властям, говорится в докладе правозащитной организации Human Rights Watch, который был опубликован в июне 2015 года.
Постановка на профилактический учет в органах внутренних дел лиц, склонных к совершению административных правонарушений и преступлений, является одной из мер индивидуальной профилактики правонарушений и рецидива преступлений, говорится в опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" справочном материале "Профучет в МВД РФ".
источник: корреспондент "Кавказского узла"